Общение и творчество - ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ - 10 класс

Обществознание 10-11 классы - Методические рекомендации - Пособие для учителя

Общение и творчество - ЧЕЛОВЕК В ОБЩЕСТВЕ - 10 класс

Цель урока: раскрыть учащимся особенности человеческого общения и творчества, их роль в жизни человека и общества, связи личности с настоящим и прошлым человечества; сориентировать учащихся на социально ценное, морально оправданное самовыражение в творческой деятельности.

Основные понятия: инкультурация (приобщение к культуре), общение, самовыражение, социализация, творчество.

План урока:

1. Что такое общение.

2. Психология общения.

3. Приобщение к культуре (социализация — инкультурация).

4. Творчество как выражение духовной сущности человека, обусловленное объемом и качеством приобщения к культуре.

Оптимальная форма проведения данного урока традиционная: опрос и разбор нового материала.

В начале второй части урока (разбор нового материала) первые 10 мин (не более) можно отвести на объяснение сравнительно простого материала: сущности общения, особенностей его форм и средств (специально выделив русский язык как основное средство общения, необходимость сохранения его чисто ты), а также вопросам психологии общения.

Учебный материал по установке и дистанции общения может быть дан хорошо успевающим учащимся для кратких (не более 5 минут) сообщений в классе с последующим включением его в домашнее задание для остальных.

Оставшееся время урока целесообразно посвятить раскрытию целей и смысла общения — коммуникации в современном обществе и, самое главное — приобщению к национальной и мировой культуре с выходом в итоге на проблему содержания, особенностей и смысла творчества как высшего типа деятельности человека в обществе, «общения» не только с современниками, но и с предыдущими и будущими поколениями людей.

Здесь также уместно использовать объемную схему «модель человечества», которая была дана ранее (желательно поместить ее на доске). Эта схема позволяет наглядно показать учащимся весь «объем» исторического времени, символически обозначить уровни инкультурации и подвести школьников к общему философскому пониманию культуры (детально оно будет раскрыто позднее).

Верхняя поверхность модели (окружность) соотносится с современным человечеством, а ее площадь соотносится с задачей социализации, освоения человеком современного общества. Весь объем модели соотносится с человечеством на всем протяжении исторического времени и с задачей инкультурации, освоения человеком истории и культуры человечества (своего общества, народа, мировой истории и культуры).

Данная модель позволяет наглядно сопоставить процессы инкультурации и социализации личности в обществе, человечестве, а также показать их взаимосвязь.

Вывод, к которому учитель должен подвести учащихся, таков: результаты социализации личности выражаются в способности человека жить и действовать в современном обществе, а результаты приобщения к культур е выражаются в возможности плодотворной творческой деятельности. Эту мысль рекомендуется подчеркнуть особо — никакое плодотворное творчество в любой области человеческой деятельности невозможно как простое самовыражение, без познания культуры, традиций своего народа и всего человечества.

На определенном этапе освоения человеком культуры (в последовательности семья — народ — человечество) он приобретает способность выступать ее творцом — от первых наивных, но иногда удивительно точных детских рисунков до выдающихся произведений техники или искусства, преобразующих мир. Творить человек начинает с детства, но заниматься творчеством в какой-либо области общественной жизни (науке, предпринимательстве, искусстве и т. д.) серьезно он сможет только тогда, когда освоит ее достаточно полно. Чтобы творчески работать в области математики, надо сначала ее изучить. Чтобы писать хорошую музыку, надо знать музыкальную грамоту. И т. д.

Важно подчеркнуть глубоко личностную природу творчества, связав это с вопросом самонаблюдения и самопознания, что позволит одновременно повторить материал урока 1, подчеркнуть духовную основу творческой деятельности.

При объяснении данной проблемы можно использовать различные примеры.

Вот какое описание внутреннего творческого процесса оставил

А. С. Пушкин:

И пробуждается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем,

Трепещет, и звучит, и ищет, как во сне,

Излиться наконец свободным проявленьем —

И тут ко мне идет незримый рой гостей,

Знакомцы давние, плоды мечты моей.

И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу им бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута — и стихи свободно потекут.

О том же говорил и великий австрийский композитор В. А. Моцарт. На вопрос, откуда он берет темы для своих музыкальных произведений, композитор отвечал, что не знает, откуда и как они появляются, и что он невластен над ними.

Другой пример — внутреннее творческое переживание ученого, описанное химиком Ф. А. Кекуле, открывшим циклическую структуру молекулы бензола: «Атомы опять запрыгали перед моими глазами... Мое внутреннее зрение... могло теперь различать более крупные структуры... каждая из которых скручивалась и извивалась в змееподобном движении. Но постойте-ка! Что это было? Одна из змей ухватила собственный хвост, и этот образ, словно дразня меня, закружился перед моими глазами. Как будто ослепленный вспышкой молнии, я очнулся».

Рекомендуем обратить внимание на различия приведенных примеров (такой вопрос можно сначала задать учащимся): творческое переживание ученого в большей степени выражается в четких представлениях, формах. Об этом говорил и Д. И. Менделеев, который, устав от размышлений и научных поисков в течение бессонной ночи, отдыхая и перебирая карточки химических элементов, вдруг образно «увидел» принцип их систематизации, легший в основу созданной им Периодической системы.

Художественное же творчество в большей степени эмоционально, вызывается скорее особым душевным переживанием, чем напряженным умственным усилием. Так, у А. С. Пушкина сначала «стесняется» душа и лишь потом «волнуются» мысли.

Один американский психолог попробовал выразить творчество словами. Получились, в частности, такие фразы: творчество — это «несогласованная гармония», «привычное откровение», «знакомый сюрприз», «щедрый эгоизм», «уверенное сомнение», «жизненно важный пустяк», «дисциплинированная свобода», «тяжелая радость», «ожидание неожиданного», «привычное удивление».

В конечном итоге критерием любой деятельности человека, включая и творчество, выступает жизнь, практика. Американский писатель М. Твен говорил: «Люди с новыми идеями считаются сумасшедшими, пока их идеи не воплотят в жизнь». Это не всегда верно в отношении первой мысли, но верно в отношении второй.

Каким-то чудесным образом подлинное творчество оказывается несовместимо с мелочностью, низкой расчетливостью, эгоизмом (творчество — «щедрый эгоизм»). Для творческих натур характерна щедрость, душевная широта. Эта мысль важна для того, чтобы связать тему творчества с вопросами морали, свободы и ответственности личности в обществе (тема следующего урока). Здесь уместно привести слова Н. В. Гоголя: «Пушкин... уже давно склонял меня приняться за большое сочинение и наконец один раз... он мне сказал: «Как с этой способностью угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего, как живого, с этой способностью не приняться за большое сочинение! Это просто грех!»... и в заключение всего отдал мне свой собственный сюжет... которого, по словам его, он бы не отдал другому никому. Это был сюжет «Мертвых душ»... Мысль «Ревизора» принадлежит также ему».

Получается, что замысел двух великих произведений Н. В. Гоголя принадлежит А. С. Пушкину! Можно спросить: умаляет ли это каким-то образом талант Н. В. Гоголя? Конечно, нет. Н. В. Гоголю принадлежит множество замечательных литературных произведений. И готовность А. С. Пушкина отдать «свои» сюжеты именно Н. В. Гоголю только подчеркивает особые творческие способности последнего. Одновременно поступок А. С. Пушкина демонстрирует и присущую подлинному творцу душевную щедрость. Занимаясь реализацией других идей и замыслов, которых у творческого человека всегда хватает, А. С. Пушкин не хотел, чтобы эти сюжеты пропали, остались нереализованными.

В заключение урока полезно обратить внимание учащихся на последний абзац § 3 и прочитать его вслух, поскольку в нем заключен главный воспитательный вывод по разобранной теме общения и творчества.

При выборе учителем другой модели урока, когда вопросам общения отводится не менее половины учебного времени, рекомендуем больше внимания уделить теме «Социология общения», связав ее с темой «Социальные отношения» (социальные группы, социальная мобильность и др.).