ЧТО ТАКОЕ ГИГИЕНА - Раздел «Дом как мир»

Окружающий мир 3 класс - поурочные разработки

ЧТО ТАКОЕ ГИГИЕНА - Раздел «Дом как мир»

Задачи урока: дать понятие о гигиене как науке о сохранении и укреплении здоровья; познакомить с основными гигиеническими правилами (выработка хорошей осанки, уход за зубами, правильное питание); продолжить работу по воспитанию здорового образа жизни.

Планируемые результаты: научиться характеризовать основные правила гигиены; моделировать в ходе практической работы ситуации по соблюдению правил гигиены; сопоставлять гигиенически правильный и неправильный образ жизни.

Основные термины: гигиена, осанка, лечебная физкультура, режим питания, правильное питание.

Оборудование: магнитофон и кассета с записью песни «Закаляйся» из кинофильма «Первая перчатка», принадлежности для чистки зубов: зубная щётка, паста, нить, лосьон, стаканчик.

Ход урока

В начале урока проверяется материал предыдущего урока по вопросам рубрики «Проверим себя» с. 51 и тем выводам, которые были сделаны по функционированию каждой из систем организма, выслушивается доклад о физиологии нервной системы, делается вывод.

Визитной карточкой данного урока является песня «Закаляйся» (В. Соловьёв-Седой, В. Лебедев-Кумач) из кинофильма «Первая перчатка».

Учитель ставит учебную задачу: изучить основные правила гигиены, научиться правильно чистить зубы, разработать режим питания.

На подготовительном этапе повторяется изученный в 1—2 классах материал по вопросам рубрики «Вспомним».

При изучении правил выработки правильной осанки следует учесть, что многие из этих правил известны детям от родителей или воспитателей ДОУ. Поэтому изучение этих правил можно начать с разбора иллюстраций на с. 52—53, задав вопрос: «Кто в этих парах действует правильно и вырастет здоровым и стройным, а кто неправильно?» (В последней паре оба ребёнка действуют правильно.)

Уже первое предложение текста на с. 52 позволяет учителю задать проблемные вопросы: «А почему правильная осанка вырабатывается именно в детстве? В чём заключается вред неправильной осанки?»

Затем даётся задание прочитать про себя текст на с. 52—53, найти те правила, которые соответствуют иллюстрациям, а потом те правила, для которых нет иллюстраций.

Закрепляется материал при выполнении задания 1 рабочей тетради. Затем опять задаются те же самые проблемные вопросы и делается вывод.

Физкультминутка проводится под музыку визитной карточки.

Материал о гигиене ротовой полости изучается в ходе выполнения практической работы. Если в классной комнате имеется водопроводный кран, то проводится чистка зубов с последующим полосканием. В этом случае дети должны принести в класс зубную пасту, щётку и пластиковые стаканчики. Если водопровода в классной комнате нет, то чистка зубов проводится как имитация. При этом учителю следует помнить, что большинство детей чистит зубы неправильно, т. е. водит щёткой в горизонтальном, а не в вертикальном направлении, а некоторые дети, к сожалению, совсем не приучены чистить зубы, так как родители считают, что молочные зубы чистить необязательно. Зубная нить — средство новое в нашем быту, и обращению с ней также надо учить.

В начале практической работы дети самостоятельно прочитывают теоретический материал учебника. Понимание материала контролируется вопросами: «Какую роль играют зубы в организме человека? Когда надо чистить зубы? Как надо чистить верхние зубы? Как надо чистить нижние зубы? Как надо чистить коренные зубы? Какие правила гигиены нужно соблюдать?» Затем учитель демонстрирует зубную нить и показывает, как ею пользоваться. После этого инструктажа выполняется практическая работа по чистке зубов в соответствии с заданием 3 рабочей тетради.

Изучение гигиены питания можно начать с проблемного вопроса: «Мама дала Вите деньги на обед в школе, но он обедать не стал, а выпил кока-колы, съел пирожное и стал кататься на каруселях. У него закружилась голова, и его вырвало. Как вы думаете, почему? Для справок. Отказ желудочно-кишечного тракта стал результатом неправильного питания мальчика. Человек должен питаться не менее трёх раз в день, причём есть следует горячую пищу. Мальчик на голодный желудок выпил жидкость, содержащую лимонную кислоту, которую желудок отказался принять.

Этот вопрос даёт возможность обсудить проблему фастфуда (рубрика «Обсудим»).

Затем выясняется, какие знания по этому вопросу, полученные от родителей или в ДОУ, есть у детей, какие блюда или продукты они любят и какие им не нравятся. На базе этих сведений изучается первый абзац текста «Как правильно питаться». Закрепляется эта информация при выполнении задания 3 рабочей тетради.

Дальнейшее изучение материала можно организовать в виде игры «Интервью» («Я — учитель»): дети читают про себя текст и по этому тексту придумывают вопросы, которые задают учителю. Учитель отвечает на вопросы детей, несколько расширяя информацию учебника. Например, говоря о сладком, можно сообщить, что сахар является основным питанием для клеток головного мозга, поэтому без сладкого нельзя обходиться людям, которые занимаются умственным трудом. Но излишек сахара вызывает полноту. Шоколад вызывает чувство удовольствия (способствует выработке эндорфина), это повышает настроение и работоспособность. Поэтому лётчикам и полярникам, работающим в суровых условиях, выдают шоколад.

Говоря об овощах и фруктах, учитель привлекает к обсуждению детей, спрашивая их, какие овощи и фрукты они знают и любят.

Особо следует остановиться на режиме питания, потому что многие дети не успевают или не любят завтракать, что является одной из причин развития школьных гастритов, сонливости и даже обмороков.

Переходя к рассмотрению заданий рубрики «Подумаем», учитель задаёт проблемные вопросы:

1. Почему не следует сразу есть даже известные ягоды (землянику, чернику и т. д.) во время их сбора в лесу? Чем это может быть опасно? Для справок. В лесу нельзя есть немытые ягоды, так как они могут быть загрязнены бактериями из почвы или больными животными.

2. Какие болезни могут передаваться от кошек и собак человеку? Для справок. От домашних животных могут передаваться гельминты (глисты), саркоптозы (чесотка), трихофития (стригущий лишай).

Эти вопросы, как и само задание рубрики «Подумаем», лучше задать на дом.

Итоги урока подводятся в ходе ответов на вопросы рубрики «Проверим себя» и чтения вывода на с. 55.

Этап рефлексии.

Домашнее задание: выучить теоретический материал на с. 52—55, выполнить задание рубрики «Подумаем» и задание 4 рабочей тетради.

Рекомендации к занятиям в семье: объяснить детям необходимость мыть руки после общения с домашними животными, помочь выполнить задание 4 рабочей тетради и объяснить пользу каждого блюда из меню.