Зачем нужны поезда?

Група в ViberГрупа в Facebook

Окружающий мир 1 класс - Поурочные разработки

Зачем нужны поезда?

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Первоклассники познакомятся с назначением и устройством поездов и железных дорог, научатся различать основные виды поездов.

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: игрушечная железная дорога, магнитофон, аудиозапись песни «Голубой вагон», иллюстрация паровоза, изобретённого братьями Черепановыми, видеоаппаратура, запись кинофильма «Чокнутые», ножницы, клей.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— О каких машинах мы говорили на прошлом уроке? Для чего они нужны человеку?

Как устроен автомобиль? Как надо следить за машиной, чтобы не доставить много радости Злючке-Грязючке?


2. Мотивация учебной деятельности

— Однажды Муравей Вопросик увидел интересную машину и сочинил о ней загадку. Попробуйте её отгадать.

Что за чудо? Вот машина!

Сто колес! А где же шины?

По стальной дороге мчится,

Приглашает прокатиться.

— Что в тексте загадки помогло вам узнать поезд?

Сегодня на уроке мы будем говорить о поездах и ответим на вопрос Муравья: зачем нужны поезда? Отправляемся в путешествие по железной дороге.

Учитель открывает спрятанную детскую железную дорогу, заводит поезд. Вагоны двигаются под один куплет песни «Голубой вагон».

— Покажите этого силача.

Вызванный к доске ученик показывает локомотив.

— Локомотив — это машина, движущаяся по рельсам и предназначенная для тяги прицепленных к ней вагонов.

Покажите вагоны нашего поезда.

Вагон — транспортное средство, специально оборудованное для перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям.

Какими могут быть вагоны? Рассмотрим рисунки в учебнике. Для чего нужны вагоны с окошками? Для чего — открытые? Для перевозки каких грузов используются цистерны?

Что могут перевозить поезда? Как называется поезд, перевозящий людей? Перевозящий грузы?

Устройство поездов похоже. А как устроена сама железная дорога? Рассмотрите рисунки и нашу железную дорогу. Кто из вас знает: из чего состоит железнодорожное полотно, по которому движутся поезда?

Рельс — это стальной узкий брус, по которому, катясь, движутся колёса вагонов. Покажите рельсы на нашей дороге. На чём они лежат?

Рельсы лежат на шпалах— деревянных или металлических брусах, укладываемых поперёк железнодорожного полотна. Они нужны для опоры рельсам.


3. Работа по теме урока

— Рассмотрите наш поезд. О нём говорят:

Земля дрожит, силач бежит;

Тянет он за собой

Хвост огромный стальной.

— Итак, мы с вами узнали о том, как устроены поезд и железная дорога, как они выглядят. А что из себя представляли предки современного поезда?

Учитель показывает детям иллюстрацию с изображением паровоза, изобретённого мастерами Черепановыми.

— Это были маленькие и неуклюжие паровозики на четырёх колесах и с трубой, длинной, как шея жирафа. Но ходили они по рельсам очень проворно и могли тащить за собой груз тяжелее 3 тонн.

Эта железная дорога была построена в Нижнем Тагиле. Рельсы были проложены всего на 800 метров. Построили эту дорогу русские мастера Черепановы. Она была первой железной дорогой у нас в стране.

Со временем стали строить железнодорожные пути по всей стране. Изменялись локомотивы и вагоны, усовершенствовались их механизмы.

Посмотрите, как выглядели первые пассажирские поезда.

В паровые тихоходы забирались пешеходы.

И могли они в пути на ходу легко сойти.

Учитель показывает фрагмент из кинофильма «Чокнутые» (открытие железной дороги.)

— Вспомните, как выглядят поезда сегодня.

А теперь под стук колёс

Нас везёт электровоз.

Не успел двух слов сказать —

Смотришь — надо вылезать!

— На железной дороге поезда различают по старшинству: внеочередные, очередные, почтово-багажные, грузопассажирские, грузовые и хозяйственные. Многие слова вам понятны и без объяснений. Непонятно, что значит внеочередные и очередные?

Внеочередные — это пожарные, снегоочистительные и восстановительные поезда, то есть те поезда, которые в чрезвычайных ситуациях пропускают вне очереди и расписания.

К очередным относятся пассажирские поезда, которые идут по очереди, по расписанию.

Движением поездов на каждом участке руководит дежурный диспетчер, отвечающий за выполнение расписания и безопасность движения.

Муравьишка хочет отправиться в дорогу на поезде. Поможем ему сориентироваться: на чём ему лучше ехать? Ведь существуют «разные пассажирские поезда». Рассмотрите фотографии на странице 62. Какие из поездов пассажирские? Куда на них можно поехать? Проверим себя, прочитаем текст на странице 90.

Метро — это городская внеуличная железная дорога для перевозок пассажиров. Линии метро могут быть подземные, в тоннелях, и наземные, на эстакадах. Подземные линии метро наиболее распространены, так как они не нарушают планировки города и не мешают движению транспорта и пешеходов. Наземных участков меньше, и они должны иметь ограждения. Метро необходимо в городах, где численность жителей больше одного миллиона человек.

Метро включает большой комплекс сооружений и устройств, из которых основными являются: станции и вестибюли со служебными помещениями, эскалаторные устройства, перегонные туннели, вагонные депо с производственными цехами, электрические подстанции, вентиляции, водоснабжение.

Первая внеуличная железная дорога длиной 3,6 километров была построена в Лондоне в 1860-1863 годах. Строительство метро в нашей стране началось в 1932 году. Первую линию метрополитена открыли в 1935 году. Она была протяженностью 11,6 километра и имела 3 станции.

На электричке можно выехать за город, на небольшое расстояние от дома. Те, кто имеют дачи, часто пользуются этим видом транспорта. В состав электричек чаще всего входит 10 вагонов (их может быть от 4 до 12). Для машинистов в головных (концевых) вагонах оборудуются кабины с необходимой контрольной аппаратурой и устройствами управления.

В далёкий город на электричке ехать неудобно. Ехать долго, а удобств нет, поэтому пассажиры покупают билеты на поезда дальнего следования. Кто ездил на таких поездах, расскажите: чем они отличаются от электричек? (В поездах дальнего следования есть спальные места, туалеты, вагоны-рестораны.)

В каждом вагоне есть проводник, который обслуживает пассажиров своего вагона.


Практическая работа

— Рассмотрите ещё раз изображения всех поездов на рисунке в учебнике. На каких поездах вы ездили?

А теперь откройте рабочую тетрадь на страницах 42-43. Возьмите в руки ножницы. Попробуем сформировать поезд, на котором Муравьишка Вопросик отправится путешествовать.

Дети вырезают из Приложения картинки с изображениями вагонов и выкладывают их на страницах тетради. Соседи проверяют работы друг друга. Если ошибок нет, то вагоны наклеиваются.

— А какой поезд нужен Муравьишке, если он переезжает в другой город и перевозит все вещи из своего дома?

Соберём в тетради товарный поезд.

Работа идёт аналогично.

— Мы знаем, что поезда двигаются по железной дороге. А как она устроена?

Заслушиваются ответы детей.

— Рассмотрите рисунок на странице 91, найдите на нём все то, что перечислено. Какие слова для вас непонятны?

Дети называют непонятные слова.

Учитель объясняет и записывает на доске значение некоторых слов.


Туннель — сооружение в виде сквозного коридора, прохода под землей или в горах.

Шлагбаум — подвижная перекладина, при помощи которой открывают и закрывают путь на железнодорожных переездах.

Эстакада — строительное сооружение в виде моста, служащее для поднятия вверх путей сообщения, для переxoдa или переезда через путь.


4. Рефлексия учебной деятельности

— Вернёмся к вопросу, прозвучавшему в начале урока. Зачем нужны поезда? Назовите пассажирские поезда. Куда на них можно ездить?

Рассмотрите рисунки на странице 63. Что вы можете сказать о поездах, изображённых на них. Прочитайте текст над рисунком. Время идёт, человек совершенствует технику. Вероятно, в недалёком будущем появятся ещё более скоростные и экологически чистые поезда.

Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?

Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске, и показывают оценку.






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.