загрузка...

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 4 КЛАСС
ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Урок 40. ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «СТРАНИЦЫ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ»

 

Цели:

1. Обобщить знания детей по теме «Страницы всемирной истории».

2. Проверить усвоение материала по теме.

Оборудование: лента времени, карта полушарий, карточки со словами.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Учитель. Сегодня мы совершим путешествие на «машине времени» по страницам всемирной истории. Чтобы наше путешествие было интересным и полезным, вы должны правильно выполнить все задания. Итак, мы начинаем свое путешествие. Чтобы машину времени привести в действие, вы должны вспомнить, что такое история.

Ученики. История – наука, которая изучает, как жили различные народы, какие события происходили в их жизни.

Учитель. Путешествовать будем по станциям:

1-я станция – «Проверочная работа по теме "Страницы всемирной истории"»;

2-я станция – «Первобытный мир»;

3-я станция – «Мир Древности»;

4-я станция – «Средние века»;

5-я станция – «Новое время»;

6-я станция – «Новейшее время».

Итак, в путь.

 

II. Проверочная работа по теме «Страницы всемирной истории».

Тест «Страницы всемирной истории»

I вариант

1. Какая эпоха в истории человечества была самой долгой?

а) Средние века;         

б) Новейшее время;    

в) Первобытная история;

г) Новое время.

2. Следы существования первобытных людей археологи находят:

а) в Центральной Европе;

б) Северной Америке;

в) Восточной Африке.

3. Чем занимались мужчины в первобытном обществе?

а) строили пещеры;

б) ходили на охоту, рыбалку;

в) выкапывали съедобные корешки.

4. Царь Египта – это:

а) фараон;         

б) монарх;

в) князь;            

г) рыцарь.

5. Особые знаки в Древнем Египте – это:

а) буквы;            

б) цифры;  

в) иероглифы;    

г) знаки.

6. Кто, согласно легенде, основал Рим?

а) Марс;             

б) Ромул;

в) Хеопс;            

г) Рем.

7. Какие мероприятия проводились в римском амфитеатре?

а) гладиаторские бои;

б) театральные представления;

в) конные бега.

8. Здания для молитв у мусульман называются:

а) церкви, соборы;

б) буддистские храмы;

в) мусульманские мечети.

9. Книгопечатание появилось:

а) в Средневековье;

б) в Новое время;

в) в Древнем Египте.

10. Какой материк называют Новым Светом?

а) Африка;

б) Америка;

в) Антарктида.

11. Это изобретение Нового времени:

а) телефонная связь;

б) телевизор;

в) компьютер.

12. Кто первым побывал на Южном полюсе?

а) Роберт Пири;

б) Фернан Магеллан;

в) Руаль Амундсен.

13. С какого года мы ведем отсчет исторической эпохи – Новейшее время?

а) 1920;             

б) 1917;

в) 1817;             

г) 1900.

14. Вторая мировая война началась:

а) 9 мая 1945 г.;

б) 1 сентября 1945 г.;

в) 1 сентября 1939 г.

 

II вариант

1. Какая эпоха в истории человечества является самой короткой?

а) история древнего мира;

б) история средних веков;

в) история Новейшего времени.

2. Первые орудия труда первобытного человека были:

а) из камня;                

б) металла;

в) дерева.

3. Чем занимались женщины в первобытном обществе?

а) собирательством;

б) ходили на охоту;

в) рукоделием.

4. Египетского бога солнца звали …

а) Ра;                 

б) Себек;   

в) Тот;       

г) Сфинкс.

5. Холм в Афинах, где находились главные храмы города, назывался:

а) Акрополь;       

б) Агора;

в) Академия.

6. В средневековье буддизм возник …

а) в Европе;

б) в Индии;

в) на Ближнем Востоке.

7. Здание для молитв у христиан называется:

а) соборы, церкви;      

б) мечети;  

в) храмы;           

г) пирамиды.

8. Металлические буквы в разборном шрифте, предложенном Гутенбергом, назывались:

а) иероглифы;            

б) литеры;

в) лавры;                    

г) литавры.

9. Кто открыл Америку?

а) Х. Колумб;

б) Ф. Магеллан;

в) М. Лазарев.

10. Кто доказал своим путешествием, что Земля имеет форму шара?

а) Ф. Магеллан;

б) Рафаэль Санти;

в) Беллинсгаузен.

11. Кто открыл Антарктиду?

а) Х. Колумб;

б) Ф. Беллинсгаузен;

в) Ф. Магеллан.

12. Кто первым побывал на Северном полюсе?

а) Роберт Пири;

б) Фернан Магеллан;

в) Руаль Амундсен.

13. Это изобретение Нового времени:

а) магнитофон;

б) фотография;

в) телевизор.

14. Вторая мировая война началась с нападения:

а) на Польшу;             

б) на Россию;

в) на Италию.

 

III. Станция «Первобытный мир».

Учитель предлагает вставить пропущенные слова, чтобы получить верные высказывания.

Древнейшего человека по-другому называют … (первобытным). Жизнь древнейшего человека зависела от … (капризов природы). Первобытные люди жили … (группами). Крики, гримасы, жесты заменяли им … (речь). Они научились изготавливать простейшие орудия труда из … (камня). Первобытные художники рисовали … (животных), а для освещения использовали … (факелы).

 

IV. Станция «Мир древности».

Учитель проводит дидактическую игру «Историческое лото». Карточки заготавливаются в 3 экземплярах, играют 3 команды. Кто быстрее верно соберет цепочку. Карточки разрезать по толстым линиям.

 

Ра

Египетские

знаки

Иероглифы

Столица

Греции

Афины

Царь

в Египте

Фараон

Акрополь

Сердце

Афин

Бог мудрости

в Древнем

Египте

Тот

Вулкан

Везувий

Гибель

Помпеи

Дом египетских

богов

Храм

«Вечный

город»

Рим

Храм

римских

богов

Пантеон

Египетский

бог Солнца

 

Физкультминутка

Учащиеся повторяют упражнения за учителем.

Мы бродили вдалеке,

Бороздя Земли просторы. 

(Шаг на месте. Опустились на корточки.)

Присели мы на островке,    

Рыб наловили скоро.        

(Имитация ловли рыбы удочкой.)

Мы поплыли далеко

По морям и океанам.    

(Плавательные движения.)

Устали, ох и нелегко!   

(Присели на корточки.)

И вернулись к нашим мамам.

(Шаг на месте, сели за парты.)

 

V. Станция «Средневековье».

Учитель проводит игру «Найди лишнее».

а) христианство, ислам, буддизм, сфинкс;

б) Афины, Москва, Амстердам, Копенгаген;

в) башня, камин, пещера, бойницы;

г) мечеть, собор, храм, пирамида;

д) пуговицы, очки, фотография, часы;

е) паровоз, автомобиль, книги, телеграф.

 

VI. Станция «Новое время».

Учитель проводит работу по карте полушарий.

Учитель. Найдите на карте Магелланов пролив.

– Покажите материк, который открыл Колумб.

– Покажите континент, который открыли Беллинсгаузен и Лазарев.

– Покажите на карте порт Рио-де-Жанейро, в который заходили Ф. Беллинсгаузен и М. Лазарев.

Далее учитель проводит игру «Что оставило нам Новое время?». Надо соединить с помощью стрелок слова из каждого столбика так, чтобы они были связаны между собой:

Ответы:

Д. Дефо – писатель – Робинзон Крузо.

Магеллан – мореплаватель – форма шара.

Рафаэль Санти – художник – Сикстинская мадонна.

Беллинсгаузен – путешественник – Антарктида.

Колумб – мореплаватель – Америка.

Леонардо да Винчи – художник – Джоконда.

Ж. Верн – писатель – 20000 лье под водой.

 

VII. Станция «Новейшее время».

Учитель предлагает решить кроссворд и прочитать ключевое слово.

Вопросы к кроссворду:

1. 12 апреля в России отмечается День…

2. Изобретение ХХ века – электронная машина.

3. Ученые ХХ века открыли мир…

4. Роберт Пири покорил… полюс.

5. Кто высказал мысль о возможности полетов?

6. Во многих странах власть в ХХ веке стала…

7. Какое самое разрушительное оружие в истории человечества было изобретено в ХХ веке?

Ответы: 1. Космонавтики. 2. Компьютер. 3. Частиц. 4. Северный. 5. Циолковский. 6. Выборная. 7. Атомное.

Ключевое слово: «спасибо».

Учитель. Ученые-историки за работу на уроке говорят вам: «Спасибо».

Теперь, чтобы вернуться домой, мы должны выполнить последнее испытание.

Учащиеся должны расположить на ленте времени карточки со словами: паровоз, очки, рыцарь, гладиатор, мумия, фараон, мечеть, пуговица, пещера, метро, компьютер, Гагарин, Колумб, Ж. Верн, Р. Пири, мамонт, Зевс, частицы.

Карточки со словами должны соответствовать своей эпохе.

Учитель открывает ленту времени на доске. Учащиеся выходят к доске по одному человеку от каждого ряда.

 

VIII. Итог урока. Выставление оценок.

Учитель. Понравилось вам наше путешествие? Чем оно было интересным? Что нового вы узнали о всемирной истории? Какая из команд проявила в коллективной работе чувство товарищества, взаимопомощи и показала лучшие результаты?





загрузка...

загрузка...