Отклоняющееся и противоправное поведение - МОДУЛЬ «СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА»

Обществознание 11 класс - поурочные разработки

Отклоняющееся и противоправное поведение - МОДУЛЬ «СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА»

Такова жизнь: один вертится между шипами и не колется;

другой тщательно следит, куда ставить ноги, и все же натыкается

на шипы посреди лучшей дороги и возвращается домой

ободранный до потери сознания.

Дидро


Цели; ознакомить с основными понятиями темы и последствиями нарушения социальных норм; развивать навыки оценочного суждения, умение работать с учебным текстом.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель просит учащихся вспомнить, не было ли чего необычного в поведении людей, которых учащиеся видели на улице по дороге в школу. Если учащиеся затрудняются, учитель приводит пример курящего на улице школьника и объясняет, что социальная оценка такого поведения и есть главная тема урока.


II. Изучение нового материала

План

1. Девиантное (отклоняющееся) поведение.

2. Сущность делинквентного поведения.


1. Девиантное (отклоняющееся) поведение Девиантное (отклоняющееся) поведение – несоответствие имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или сообществе, или всякое поведение, которое вызывает неодобрение общества.

Проявления отклоняющегося поведения:

• аморальные проступки;

• правонарушения;

• новаторские предложения;

• общественно безопасные особенности личности.

Причины отклоняющегося поведения:

• биологическая;

• психологическая;

• социологическая.

(Учитель подробно останавливается на каждом пункте.)


2. Сущность делинквентного поведения

Самостоятельно прочитайте текст учебника (с. 92-95 (Кравченко)) и выполните задания:

- Выписать термины и их определения.

- В чем заключается разница между девиантным и делинквентным поведением?

- Чем отличается подростковая преступность от организованной преступности?

(Через 15 минут организуется обсуждение выполнения заданий.)


III. Закрепление изученного материала

- Выполните задания 2, 3, 5 на с. 96 (Кравченко).

(В заключение урока можно провести терминологический диктант.)


Домашнее задание

Повторить значение основных терминов.