Нравственные чувства и моральное поведение - МОДУЛЬ «ДУХОВНАЯ СФЕРА»

Обществознание 11 класс - поурочные разработки

Нравственные чувства и моральное поведение - МОДУЛЬ «ДУХОВНАЯ СФЕРА»

Величие человека состоит из его способности к действию и из правильного

приложения сил к тому, что надлежит сделать.

Ф. Дуглас


Цели: ознакомить с основными понятиями темы; развивать навыки работы с обучающими текстами, умение аргументировать свой выбор; воспитывать нравственные качества учащихся.

Ход урока

ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ

I. Организационный момент

Учитель напоминает правила проведения дискуссии. Он также обращает внимание на эпиграф к уроку и подчеркивает, что к концу учебного занятия нужно аргументированно ответить, согласны ли вы с мнением Фредерика Дугласа, американского аболициониста, революционного демократа, публициста.


II. Проверка домашнего задания

Учитель называет понятия и просит учащихся объяснить их значение.

Обычай, традиция, мораль, нравственность, нравственный человек, безнравственный поступок.


III. Изучение нового материала

Изучение нового материала может быть организовано через работу с текстами. После истечения определенного на изучение текста времени предлагается обсуждение. Выводы записываются в тетрадь.

Текст 1

О красоте человеческих лиц

Есть лица, подобные пышным порталам,

Где всюду великое чудится в малом.

Есть лица - подобия жалких лачуг,

Где варится печень и мокнет сычуг.

Иные холодные, мертвые лица

Закрыты решетками, словно темница.

Другие - как башни, в которых давно

Никто не живет и не смотрит в окно.

Но малую хижину знал я когда-то,

Была неказиста она, небогата,

Зато из окошка ее на меня

Струилось дыханье весеннего дня.

Поистине мир и велик и чудесен!

Есть лица - подобья ликующих песен.

Из этих, как солнце, сияющих нот

Составлена песня небесных высот.

Н. Заболоцкий

Примечание. Портал - главный вход большого здания. Сычуг- часть коровьего или свиного желудка, которая перед употреблением в пищу предварительно вымачивается.

1. Какую классификацию лиц дает Н. Заболоцкий?

2. Что лежит в основе этой классификации?

3. Можно ли доверять своему первому впечатлению о человеке?

4. Насколько можно доверять мнению других?


Текст 2

Из дневника Л. Н. Толстого

Вечная тревога, труд, борьба, лишения - это необходимые условия, из которых не должен выйти хоть на секунду ни один человек. Только честная тревога, борьба и труд, основанные на любви, есть то, что называют счастьем... Мне смешно вспомнить, как я думывал, что можно себе устроить счастливый и честный мирок, в котором спокойно, без ошибок, без раскаяния, без путаницы жить себе потихоньку и делать, не торопясь, аккуратно все только хорошее. Смешно!.. Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать и опять начинать и опять бросать и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость.


Из письма А. П. Чехова брату Николаю

1. Воспитанные люди уважают свою личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы...

2. Они сострадательны не к одним нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом...

3. Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь для слушателя оскорбительна и опошляет его в глазах говорящего... Они не болтливы и не лезут с откровениями, когда их не спрашивают...

4. Они не унижают себя с целью, чтобы вызвать сочувствие...

5. Они не суетны. Их не занимают такие фальшивые бриллианты, как знакомство со знаменитостями. Истинные таланты всегда сидят в потемках, в толпе, подальше от выставки...

6. Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем... суетой.

7. Чтобы воспитаться, недостаточно вызубрить монолог Фауста. Тут нужны беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение... воля. Тут дорог каждый час.


В чем смысл жизни?

«В чем смысл жизни?» - такую записку вдруг получил я, выступая во Дворце молодежи на Петроградской стороне, на вечере, организованном ленинградским телевидением.

Вопрос труднейший, глобальный. Может быть, самый главный и мучительный из всех вопросов, над которыми веками бились лучшие умы человечества. Можно ли ответить на него в нескольких словах да еще импровизованно? Не лучше ли отмолчаться или отшутиться? Нет. Мне кажется, любой из нас в любую минуту своей жизни должен быть готов в меру своих сил ответить на этот вопрос. Сегодня я отвечаю на него так: природа создавала человека миллионы лет, давайте же уважать эту работу. Проживем жизнь с достоинством, поддерживая все созидательное и противостоя всему разрушительному, что есть в жизни! Это, разумеется, не полный ответ, но, во всяком случае, приближение к нему...

А способность человека найти необходимую простую и ясную формулировку - один из критериев подлинной интеллигентности... Для меня интеллигентность - это повышенная восприимчивость к культуре, к искусству, деликатность в отношении других людей, принципиальность. И еще: интернационализм. Я убежден, что национальное в его лучших проявлениях сохранится всегда. Но это не исключает подлинного интернационализма, который заключается в отсутствии национальной спеси...

И еще качество подлинного интеллигента: его жизнь осмысленна. Над смыслом ее он задумывается всю жизнь, не считая, что ответ найден раз и навсегда.

Д. С. Лихачев


1. Какие нравственные стержни в человеке выделяют авторы?

2. Почему люди, живущие в разное время, ценят одно и то же? В процессе обсуждения текстов важно подвести учащихся к выводу о том, что нравственность неотделима от морали; в нравственной личности сочетаются разумное и чувственное начала; конкретные моральные установки определяются требованиями конкретного общества; существуют общие моральные правила, которые следует выполнять.


IV. Закрепление изученного материала

Учащиеся выполняют задания 4, 5, 6 на с. 110 (Кравченко).


Домашнее задание

1. § 13, проблема, парадокс, с. 110 (Кравченко).

2. § 31 (Боголюбов).


ВТОРОЙ ВАРИАНТ

I. Организационный момент


II. Проверка домашнего задания

Учитель называет понятия и просит учащихся объяснить их значение.

Обычай, традиция, мораль, нравственность, нравственный человек, безнравственный поступок.


III. Изучение нового материала

План

1. Нравственность и мораль: взаимосвязь и взаимовлияние.

2. Моральные нормы и их функции в обществе.

3. Особенности морального познания.


1. Нравственность и мораль: взаимосвязь и взаимовлияние

Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника (с. 103-104 (Кравченко)).

2. Моральные нормы и их функции в обществе

Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника (с. 105-106 (Кравченко)). Затем предлагается выполнить задания 2 и 3, с. 110 (Кравченко).

Завершая проверку материала, учитель должен выделить главную функцию морали: регулятор общественных отношений, условие успешной социализации личности.

3. Особенности морального познания

Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника (с. 107-109 (Кравченко)) и отвечают на вопросы:

- Что такое неэкспериментируемость и почему это одна из главных характеристик морального познания?

- Что такое парадокс моральной оценки? Приведите примеры.

- Что такое парадокс морального поведения? Приведите примеры.

Завершая проверку материала, учитель предлагает обсудить проблему: права ли народная мудрость «Умный учится на чужих ошибках, только дурак учится на своих»?


IV. Закрепление изученного материала

Вопросы морали с древнейших времен были предметом размышлений множества философов, ученых деятелей искусства, писателей и просто людей с неспокойной совестью.

Ралф Уолдо Эмерсон (1803-1882) - американский философ и поэт, крупнейший американский романтик. Высшей святыней он провозглашал неповторимость духовного мира человека. Эмерсон утверждал: «Истинный показатель цивилизации - не уровень богатства и образования, не величина городов, не обилие урожая, а облик человека, воспитываемого страной... Нравственность - это направление воли на цели всеобщие, всемирные. Безнравственен тот, кто действует для частной цели».

- Сформулируйте проблему, выраженную в афористической форме.

- Подробно разъясните мысль автора.

- Приведите примеры из литературы, истории, повседневной жизни для аргументации своего ответа.


Домашнее задание

1. § 13, задания 4, 5, 6 на с. 110 (Кравченко).

2. С. 373-374 (Боголюбов).