ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ - ВСЕЛЕННАЯ, ВРЕМЯ, КАЛЕНДАРЬ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Окружающий мир 2 класс - поурочные разработки

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАЛЕНДАРЬ - ВСЕЛЕННАЯ, ВРЕМЯ, КАЛЕНДАРЬ - ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ

Целевые установки урока

Предметные результаты:

• участвовать по мере сил в охране природы;

• иметь представление об экологии;

• знакомиться с экологическим календарём как проявлением культуры высокоразвитого общества, осознавшего уникальность природы Земли.

Метапредметные результаты:

• высказывать предположения о том, что такое экология;

• находить в тексте учебника определение экологии как науки;

• рассказывать по рисунку учебника о природе — нашем зелёном доме;

• выражать своё отношение к природе в собственном рисунке;

• вписывать в таблицу даты экологических дней (по материалам учебника), предлагать рисунки-символы к каждой дате;

• в сотрудничестве со взрослыми организовывать праздники, посвящённые экологическим дням (в течение года);

• подготовить фоторассказ об одном из экологических дней, отмеченных в школе.

Личностные результаты:

• понимать задачи экологии как науки и экологического движения в России и в мире, необходимость охраны природы;

• воспринимать экологический календарь к важное явление современной культуры.

Оборудование. У учителя — куклы Мальчик и Девочка в национальных костюмах; настенный календарь, наклейки с рисунками-значками экологических дней. У учащихся — цветные карандаши или фломастеры.

Предварительная работа. Изготовьте наклейки для демонстрации на уроке дат экологического календаря на настенном календаре в классе. Для этого сделайте цветную ксерокопию рисунков-значков экологических дней из учебника (с. 50—51), вырежьте их и с обратной стороны наклейте кусочки двухстороннего скотча.

ХОД УРОКА

Актуализация знаний и умений. В начале урока следует повторить материал предыдущих уроков о календарях по вопросам:

1. Зачем нужны календари?

2. Какие бывают календари?

3. Какие государственные праздники вы знаете?

4. Какие дни называются погодоуказателями?

Целеполагание. Затем учитель берёт в руки кукол-помощников и сообщает: «Ребята, наши друзья к сегодняшнему уроку выучили стихотворения. Послушайте их и скажите, о чём говорится в этих стихах. Что между ними общего?» Читает стихотворения от имени кукол-помощников:

В домике круглом,

В круглом окошке

Грела улитка

На солнышке рожки.

Грела улитка

На солнышке рожки,

И разморило улитку

Немножко.

Вот потянулась

Лениво улитка,

Вот затворила улитка

Калитку,

Спрятала ключ

И отправилась спать

В самую круглую

В мире кровать.

И. Пивоварова


Ночью темень. Ночью тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведёт к норе,

След собачий — к конуре,

Белкин след ведёт к дуплу,

Мышкин — к дырочке в полу.

Жаль, что в речке на воде

Нет следов твоих нигде.

Только темень, только тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

И. Токмакова

Куклы раскланиваются. Учитель повторяет вопросы: «О чём говорится в этих стихотворениях? Что между ними общего?» (Стихи рассказывают о домиках, в которых живут животные.)

Аналитический этап. Учитель продолжает: «Ребята, а теперь рассмотрим рисунок на с. 48—49 учебника. Какие животные, растения вам знакомы? Давайте подумаем, где у каждого из этих животных дом. Какой дом у оленя? у жука? у улитки?» Дети рассуждают вместе с учителем и приходят к выводу, что вся планета Земля похожа на огромный многоквартирный дом. В этом доме соседствуют самые разные животные и растения. Леса и озёра, горы, поля и реки — это всё «квартиры» с прекрасными и удивительными жильцами.

Учитель: «Давайте вспомним, что вы узнали в 1 классе о связи живой и неживой природы. Как человек связан с природой?» Дети с помощью учителя вспоминают пройденный материал и делают обобщение, что и человек всему живому на Земле — сосед. Наша планета Земля — большой гостеприимный дом, в котором человек — только один из жильцов наряду с другими многочисленными и равноправными жильцами. Изучением отношений и связей между всеми жильцами на планете Земля, между живой и неживой природой, растениями и животными, природой и человеком занимается наука экология. Название этой науки замечательное. Оно происходит от двух греческих слов: ойкос — дом и логос — слово, знание. Экология — это наука об устройстве жизни в нашем общем доме — на планете Земля.

Тренировочные упражнения. Учитель предлагает детям выполнить задание № 1 на с. 32 рабочей тетради.

Аналитический этап. Затем учитель задаёт вопросы о том, что сегодня угрожает природе, как её охраняют люди, как дети берегут и охраняют природу. После ответов детей учитель спрашивает о том, какого цвета они выбрали бы флаг для своей науки, если бы были учёными-экологами. Окончательно выбирают зелёный цвет флага после прочтения первого абзаца текста на с. 49 учебника.

Тренировочные упражнения. Учащиеся выполняют задание № 2 на с. 32 рабочей тетради.

Аналитический этап. Далее учитель говорит о том, что в любом доме жильцы постоянно заботятся о чистоте и порядке в нём. Вместе с детьми читает текст на с. 49 и обсуждает описание случаев экологического неблагополучия, виновником которых бывает человек. Вместе с детьми формулирует выражения «экологические дни», «экологический календарь» и цель этого календаря.

Непосредственно переходя к рассмотрению экологического календаря, учитель говорит: «Ребята, сейчас мы превратим наш обычный настенный календарь в особый — экологический. Для этого отметим в нём международные экологические дни». С помощью текста на с. 50—51 учебника дети и учитель называют экологические дни, обсуждают их смысл. При этом можно обратить внимание на то, что 22 марта во Всемирный день воды ещё отмечается и День поэзии — праздник поэтического искусства и его создателей — поэтов. Последовательно, используя наклейки, дети отмечают даты экологического календаря на настенном календаре в классе. Определяют, какой из названных дней ближайший по времени к дате урока.

Тренировочные упражнения. Учащиеся вместе с учителем обсуждают план проведения этого дня для выполнения в скором будущем творческого задания на с. 34—35 рабочей тетради.

Затем учитель просит детей ответить на вопросы: «Почему экологические дни так разнообразны? Что такое экология? Что такое экологический календарь?» Просит привести примеры экологических дней.

Выводы и обобщения. Завершается урок чтением вывода на с. 51 учебника. Учитель спрашивает у детей, всё ли им понятно по данной теме, кого заинтересовала наука экология, кто из ребят хотел бы стать экологом.

Региональный компонент. Приведите учащимся контрастные примеры: 1) небрежного отношения к природе, что в результате может привести к экологическому неблагополучию в вашем крае и 2) охраны природы, по возможности назвав учреждения (организации) и лиц, осуществивших в вашем городе (селе) эти мероприятия.

Физкультминутки. Учитель произносит слова сказки, дети вслед за ними выполняют движения:

Теремок (Руки «крышей» над головой.)

Не низок, не высок. (Приседают и приподнимаются на носках.)

В теремке мышка-норушка, (Машут рукой-«хвостиком».)

Лягушка-квакушка, (Сжимают и разжимают ладони рук.)

Зайчик-побегайчик, (Руками у головы изображают длинные уши; подскоки.)

Волк — зубами щёлк, (Руками изображают пасть волка.)

Медведь. (Переступают с ноги на ногу вразвалочку.)

Стук в дверь каждого персонажа изображается ударом кулака одной руки в раскрытую ладонь другой.

Домашнее задание. Теоретический материал на с. 48—51 учебника, задание № 3 на с. 33 рабочей тетради.

Рекомендации для занятий в семье. Попросите ребёнка рассказать вам об экологическом календаре, о ближайшей экологической дате и предстоящем празднике в этот день. Постарайтесь по возможности принять активное участие в празднике и совместно с ребёнком подготовьте фоторассказ о нём на с. 34—35 рабочей тетради.

Глоссарий

Экология — наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.


ЗА СТРАНИЦАМИ УЧЕБНИКА

(раздел «Вселенная, время, календарь»)

Организуйте путешествие в ближайший городской парк, за околицу села для наблюдения за природой. К приведённым в учебнике приметам об изменениях погоды подберите народные предсказания по внешнему виду растений и поведению животных своего края.

Побеседуйте с детьми на темы:

1. Предания народов моего края о возникновении и устройстве Вселенной.

2. Волшебные сказки народов моего края с образами чудесных животных и растений.

Проведите театрализованный праздник с использованием творчества народов вашего края (детские заклички солнцу, дождю, радуге, насекомым, цветам; загадки о солнце, луне, звёздах, ветре, воде, земле; предметы быта, украшенные узорами с образами природы).