ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ - МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГЛОБАЛЬНЫЙ МИР В XXI ВЕКЕ»

Обществознание 11 класс - Глобальный мир в XXI веке - Методическое пособие

ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ - МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГЛОБАЛЬНЫЙ МИР В XXI ВЕКЕ»

Краткая характеристика особенностей курса и методического аппарата учебника «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» для 11 класса


При изучении курса «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» для 11 класса акцент делается на осмыслении представлений школьников о развитии общества и происходящих в нем процессах с привлечением опыта и систематизации знаний, полученных на предыдущих ступенях преподавания обществознания. В методике преподавания возрастает роль обсуждений в учебном процессе, а изложение материала носит проблемный характер. Подразумевается активное вовлечение учащихся в рассмотрение тем, использование активных и интерактивных стратегий преподавания, организация работы в малых группах, поиск дополнительных источников информации, развитие исследовательской и проектной работы старшеклассников.

Широкое использование документов позволит более эффективно формировать умения анализа информации, выделения главного, отделения фактов от мнений, сравнительных характеристик, выдвижения контраргументов и иллюстрации собственных взглядов примерами из общественной жизни. В методических рекомендациях будут даны тексты документов, которые учитель может использовать на уроке дополнительно: например, при обсуждении отдельных вопросов в группах, индивидуальной работе. Ко всем документам будут даны вопросы разного уровня, а также предложены отдельно рекомендации по организации анализа документов в учебном процессе.

К каждому параграфу учебника имеется разнообразное методическое сопровождение: высказывания мыслителей для проведения мотивационной части занятия, проблемные вопросы в тексте параграфа, контрольные вопросы по основным компонентам знаний, задания для отработки умений, темы для проведения дискуссий, формулировки возможных докладов, творческих работ, рефератов, тестовые задания, словарные материалы, повторительно-обобщающие задания к каждой главе и по итогам изучения курса. Преподавателю вместе с учащимися предоставляется право выбрать те вопросы и задания, которые будут в наибольшей степени соответствовать общим интересам и сложившейся ситуации. Следует подчеркнуть, что от преподавателя не требуется использования всего методического аппарата учебника.

В некоторых случаях могут быть даны опережающие домашние задания (например, подготовка сообщения по какой-либо теме, просмотр новостных программ, изучение печатных средств массовой информации или поиск информации из других источников, в том числе и электронных). При этом педагогу важно обращать внимание, чтобы эта работа соответствовала интересам учащихся, способствовала творческому подходу при выполнении задания.

Для большей наглядности при структурировании информации рекомендуется использовать схемы и таблицы, которые будут предлагаться в методическом пособии. Они могут предлагаться как в готовом виде, так и в качестве одного из заданий, что отражено в методическом аппарате учебника. Также в методических рекомендациях по каждой теме (главе) даются словарные материалы, в которых можно познакомиться с разными определениями ключевых понятий темы.

При подготовке плана каждого занятия учителям рекомендуется обращать внимание на возможность использования следующих крупных блоков: мотивационного, проблемного, информационного, аналитического и рефлексивного.

Каждая тема (глава) курса рассматривается в пособии в большинстве случаев по следующим подразделам: «Ожидаемые результаты», «Оборудование и материалы», «Наглядное структурирование информации» (схемы и таблицы для использования на занятии и при выполнении домашних заданий), «Краткие методические рекомендации по проведению занятий», «Дополнительная информация для учителя», «Документы для анализа» с вопросами и заданиями к ним, «Словарные материалы».


ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ


Краткие методические рекомендации по проведению занятий


На первом занятии по курсу «Обществознание. Глобальный мир в XXI веке» учащимся может быть предложено назвать те изменения, которые произошли в последние несколько лет и продолжают происходить сегодня. Можно начать обсуждение с вопроса: «Как изменились условия жизни современных молодых людей по сравнению с тем периодом, когда ваши родители были в этом же возрасте?» Данный отрезок занятия проводится в виде мозгового штурма. Все ответы записываются, а затем учащимся предлагается выбрать те изменения, которые в наибольшей степени затронули жизнь больших групп людей или всего человечества. При этом необходимо дать аргументацию и привести примеры.

После непродолжительного обсуждения и выявления наиболее значительных изменений можно выяснить у учащихся их отношение к глобализации. Важно иметь в виду, что это закономерный этап современного развития человечества, поэтому не представляется конструктивным выяснять, кто выступает за или против глобализации. Вместе с тем стоит остановиться на тех последствиях, которые несет с собой процесс глобализации, в том числе и на появляющихся новых опасностях.

Затем преподаватель может обратить внимание на особенности построения материала в учебнике 11 класса. Рассматриваемые темы носят дискуссионный характер, а поднимаемые проблемы не имеют однозначного решения. Однако при обсуждении острых вопросов следует использовать знание теорий, концепций, событий, фактов и т. п. Учебник не дает готовых ответов, а способствует осмыслению происходящих в современном мире процессов.

На вводном занятии желательно также обсудить совместно критерии оценивания работы учащихся при изучении курса, требования, формы отчетности и другие организационные моменты, являющиеся очень важными для создания атмосферы творчества, открытости и эффективности учебной работы. Особо следует обратить внимание на то, что наличие собственного мнения у учащихся не должно влиять на оценку, если это мнение подкреплено грамотной аргументацией и знанием базового материала.


Дополнительная информация для учителя


Некоторые методические особенности учебника:

1. Каждый параграф начинается с трех высказываний, работа с которыми может вызвать интерес к изучаемым вопросам, сформировать мотивацию. Желательно, чтобы учитель использовал разные методы и приемы при работе с этими высказываниями. Некоторые из них даны в начале методического пособия.

2. После каждого параграфа даются вопросы для проверки знаний, задания для выполнения, предлагается высказать точку зрения и обсудить отдельные вопросы, имеются темы докладов и рефератов. Необходимо обратить внимание на то, что необязательно использовать в учебном процессе все вопросы и задания. Учитель имеет возможность отобрать их с учетом особенностей подготовки учащихся, специфики своего учебного заведения, собственного видения преподавания, интересов учащихся. Темы докладов и рефератов могут стать как опережающим заданием для наиболее подготовленных учащихся, так и способом итоговой работы учащихся по курсу.

3. В большинстве случаев учащимся предлагается в заданиях к параграфу анализ какого-либо документа. Данная работа может проходить и на уроке при рассмотрении отдельных вопросов индивидуально или в ходе группового обсуждения. Каждый из документов снабжен вопросами, обращенными не только к знаниям, но также к умениям и ценностным ориентирам.

4. После каждой главы дается словарь ключевых понятий и терминов, который может быть использован и в процессе рассмотрения содержания главы.

5. Вопросы и задания к главам носят сравнительно-обобщающий характер. Они включают работу с текстом, рассмотрение разных пониманий какого-либо явления или термина, тестовые задания разного уровня (соотнесение, определение пропущенных слов, нахождение выпадающего из логического ряда термина, суждение о правильности двух высказываний по определенной теме).


1 Исключением является тема II, в которой дано описание занятия, но в ней также представлены документы, словарные материалы, схема, инструкции для учащихся и т. п.