загрузка...

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 4 КЛАСС
ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Урок 31. РАСТЕНИЕВОДСТВО В НАШЕМ КРАЕ

 

Цели:

1. Сформировать представление учащихся о растениеводстве в нашем крае.

2. Познакомить с отраслями растениеводства (полеводство, овощеводство, цветоводство, плодоводство).

3. Сформировать понятие «сорта культурных растений».

4. Расширить знания учащихся о растениях.

5. Развивать познавательный интерес, умение работать с гербарием, наблюдать.

6. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: гербарий полевых культур; зерна полевых культур; рисунки и фотографии с изображением растений; схема «Растениеводство».

Ход урока

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Добрый день, дорогие друзья!

Новой встрече очень рада я!

Учитель. Сегодня нас ждут... культурные растения. Мы узнаем, как  они появились, на какие группы делятся культурные растения, познакомимся с отраслями производства.

 

II. Проверка знаний и умений.

Учитель проводит фронтальный опрос:

– Почему водоем является природным сообществом?

– Какую роль в водоеме играют растения?

– Как люди могут нарушить экологическое равновесие в водоеме?

– Расскажите о правилах поведения у водоема.

– Надо ли охранять болота?

Учитель предлагает, используя схему, доказать, что водоем – это природное сообщество.

 

Далее учитель проводит самостоятельную работу по карточкам «Природное сообщество водоема».

I  вариант

№ 1. Укажите стрелками, в каких частях водоема обитают эти животные.

№ 2. Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания:

Растение, имеющее листья-стрелы с большими широкими наконечниками, называется … (стрелолист). Животное-грызун, хорошо плавает, строит плотины, его хвост похож на весло. Это – … (бобер). Санитарами пресных водоемов считают … , … (рака, беззубку). С водоемами связана жизнь птиц – … , …  (цапель, уток).

 

II  вариант

№ 1. Укажите стрелками, в каких частях водоема обитают эти животные.

№ 2. Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания:

Растение с плавающими на поверхности водоема листьями и желтыми цветами – это … (кубышка). Детеныши лягушки – это … (головастики). Живым фильтром водоема называют – … (двустворчатых моллюсков). Хищниками пресных водоемов являются … , … , …  (щуки, водомерки, жуки-плавунцы).

 

III. Работа над новым материалом.

Учитель предлагает послушать стихотворение удмуртского поэта  Флора Васильева и ответить на вопрос: «О каких растениях рассказывается в нем?»

Читает стихотворение заранее подготовленный ученик.

К красоте равнодушным он не был,

Тот, кто легким движеньем руки,

Как осколки бездонного неба,

Бросил в спелую рожь васильки.

В этом желто-зеленом море –

Синие островки.

Смотрит небо взглядом влюбленным

На детей своих, на васильки.

Синий цвет не полезный, не хлебный,

Есть другие цветы и цвета,

Но бывает порою целебной

Бесполезная их красота.

Понимаю, что сорняки,

Но как поле они украшают,

Голубые глаза – васильки.

Ученики. В этом стихотворении говорится о васильках и о ржи.

Учитель. К каким группам относятся эти растения?

Ученики. Васильки – это дикорастущие растения, а рожь – культурное растение.

Учитель. Какие растения называют культурными, а какие  – дикорастущими?

Ученики. Дикорастущие растения растут сами по себе, за ними человек не ухаживает. А культурные растения человек сажает, ухаживает за ними.

Учитель. За разведение культурных растений и их выращивание отвечает растениеводство. Как же возникло растениеводство?

Ребята, сядем поудобнее в машину времени и отправимся путешествовать в далекое прошлое. Начали отсчет: 5, 4, 3, 2, 1, пуск! И вот мы очутились в прекрасной долине у большой реки, рядом с пещерой, в которой поселились первобытные люди.

– Как они выглядят?

– А чем питаются? (Высказывания ребят.)

– Вы правы, ребята, люди собирают плоды, съедобные коренья, ягоды, орехи, съедобные листья. Но с каждым годом поселение людей увеличивается, все больше рождается детей, все меньше съедобной растительности остается в округе. Приходится ходить за пропитанием все дальше и дальше. И вот одному из членов человеческой общины пришла в голову мысль о том, что некоторые растения можно посадить ближе к пещере, к своему жилью. Посадить и ухаживать за ними, поливать, оберегать их от птиц и зверей. Так зародилось растениеводство. Правда, это всего лишь легенда, но в действительности было примерно так.

Люди стали отбирать, сохранять и сеять лучшие семена. Так человек научился выводить разные сорта культурных растений. Многие из них почти совсем не похожи на те дикорастущие растения, от которых они происходят. И сейчас наука продолжает заниматься выведением новых сортов.

Растениеводство делится на несколько основных отраслей: полеводство, овощеводство, плодоводство и цветоводство.

Учащиеся записывают схему и объясняют, чем, как они считают, занимается, какие растения выращивает каждая отрасль.

Учитель. Давайте поближе познакомимся с каждой отраслью. Посмотрите, какие растения выращивает отрасль полеводство.

Учитель демонстрирует гербарий, фотографии растений: пшеница, рожь, овес, ячмень, гречиха, лен, кукуруза, подсолнечник, картофель.

Учитель. Где выращивают эти растения? Как называют эти культуры?

Ученики. Эти растения выращивают на полях, значит, это полевые культуры.

Далее учитель проводит обсуждение: что получают из каждого растения (учащиеся высказываются; если необходимо, то учитель дополняет высказывания).

Из ржи и пшеницы получают муку и пекут хлеб. Пшеница – самое первое хлебное растение, которое стал выращивать человек. Из пшеницы делают муку, манную крупу и макароны.

 

 

Хлебные злаки.

1. Пшеница. 2. Рожь. 3. Овес. 4. Гречиха. 5. Ячмень. 6. Просо.

Рожь выше пшеницы. Ее стебель выше человеческого роста. Зерна ржи и пшеницы отличаются формой, но похожи по цвету. Из зерна ржи получают муку, из которой выпекают черный хлеб. Кроме муки, из ржи получают отруби, солому, которыми кормят домашних животных. А из длинных соломенных стеблей делают красивые летние шляпы.

Зерна овса продолговатые, из них варят кашу.

Гречиха отличается зернами коричневого цвета и необычной формы. Из нее получают гречневую крупу. Гречихой растение назвали потому, что привезли его на Русь из Греции.

Из ячменя получают перловую кашу, а из проса – пшено.

Из подсолнечника получают подсолнечное масло и семечки.

Из льна получают льняное волокно. В старину из этого волокна ткали холсты и шили одежду.

У картофеля в пищу используют подземные части – клубни. Еще из картофеля получают крахмал.

Учитель. Посмотрите, какие растения выращивает отрасль овощеводство.

Учитель демонстрирует рисунки и фотографии с изображением растений: капуста, огурцы, кабачки, морковь, свекла, лук.

Ученики. Это овощи. Их выращивают не только на полях, но и на огородах, в теплицах.

Учитель. Овощи играют огромную роль в питании человека. Лук и чеснок способны убивать болезнетворные растения, так как  они содержат фитонциды. Поэтому их употребляют в сыром виде во время эпидемии гриппа.

 

Физкультминутка

Учащиеся выполняют упражнения за подготовленным учеником. Учитель (или ученик) читает стихотворение Ю. Тувима «Овощи».

                   Хозяйка однажды с базара пришла,

                   Хозяйка с базара домой принесла:

                   Картошку,

                           Капусту,

                                   Морковку,

                                            Горох,

                                                    Петрушку и свеклу. Ох!..

                   Вот овощи спор завели на столе –

                   Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

                   Картошка?

                           Капуста?

                                   Морковка?

                                            Горох?

                                                    Петрушку иль свекла? Ох!..

                   Хозяйка тем временем ножик взяла

                   И ножиком этим крошить начала:

                   Картошку,

                           Капусту,

                                   Морковку,

                                            Горох,

                                                    Петрушку и свеклу. Ох!..

                   Накрытые крышкою, в душном горшке

                   Кипели, кипели в крутом кипятке:

                   Картошка,

                           Капуста,

                                   Морковка,

                                            Горох,

                                                    Петрушка и свекла. Ох!..

                   И суп овощной оказался не плох!

Учитель демонстрирует рисунки и фотографии с изображением плодовых растений: яблоня, груша, слива, малина, вишня и др.

Учитель. Как называется отрасль растениеводства, которая занимается выращиванием  этих растений?

Ученики. Плодоводство.

Учитель. Плодоводство – это выращивание плодовых культур. Так называют растения, которые выращивают для получения фруктов. Человек использует в пищу плоды этих растений.

Далее учитель предлагает самостоятельно прочитать о цветоводстве текст на с. 206 учебника.

Учитель. Почему одни растения выращивают в открытом грунте, другие – в теплицах, а третьи – в комнате?

Ученики. Цветы бывают теплолюбивые и не очень. В комнатах и теплицах цветочные растения выращивают круглый год. А в открытом грунте – только до холодов.

Учитель. Мир цветов прекрасен и разнообразен (демонстрирует рисунки и фотографии цветов).

 

IV. Закрепление изученного материала.

Учитель. Угадай растение и назови отрасль растениеводства, которая занимается его выращиванием.

1. Балерина вышла,

    Сборки да оборки.

    Складки да подкладки…

    А имя у артистки –

    Небесной прописки.

   (Астра, цветоводство.)

2. Росло – красно, цвело – бело,

    А снял зерно – почти черно.

   (Гречиха, полеводство.)

3. В садочке есть плод,

    Он сладок, как мед,

    Румян, как калач,

    Но не круглый, как мяч, –

    Он под самой ножкой

    Вытянут немножко.

   (Груша, плодоводство.)

4. Закутан ребенок

    В сто пеленок

   (Капуста, овощеводство.)

5. Вырастаю всем на диво,

    Высока, стройна, красива.

    Прячу в светлые перчатки

    Золотистые початки.

   (Кукуруза, полеводство.)

6. В чистом поле – не в лесу

    Хворостинок припасу:

    Чтоб семья оделась,

    Чтобы вкусно елось,

    Чтобы хата грелась.

   (Лен, полеводство.)

7. Бусы красные висят.

    Из кустов на нас глядят.

    Очень любят бусы эти

    Дети, птицы и медведи.

   (Малина, плодоводство.)

8. Солнце жжет мою макушку,

    Хочет сделать погремушку.

   (Мак, цветоводство.)

9. Не корень, а в земле;

    Не хлеб, а на столе;

    И к пище приправа,

    И на микробов – управа.

   (Чеснок, овощеводство.)

10. Три сестры. Летом зеленые,

    К осени одна краснеет,

    Другая белеет, третья чернеет.

   (Смородина, плодоводство.)

11. Щеки красные, нос белый,

    В темноте сижу день целый,

    А рубашка зелена,

    Вся на солнышке она.

   (Редис, овощеводство.)

12. Живет в поле усан –

    Ус длиннее, чем сам.

    Пока молодой – ус золотой,

    А как перемелется –

    Цвет изменится.

   (Рожь, полеводство.)

13. Посадили зернышко,

    Вырастили солнышко.

   (Подсолнечник, полеводство.)

14. На клумбе у окошка

    Посажена картошка,

    Цветы ее огромные,

    И светлые, и темные.

   (Георгин, цветоводство.)

Далее учащиеся самостоятельно оформляют схему «Растениеводство», записывая  названия культур, которые выращиваются  каждой отраслью.

 

V. Итоги урока. Выставление оценок.

Учитель. О каких отраслях растениеводства вы узнали?

Учащиеся читают вывод на с. 207 учебника.

 

Домашнее задание.

С. 201–207. Ответы на вопросы «Проверь себя».

Подготовить сообщение о культурном растении, выращиваемом на территории нашего края.





загрузка...
загрузка...