ГРИБЫ - ОСЕНЬ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Окружающий мир 2 класс - поурочные разработки

ГРИБЫ - ОСЕНЬ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Целевые установки урока

Предметные результаты:

• знать, почему грибы выделены в особое царство живой природы;

• знать строение грибов;

• отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых;

• приводить примеры съедобных и несъедобных грибов с помощью атласа-определителя.

Метапредметные результаты:

• сравнивать грибы по внешнему виду;

• узнавать и рассказывать о строении гриба с помощью схемы в учебнике;

• самостоятельно рисовать схему строения гриба;

• осуществлять самопроверку;

• устанавливать связи грибов с растениями и животными;

• различать схожие внешне съедобные и несъедобные грибы по характерным признакам;

• обсуждать рассказ «Кому нужен мухомор?» из книги «Великан на поляне»;

• обосновывать необходимость бережного отношения к грибам;

• формулировать соответствующие правила экологической этики.

Личностные результаты:

• осознавать необходимость бережного отношения к грибам.

Оборудование. У учителя — магнитофон, запись песни Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир»; муляжи пластинчатого и трубчатого грибов; книга «Великан на поляне». У учащихся — цветные карандаши или фломастеры.

ХОД УРОКА

Актуализация знаний и умений. В начале занятия повторяется материал предыдущего урока по следующим вопросам:

1. С какими цветами осеннего цветника мы познакомились на предыдущем уроке?

2. Какие легенды связаны с гладиолусами? астрами?

3. В какой стране особенно любят хризантемы?

Далее учитель предлагает 1—2 учащимся выступить с докладом о других цветах осеннего цветника.

Целеполагание. Переходом к теме данного урока может быть песня Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир».

В начале раскрытия темы учитель задаёт детям вопросы:

«Любите ли вы ходить в лес за грибами? Какие грибы вы собираете? А какие блюда мама готовит из грибов?»

Аналитический этап. Затем учитель сообщает, что грибы не только вкусны, но и очень важны для леса: если в лесу не будет грибов, деревья будут плохо расти, болеть и даже погибать. Оказывается, грибы, как и растения, имеют надземную и подземную части. Подземная часть (грибница) прикрепляется к корням деревьев. При этом дерево отдаёт грибам часть своих полезных веществ, а грибы отдают деревьям часть своих полезных веществ. Дети рассматривают рисунок «Связь гриба и дерева» на с. 87 учебника.

Далее учитель читает текст «Не растения и не животные» на «Страничках Умного Совёнка» (с. 125 учебника).

После этого по рисункам на с. 86—87 учебника дети изучают материал о строении шляпочных грибов. С помощью подготовленных муляжей грибов учитель даёт понятие о трубчатых и пластинчатых грибах. При этом можно сказать, что трубчатый слой шляпки гриба похож на поролон или губку, а пластинчатый — на странички книги.

Тренировочные упражнения. Для закрепления данного материала учащимся .предлагается выполнить задания № 1 и 2 на с. 52 рабочей тетради.

Для разрядки после выполнения заданий в рабочей тетради учитель может загадать детям загадки (стихи В. Лифшица):

Я стою на ножке толстой,

Я стою на ножке гладкой,

Под коричневою шляпкой

С нежной бархатной подкладкой.

Если б очень захотели,

Вы найти меня могли б:

Я расту под веткой ели,

Я, ребята, ... (белый гриб).


Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых,

Меня увидишь за версту, —

Зовусь я ... (подосиновик).


Средь хвойного бора,

Дремучего бора

Нельзя не заметить

Меня, ... (мухомора)!

Большой, как тарелка,

Пятнист я и красен,

Меня берегитесь:

Я очень ... (опасен)!


Нас найти не просто

Бывает с непривычки.

Мы жёлтые сестрички,

Весёлые ... (лисички).

Аналитический этап. На следующем этапе урока с помощью рисунков на с. 88 учебника детьми изучаются различия сходных между собой съедобных и несъедобных грибов: белый гриб — желчный гриб, опёнок осенний — ложный опёнок, шампиньон — бледная поганка. Учитель комментирует рисунки, а дети затем пересказывают эти комментарии. Здесь может быть организована работа в парах.

Тренировочные упражнения. Для закрепления этого материала выполняется задание № 3 на с. 53 рабочей тетради.

Аналитический этап. На данном уроке учителю следует уделить внимание и экологическим проблемам: грибы могут быть съедобными или несъедобными для человека, но и те и другие полезны для деревьев и лесных зверей. А люди часто сшибают поганки и особенно мухоморы. Учитель читает рассказ «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне» (с. 127—128), а затем обсуждает его с детьми по вопросам рубрики «Обсудим» на с. 89 учебника.

Выводы и обобщения. В конце занятия ученики отвечает на вопросы рубрики «Проверим себя» на с. 89 учебника, учитель зачитывает вывод урока.

Региональный компонент. В дополнение к изученным по материалу учебника грибам познакомьте детей с грибами, наиболее часто встречающимися в вашей местности.

Физкультминутки. Под музыку песни Д. Тухманова «Как прекрасен этот мир» дети выполняют потягивания (гриб растёт), покачивания головой (сдвинул шляпку на бочок), вытягивание рук (гриб просится в лукошко).

Домашнее задание. Теоретический материал на с. 86—89 учебника, задание № 4 на с. 53 рабочей тетради.

Рекомендации для занятий в семье. Сходите с ребёнком в лес за грибами. Вместе с ним рассмотрите в атласе-определителе раздел о грибах. Помогите ребёнку выполнить задание № 4 на с. 53 рабочей тетради. Расскажите, где можно встретить эти грибы в ближайшем лесу.