загрузка...

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 4 КЛАСС
ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Урок 32. НЕЗАМЕТНЫЕ ЗАЩИТНИКИ УРОЖАЯ

 

Цели:

1. Сформировать представления учащихся о биологической защите сельскохозяйственных растений, показать ее преимущества по сравнению с применением химикатов.

2. Формировать бережное отношение к животным – защитникам урожая.

3. Развивать познавательную активность.

4. Воспитывать любовь к природе и развивать чувство ответственности.

Оборудование: рисунки и фотографии с изображением животных.

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы отправляемся туда,

Где собирают много урожая.

Чтоб тему урока узнать,

Кроссворд нам надо разгадать

И ключевое слово прочитать.

Вопросы к кроссворду:

 

 

1. Это растение цветет в июле, а в теплице – в начале марта. Его семена и внешнее строение  напоминают гвозди.

2. Полевая культура, в народе называется «второй хлеб».

3. Растения, которые растут в огороде, называют …

4. Круглый овощ, краснеющий к осени.

5. Растение, получившее свое название от персидского слова «тюрбан» (чалма). Гордость цветоводов.

6. Из муки, полученной из зерен этого растения, пекут белый хлеб.

7. Кругла, как шар; красна, как кровь; вкусна, как мед. Это плодовое растение – …

8. Маленький жгуче-горький овощ, обладающий противомикробным действием.

9. Скромное зерновое растение, плоды которого напоминают по внешнему виду трехгранные боковые орешки.

10. Теплолюбивое растение, иногда выращивается как силос.

11. Из зерен этого растения получают крупу пшено.

12. Полевое растение – лакомство лошадей.

13. Полевое растение, из зерен которого получают муку и пекут черный хлеб.

14. Название этого цветка происходит от латинского «меч», «шпага».

15. Этот цветок получил свое имя от древнегальского «белый-белый».

Учитель. Сегодня на уроке мы узнаем о животных, которым достается часть выращенного человеком урожая, и об их врагах – защитниках урожая.

На доске и в тетрадях записана тема урока: «Незаметные защитники урожая».

 

II. Проверка знаний и умений.

Учитель проводит опрос:

– Перечислите известные вам отрасли растениеводства.

– Какие полевые, овощные, плодовые, цветочные культуры выращивают в нашем крае?

Учащиеся выступают с сообщением, в котором рассказывают о культурах, выращиваемых в родном крае.

Далее учитель проводит самостоятельную работу по карточкам.

I вариант

№ 1. Укажите лишнее слово в каждой строке.

а) просо, овес, рожь, капуста;

б) яблоня, груша, ирис, вишня;

в) чеснок, лилия, астра, гладиолус;

г) лук, свекла, подсолнечник, морковь.

№ 2. Напишите, что получает человек из данных растений:

а) лён – _____________________________________________;

б) рожь – ____________________________________________;

в) картофель – _______________________________________.

№ 3. Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания:

Отрасль растениеводства, занимающаяся выращиванием зерновых культур, называется … (полеводство). Овощная культура, потребляющая большое количество воды, листья образуют кочан – это … (капуста). Второе название томата – это … (помидор).

 

II вариант

№ 1. Укажите лишнее слово в каждой строке.

а) томат, картофель, смородина, капуста;

б) вишня, абрикос, смородина, подсолнечник;

в) чеснок, пион, георгин, лилия;

г) рожь, горох, пшеница, просо.

№ 2. Напишите, что получает человек из данных растений:

а) хлопок – __________________________________________;

б) пшеница – ________________________________________;

в) подсолнечник – ____________________________________.

№ 3. Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания:

Отрасль растениеводства, занимающаяся выращиванием овощных культур, называется … (овощеводство). Овощная культура, выращиваемая как в теплицах, так и в открытом грунте, имеет сочный зеленый продолговатый плод – это … (огурец). Овощ с длинным вытянутым оранжевым корнем – это … (морковь).

Учащиеся сдают работы на проверку.

 

III. Работа над новым материалом.

Учитель. Ребята, сегодня мы продолжим работу по теме «Растениеводство». Узнаем, кто является другом человека, его помощником, а кто – злейшим врагом культурных растений. Попробуем узнать, как можно обеспечить природное равновесие в поле, саду, огороде.

Труженики наших полей ведут борьбу с сорняками: пропалывают посадки до цветения культурных растений, вовремя обрабатывают поля.

На полях можно встретить хомяков, мышей-полевок, сусликов. Эти животные питаются полевыми растениями, на зиму заготавливают зерно, многие из них живут в норах. Иногда в такой норе находят до 30–40 кг отборной пшеницы.

Много вреда полеводству приносят суслики. Они поедают молодые стебли злаков и их сочную сердцевину. Когда же появляются колосья, суслики срезают их своими острыми зубами, а зерна съедают. На зиму суслики впадают в спячку.

Среди животных много и друзей поля. Это птицы. Особенно большую пользу приносят канюки, совы. Они уничтожают огромное количество полевых мышей – расхитителей зерна. Одно семейство совы за год сберегает до одной тонны пшеницы.

Весной на поля прилетают голосистые жаворонки. Поет самец, взлетая вверх, наполняя окрестности чарующими звуками. Жаворонки питаются насекомыми. И в саду не весь урожай достается человеку.

Давайте прочитаем в учебнике статью на эту тему.

Чтение статьи «Кому достается часть урожая?», с. 208–209.

Учитель. Кто же является злейшим врагом культурных растений поля, сада и огорода?

Ученики. Колорадский жук, тля, гусеница серой бабочки – яблонной плодожорки.

Учитель. Но и у этих вредителей тоже есть враги. Прочитайте о них статью «Кто нам помогает?» на с. 209–210 учебника.

Чтение по цепочке.

Учитель. Так кто помогает нам уберечь урожай от вредителей?

Учащиеся рассказывают о насекомоядных птицах, о божьих коровках, златоглазках, жуках-жужелицах. Учитель демонстрирует рисунки и фотографии с изображением животных.

Учитель. Значит, у людей много помощников, защитников урожая. Заполните таблицу:

 

Вредители

Защитники

грызуны

совы, канюк, пустельга

колорадский жук

жужелица

тля

божья коровка, златоглазка

яблонная плодожорка

насекомоядные птицы

 

Физкультминутка

Пауза психологической разгрузки «В лесу». Звучат  «мелодии» леса: пение птиц, шелест листвы, шум ветра. На этом фоне учитель читает поэтический текст:

Милый, птиц ловить не надо!

Будут птицы на свободе –

Вредных гусениц не станет

Ни в саду, ни в огороде.

Сделай гнездышки-домишки

На ветвях для птичек малых

Да следи, чтоб коршун хищный

Не ломал, не разорял их!

Нет вредителям пощады!

Пусть не губят урожаи!

Мы друзей встречаем дружбой,

А врагов уничтожаем.

Обижать птенцов не надо!

Будут птицы на свободе –

Вредных гусениц не станет

Ни в саду, ни в огороде…

Учитель. Как мы должны беречь этих защитников урожая? О чем говорится в стихотворении?

Ученики. Для птиц нужно строить скворечники. Нельзя ловить божьих коровок и златоглазок.

Учитель. О других мерах защиты помощников урожая прочитаем статью учебника «Как их беречь?» на с. 211–212 учебника.

Чтение по цепочке.

Ученики. Надо умеренно применять ядохимикаты, потому что яды убивают птиц и накапливаются в растениях.

Зимой для помощников человека надо делать кормушки.

Для хищных птиц в поле надо делать присяды – шесты с перекладиной.

 

IV. Закрепление изученного материала.

Учитель. Перечислите животных, которые могут нанести вред растениеводству.

Назовите животных – защитников урожая.

Как можно одним словом назвать златоглазку, божью коровку, сову, пустельгу, жужелицу?

Ученики. Это хищники по типу питания. А по виду деятельности – помощники.

Учитель. Запишите в тетради цепи питания, сложившиеся в поле, в саду, на огороде.

картофель  колорадский жук  жужелица.

яблоня  яблонная плодожорка  скворец.

огурцы  тля  божья коровка.

Учитель. Кто отвечает за экологическое равновесие в первой схеме питания?

Ученики. Жужелица.

Учитель. Расскажите, как может нарушиться экологическое равновесие по вине человека.

 

V. Итоги урока. Выставление оценок.

Учащиеся читают вывод на с. 213 учебника.

 

Домашнее задание.

С. 208–213. Ответы на вопросы «Проверь себя».

Выполнить задания 2, 3.





загрузка...

загрузка...