РОДНОЙ ДОМ — УГОЛОК ОТЧИЗНЫ - Раздел «Дом как мир»

Окружающий мир 3 класс - поурочные разработки

РОДНОЙ ДОМ — УГОЛОК ОТЧИЗНЫ - Раздел «Дом как мир»

Задачи урока: познакомить детей с разными значениями слова «мир», с трёхчастной структурой старинного дома как образа вселенной; с правилами совместной жизни в общем доме (и особенно в современном многоквартирном доме), в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми; дать представление об устройстве старинной и современной общественной жизни, о необходимости общих дел и праздников, взаимной поддержки и доброжелательности по отношению друг к другу.

Планируемые результаты: знать разные значения слова «мир» на русском языке и находить их аналоги в языках народов своего края; знать и соблюдать правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми; стремиться принимать участие в посильных общественных делах и праздниках.

Оборудование: куклы мальчика и девочки в национальных костюмах.

Ход урока

Учитель в начале урока сажает на стол кукол в национальных костюмах. Обращается к ним и к классу: «Есть такая сказка, в которой молодой парень отправляется в путь по белу свету, чтобы заработать себе на хлеб. Его братья взяли с собой все деньги, какие были в их семье, какие-то важные вещи. А ему остался только гвоздь в стене. Парень не стал расстраиваться. Выдернул из стены гвоздь и вышел в путь с весёлой песенкой. Так получилось, что гвоздь этот оказал ему неоценимую помощь, выручал в самых сложных ситуациях. И вернулся домой парень счастливым, разбогатевшим, научившимся многим ремёслам. Очень удивились его братья и отец. А парень ответил, что ничего удивительного, ведь с ним был гвоздь из РОДНОГО ДОМА. Сказка так и называется — «Гвоздь из родного дома». Мне хочется спросить вас, в чём же была сила этого гвоздя. Как вам кажется? (Дети отвечают.) Что для каждого из вас значит сочетание «родной дом»? Для меня это... (учитель говорит о воспоминаниях из детства, о своих ассоциациях)». Затем высказываются дети.

Учитель продолжает: «Ребята, прочитайте, пожалуйста, название сегодняшнего урока в учебнике «Дом — вселенная». Кстати, вспомните, пожалуйста, что означают греческие слова «экос», «ойкос», «ойкумена»? И что значит слово экология? Почему мы сегодня вспоминаем об этом?» Происходит обсуждение.

Учитель: «Конечно, мы жители вселенной, жители мира. Но мы не можем одновременно жить и в Африке, и в Антарктиде, и в ... (название населённого пункта), и на севере, и на юге. Каждый раз после уроков, после работы мы возвращаемся в какое-то небольшое, по сравнению с размерами вселенной, место. Именно это место мы и называем своим домом. Волшебный клубочек любви, тепла, уюта неизменно возвращает наши мысли к дому, о нём мы скучаем в путешествиях. Заголовок в нашем учебнике утверждает, что наш дом подобен вселенной, целому миру. Как вы это понимаете? Можно ли квартиру, комнату, даже дом сравнить со всем мирозданием? Рассмотрите фотографии, может быть, они вам помогут. А заодно и скажите, что вы узнали в 1 классе о внешнем виде старинного крестьянского дома».

После предположений детей учитель читает вслух текст на с. 4—5 учебника. Спрашивает: «С чем можно сравнить старинный крестьянский дом? Как, по народным преданиям, старинный дом рассказывал о мире? Какими знаками и образами в народном творчестве обозначают огонь, воду, воздух, землю?» Предлагает кому-то из детей составить из названных знаков узор, каким бы ему хотелось украсить свой дом. Ребёнок рисует узор на доске и составляет рассказ-объяснение.

Учитель: «Ребята, в учебнике прозвучало ещё одно определение дома: уголок отчей земли, уголок Отчизны. Как вы понимаете, что значит слова Отчизна, отчий? От какого слова они происходят? (Отец.) Почему мы назвали родной дом уголком Отчизны?» Затем дети выполняют первую часть задания 1 на с. 3 рабочей тетради.

Учитель: «Попробуем сделать вывод из первой части урока. У кого есть предложения? (Дети пробуют сформулировать вывод.) Всё правильно. Моё предложение сводится к тому, что главная мысль нашей сегодняшней беседы — каждое наше жилище можно сравнить со вселенной. Давайте тогда подумаем, как же сосуществуют наши вселенные на одной улице, в одном городе, посёлке. Рассуждать нам помогут вопросы». Происходит обсуждение с детьми вопросов: «Что является центром того города (села), где мы живём? Есть ли там, где вы живёте, общие дела для пользы и радости всех? Какие общие праздники отмечают жители нашего города (села), улицы, дома, где живёт каждый из вас? Почему необходимо соблюдать правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми?» Дети отвечают.

Учитель продолжает: «Давайте сверим наше понимание с мнением учебника. Слушайте внимательно и постарайтесь отметить, в чём наши высказывания совпали, а в чём отличаются от вывода в учебнике». Учитель читает вслух текст учебника на с. 6—7. После прочтения спрашивает у детей: «Какие мысли они отметили как новые? Какие дела в старину решали всем миром?»

Класс выполняет оставшуюся часть задания 1 в рабочей тетради. По ходу работы учитель закрепляет с детьми разные значения слова «мир», а затем предлагает рассмотреть рисунки в рабочей тетради на с. 4—5 и составить устный рассказ по ним.

Учитель продолжает: «Урок, посвящённый самому дорогому, самому уютному и тёплому месту на свете — нашему дому, подходит к концу. После школы всех нас ждёт встреча с родными стенами. Есть даже такая поговорка: «Дома и стены помогают». И, как мы сегодня узнали, помогают даже и гвозди из родного дома. Давайте унесём сегодня в нашей памяти несложные правила отношения к дому и его окрестностям». Учитель читает или произносит наизусть текст вывода учебника.

Региональный компонент: по возможности организуйте экскурсию к общественно значимому центру своего города (района, микрорайона, улицы, села). Примите вместе с детьми и их семьями участие в общеполезном деле на условиях благотворительности и в местном празднике по традициям народов своего края.

Рекомендации для занятий в семье: прочитайте с ребёнком отрывки из книги А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц», посвящённые планетам — домам и родной планете Маленького принца. Расскажите ребёнку о доме, дворе своего детства. Если возможно, посвятите одну из прогулок с ребёнком посещению места, где прошло ваше детство. Рассмотрите фотографии. Постарайтесь организовать общую дворовую игру, дворовый праздник, уборку территории вокруг дома. Поговорите о соседях по дому, подъезду. Обсудите вместе с ребёнком, что в устройстве и убранстве вашего дома роднит его с интерьером старинных жилищ, по каким признакам ясно, что это дом семьи, живущей в России.