ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА - Обществознание - Поурочные разработки 11 класс - 2014 год

Обществознание 11 класс - Поурочные разработки

ЗАНЯТОСТЬ И БЕЗРАБОТИЦА - ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА - Обществознание - Поурочные разработки 11 класс - 2014 год

I. Требования к результатам изучения темы

Изучение данной темы поможет внести вклад в достижение результатов:

личностных:

— понимание важности трудовой деятельности для личности и общества;

— формирование позиции активного и ответственного члена общества, готового и способного к саморазвитию, личностному и профессиональному самоопределению;

— способность ставить личные цели и строить жизненные планы;

метапредметных:

— развитие способности анализировать реальные социальные ситуации;

— критическое осмысление социальной информации для выбора адекватных способов деятельности и моделей поведения в социально-трудовой сфере;

— овладение основами самооценки и самоконтроля;

— умение строить жизненные планы во временной перспективе;

— совершенствование умения ориентироваться в социальных ролях;

предметных:

— умение поиска и выделения необходимой информации для выбора способа рационального поведения в условиях рынка труда;

— умение различать экономические и социальные последствия безработицы;

— сформированность представлений о роли государства в обеспечении занятости;

— понимание проблем социально-трудовой сферы жизни общества и способность определять собственное отношение к ним.

Задачи занятия:

1) раскрыть особенности и характер труда в условиях рыночной экономики, его влияние на занятость работников;

2) представить действие рыночных законов на рынке труда;

3) сформировать представления о видах, причинах и последствиях безработицы;

4) показать роль государства в обеспечении занятости населения;

5) помочь старшеклассникам оценить свои возможности трудоустройства в условиях современного рынка труда.

II. Место темы в системе учебных занятий

Тема завершает изучение целого ряда проблем, связанных с функционированием рыночного общества: рыночные структуры, деятельность фирмы в экономике, слагаемые успеха в бизнесе, роль государства в рыночной экономике. Содержание занятий опирается на полученные ранее (курс основной школы, предыдущие темы главы, уроки истории, экономики) наиболее общие представления о рынке как регуляторе экономической жизни общества, его структурах и законах функционирования.

Опираясь на имеющиеся у учащихся знания, учителю важно раскрыть действие рыночного механизма регулирования экономики на рынке труда. Круг проблем, рассматриваемых в теме, а также предлагаемый методический аппарат параграфа помогут учителю реализовать важные социализирующие и воспитательные задачи курса. В частности, они будут способствовать подготовке учащихся к профессиональному самоопределению и выбору рационального способа поведения на рынке труда.

III. Литература и оборудование

Литература для учителя

Боровик В. С., Ермаков Е.Е., Похвощев В. А. Занятость населения: учеб, пособие для студентов вузов. — Ростов н/Д, 2001. — Гл. 2—4.

Киреев А. П. Экономика: учеб, для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений — М., 2007. — Гл. 2. — § 12.

Липсиц И. В. Экономика: учеб, для вузов. — М., 2009. — Гл. 12, 13.

Носова С. С. Основы экономики: учеб, для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования. — М., 2002. — Гл. 14, 25.

Основы экономической теории. Учеб, для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений с углубл. изучением экономики. В 2 кн. / под ред. С. И. Иванова. — М., 2003. — Кн. 2. — Гл. 12. — Разд. 3—5.

Оборудование

Компьютер, проектор, таблица «Виды безработицы», ватман, фломастеры.

IV. Организация учебной деятельности

1-й час: изучение проблем рынка труда (пункт 1 плана). 2-й и 3-й часы: изучение проблем занятости (пункты 2, 3 плана). Возможные варианты организации учебной деятельности: практическое занятие с текстом учебника в сочетании с организацией беседы по пунктам плана, работой с документами, выполнением творческих заданий, постановкой и обсуждением проблемных вопросов, анализом и интерпретацией статистических данных, реальных фактов современности, работой со словарными статьями.

Ход занятия

Мотивационный этап

Начать урок целесообразно с обращения к имеющимся у учащихся знаниям о рыночном механизме регулирования экономики. Актуализировать эти знания поможет обсуждение следующих вопросов: 1) Каковы функции рынка в экономике? 2) Как действует «невидимая рука» рынка? 3) Какие экономические законы регулируют различные виды рынков? 4) Зачем государство вмешивается в рыночные отношения?

Обсуждение этих и предложенных в начале параграфа проблемных вопросов подведёт учащихся к осмысленному прочтению и усвоению фрагмента «Рынок труда» и позволит рассматривать этот вид рынка в качестве составной части структуры рыночной экономики, функционирующей в ней наряду с другими рынками (сырья, товаров, капитала и др.).

Этап изучения нового материала

План изучения нового материала

1. Рынок труда.

2. Причины и виды безработицы.

3. Государственная политика в области занятости.

1. При работе с учебным текстом советуем уделить внимание раскрытию следующих вопросов: что является объектом спроса и предложения на рынке труда? Как взаимодействуют главные рыночные механизмы — спрос, предложение, рыночная цена? Их усвоение поможет сформировать ключевое понятие «рынок труда».

Что продаётся и покупается на рынке труда? Казалось бы, ответ очевиден — труд. Однако учёные (экономисты, социологи) по-разному подходят к трактовке этого понятия. Одни исследователи, рассматривая труд как фактор (ресурс) производства, считают, что на рынке продаётся способность человека к труду. Другие полагают, что продаётся товар под названием «труд». Но труд — это процесс создания материальных благ (товаров), и только в них он получает воплощение (опредмечивание способностей в процессе деятельности).

В тексте параграфа обоснована более правомерная, на наш взгляд, трактовка объекта купли-продажи на рынке труда — услуги труда. Подобный подход позволяет характеризовать рынок труда как социальную и экономическую категорию, отражающую систему социально-трудовых отношений по поводу удовлетворения потребностей производства в рабочей силе и реализации гражданского права на труд, осуществляемых посредством обмена на основе спроса и предложения. Здесь важно отметить, что в нормально функционирующей рыночной экономике предложение и спрос уравновешивают друг друга (рынок труда находится в равновесии), т. е. работники могут легко найти работу, а работодатели — наёмных работников.

Основным рычагом на рынке труда выступает цена трудовых услуг, роль которой выполняет заработная плата. Уровень заработной платы является одним из основных факторов влияния на спрос и предложение на рынке труда. Можно предложить учащимся на основе самостоятельного знакомства с учебным текстом выделить и охарактеризовать другие факторы спроса и предложения на рынке труда.

Целесообразно обсудить проблему влияния заработной платы на спрос и предложение труда, причины дифференциации в оплате труда работников. Предложите учащимся на основе имеющегося социального опыта, материалов СМИ привести реальные факты (ставки и специфика оплаты труда работников различных сфер и отраслей экономики). Учителю важно, обобщив факты современной социально-экономической ситуации, помочь учащимся сделать необходимые выводы. Например, о сохраняющейся в стране тенденции необоснованной дифференциации в оплате труда между различными отраслями, бюджетной сферой, государственным и негосударственным секторами, причём различия в оплате труда работников могут достигать разрыва в несколько раз; о недостатке финансовых ресурсов для оплаты труда в отраслях бюджетной сферы и др. Опираясь на знания учащихся из курса истории, факты общественной жизни, полезно предложить самостоятельно сформулировать причины дифференциации ставок заработной платы работников разных профессий и занятых в различных отраслях экономики.

Лучше разобраться в причинах сложившихся диспропорций в оплате труда и их влиянии на российскую экономику, рынок труда поможет организация работы учащихся на уроке с документом академика РАН Д. С. Львова «Оплата труда в системе распределения» (Дидактические материалы, с. 118—119).

Следующая проблема, требующая внимания: должно ли государство устанавливать минимальный размер оплаты труда (МРОТ)? Среди экономистов нет единого мнения о необходимости установления минимума заработной платы как механизма по предотвращению бедности. С одной стороны, он порождает безработицу среди некоторых низкооплачиваемых наёмных работников, с другой — приводит к повышению доходов тех, кто продолжает работать. Россия законодательно определяет минимальный размер оплаты труда в целях обеспечения всем занятым приемлемого уровня жизни.

Однако здесь необходимо отметить своеобразие ситуации с минимальной зарплатой, сложившейся в нашей стране.

Если в развитых странах данный показатель складывается примерно на уровне 40 % от средней зарплаты, то в России это соотношение составляет 15 %. При этом минимальная оплата труда значительно отстаёт от уровня прожиточного минимума (см. книгу С. С. Носовой «Основы экономики», с. 120). Далее учитель организует анализ учащимися динамики изменений МРОТ и прожиточного минимума в России за последнее десятилетие, представленных в таблице учебника (можно спроектировать её содержание на доску). Желательно обсудить причины сложившейся социально-экономической ситуации в сфере трудовых отношений, её влияние на рынок труда и действие его законов. Полезно акцентировать внимание учащихся на том, что российское правительство провозгласило борьбу с бедностью приоритетным направлением своей внутренней политики и планирует принять меры по постепенному снижению несоответствия между ценой труда и прожиточным минимумом. В обществе ведутся активные дискуссии о необходимости нормативного закрепления требования соответствия МРОТ прожиточному минимуму.

Целесообразно предложить учащимся подготовить сообщение на тему «Как побороть бедность в России?», используя материалы Интернета, периодической печати о социально-экономической политике государства, ситуации в сфере трудовых отношений, процессах их реформирования.

2. Второй пункт плана предполагает знакомство с такой значимой функцией рынка труда, как распределение и перераспределение трудовых ресурсов в общественном производстве. Осмысление этой функции связано с овладением понятиями «занятость» и «безработица».

Положения учебного текста, связанные с характеристикой понятия «занятость», рекомендуется связать с реальными процессами в жизни нашей страны. Полезно организовать работу с документом в конце параграфа. Анализ текста и выполнение заданий позволят учителю подвести старшеклассников к выводу о том, что занятость в России стала определяться рыночными законами и это привело к возникновению такого социально-экономического явления, как безработица. Учитель, опираясь на статистические данные, приведённые в учебном тексте, подчёркивает закономерный характер этого явления для рыночной экономики.

Усилить обоснованность вывода учителю поможет сравнительный анализ статистических данных, представленных в таблице (см. вышеупомянутый учебник «Основы экономики», с. 60).

Уровень безработицы в странах с развитой рыночной экономикой, %

Страна

1990—1999 гг.

2001 г.

2011 г.

США

5,9

4,9

9,1

Германия

9,1

7,5

6,0

Франция

11,2

8,6

9,1

Испания

20,2

17,6

20,8

Данные таблицы позволяют подвести учащихся к выводу о том, что безработица — одна из главных социальных проблем не только для Российской Федерации. Не менее остро эта проблема стоит и перед странами с развитой рыночной экономикой.

Начавшийся в 2008 г. мировой финансовый кризис серьёзно обострил проблему безработицы. Она стала актуальной для всех стран — как развивающихся, так и развитых. Так, уровень безработицы в 2011 г. в мире составил 6,1 %, в странах ЕС — 9,4 %. В России общий уровень безработицы в 2011 г. достиг отметки в 7,2 %.

Положения учебного текста, характеризующие различные виды безработицы, могут быть самостоятельно изучены учащимися. Для их закрепления старшеклассникам предлагается высказать свои предложения и помочь учителю заполнить таблицу на доске, а затем обсудить полученные результаты работы.

Вид безработицы

Причины возникновения

Продолжительность

Пути снижения уровня безработицы

Фрикционная




Структурная




Циклическая




Закрепить основные понятия и положения раздела поможет организация работы с соответствующими словарными статьями (см.: Популярная экономическая энциклопедия. — М., 2001; Обществознание. Школьный словарь).

3. Материал «Государственная политика в области занятости» тесно связан с содержанием параграфов «Рыночные отношения в экономике», «Экономика и государство». Так, важно отметить, что обеспечение занятости населения является одной из целей и функций государства, регулирование же рыночных отношений, финансовая и социально-экономическая политика государства тесно связаны с проблемой распределения трудовых ресурсов и создания условий для их воспроизводства.

Обращение к изученному ранее материалу поможет учащимся глубже усвоить положения учебного текста о формах и методах государственного регулирования занятости. Важно связать основные понятия и положения текста учебника с конкретными фактами из жизни страны.

На вопрос «Что же означает нынешний уровень безработицы для российской экономики и для каждого конкретного человека?» учителю поможет дать обстоятельный ответ с опорой на реальные факты и статистические данные упомянутое учебное пособие для вузов «Занятость населения» В. С. Боровика и др. (с. 193—197). Учебный материал этого пособия раскрывает социально-экономические последствия безработицы. Дополнительную информацию о состоянии и прогнозах рассматриваемого явления российской экономики можно получить также по поисковому запросу в Интернете «Безработица в России: состояние и тенденции».

Рекомендуем предложить учащимся проанализировать следующие данные ряда зарубежных исследований:

— год безработицы укорачивает жизнь человека на пять лет;

— увеличение безработицы на 1 % приводит к росту числа самоубийств на 4,1 %, тюремных заключений на 4 %, убийств на 5,7 %, увеличению общего показателя смертности на 1,9 %.

Обсуждение со старшеклассниками приведённых данных поможет подвести их к пониманию и правильной оценке регулирующей роли государства в решении проблем занятости и безработицы.

Познакомиться с различными мерами активной и пассивной политики государства в сфере занятости учащиеся могут путём самостоятельного изучения учебного текста.

Примеры из российской практики государственных мер в сфере занятости желательно дополнить примерами из более длительного и разнообразного опыта деятельности западных правительств в этом направлении. Так, в рекомендациях Комиссии по вопросам занятости стран ЕС организация общественных работ, особенно в сфере социальных услуг, а также по программам защиты окружающей среды рассматривается в качестве одного из главных средств сокращения растущей в последние годы безработицы. Финансирование программ на рынке труда требует выделения средств из государственного бюджета. Обычно эти расходы составляют от 0,6—0,7 % ВНП в Японии и США до 1,2—2 % в Италии, Великобритании и Норвегии. Нидерланды, Дания, Испания расходуют на эти цели 3—5 % ВНП (см. учебник С. С. Носовой «Основы экономики», с. 70).

В условиях ограниченности государственных ресурсов для поддержания уровня занятости ведётся поиск нетрадиционных форм содействия трудоустройству. Например, в 17 государствах Европы действуют программы, допускающие выплату безработному всей суммы пособия по безработице за максимально возможный срок при условии открытия им собственного дела (обычно это семейное предприятие в сфере услуг). Поддержка государства определяет достаточно высокую степень выживаемости подобных фирм.

Аналогичные программы начали применяться и в России, однако обеспечить выживаемость таких предприятий у нас пока ещё крайне сложно.

Полезно предложить школьникам назвать меры государственного регулирования в сфере занятости и привести конкретные примеры.

Активизировать познавательную деятельность учащихся, помочь им сформировать собственную позицию по рассматриваемой проблеме полезно через привлечение знаний из истории, географии, общественной жизни. Актуализировать эти знания поможет постановка и обсуждение следующих вопросов: 1) Какие факты окружающей жизни характеризуют действие рынка труда в российской экономике? 2) Где можно найти информацию о спросе и предложении на этом рынке? 3) Какие трудовые услуги пользуются наибольшим спросом на российском рынке труда? 4) Кто может оказать вам помощь в трудоустройстве? 5) Если человек потерял работу, то как он может приобрести другую профессию?

Этап закрепления

Советы рубрики «Практические выводы» помогут учащимся овладеть способами рационального поведения в условиях рынка труда, повысить свою конкурентоспособность.

Выполнение заданий 1, 2, 3 к параграфу потребует от учащихся осмысления изученного, аргументирования своей позиции по основным положениям параграфа.

Предложите учащимся решить задачу: «Экономически активное население страны составляет 85 млн человек. Норма безработицы в стране равна 7 %. Рассчитайте число занятых и безработных».

Задания в формате ЕГЭ.

1. Верны ли следующие суждения?

А. Условием снижения уровня безработицы является снижение налогообложения.

Б. Поддержка государством предпринимательской активности населения способствует снижению уровня безработицы.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

2. Найдите в приведённом ниже списке возможные причины безработицы. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) ограничение розничной торговли

2) спад производства

3) увеличение числа частных предприятий

4) расширение автоматизации производства

5) усиление конкуренции среди производителей

6) низкая мобильность работников

Домашнее задание

Учебник, § 10. Составить рейтинг самых востребованных профессий на рынке труда вашего региона, города (посёлка), используя материалы Интернета (например, сервер Федеральной службы по труду и занятости www.rostrud.info, ссылку на территориальные органы Роструда по вопросам занятости населения в вашем регионе), информацию, полученную из беседы с родителями, знакомыми (возможны посещения местного центра занятости, биржи труда, центра профориентации молодёжи и др.).

Наиболее подготовленным учащимся: эссе на основе высказывания Ф. Хайека: «Конкурентный строй — единственный, где человек зависит лишь от самого себя, а не от милости сильных мира сего и где никто не может помешать его попыткам достигнуть намеченной цели».

Проект (индивидуально или в группе) «Молодёжь на рынке труда: как не оказаться безработным».

Представить результаты опроса среди сверстников: какой из предложенных вариантов получения доходов вы предпочли бы в будущем?

1) Иметь сравнительно небольшой, но твёрдый заработок и уверенность в завтрашнем дне.

2) Много работать и хорошо получать, пусть даже без гарантий на будущее.

3) Иметь собственное дело, вести его на свой страх и риск.

4) Не знаю.