Когда появилась одежда?

Група в ViberГрупа в Facebook

Окружающий мир 1 класс - Поурочные разработки

Когда появилась одежда?

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Первоклассники познакомятся с историей одежды, видами одежды, научатся подбирать для некоторых случаев подходящую одежду.

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: видеоаппаратура, видеокассета «Из истории русского костюма», фильм «Средневековая Русь»; фрагменты фильмов «Три мушкетёра» и «Собака на сене»; Хрестоматия (авт. А.А. Плешаков); образцы тканей, лупы, клей, ножницы, костюмы для инсценировки.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— В каком времени мы оказались на предыдущем уроке? Кого мы увидели в прошлом? Что вы запомнили о динозаврах?


2. Мотивация учебной деятельности

— Сегодня мы с вами снова окажемся в прошлом. И оттуда будем двигаться в настоящее. Только разговор пойдёт не о животных, а о людях и их одежде. Вопрос, на который мы должны ответить сегодня: когда появилась одежда?


3. Работа по теме урока

— Какую одежду вы носили, когда были совсем маленькими? Как менялась ваша одежда с течением времени? Откройте учебники на странице 20. Рассмотрите рисунок. Предположите, какая одежда появилась самой первой. Где мы уже видели изображение древнего человека? Где жили древние люди? Из чего они делали себе одежду? Для чего им нужна была одежда?

Первобытные люди делали одежду из шкур животных, чтобы защитить себя от холода, жары и дождя. Сначала люди просто связывали и обматывали шкуры вокруг тела. Спустя какое-то время шкуры научились связывать и переплетать. Постепенно человек научился обрабатывать шкуры и выделывать их. Одежда стала тоньше и могла закрыть всё тело.

Шло время, и люди научились делать ткани. Возьмите образцы тканей, которые лежат у вас на партах. Рассмотрите их под лупой.

Что вы видите? Из чего состоит ткань?

Из нитей. Как же их соединили? Послушайте рассказ «Как ткани ткут и нити прядут».

Учитель читает текст из Хрестоматии (с. 59-60).


Посмотрите на разные ткани через увеличительное стекло: всюду нити переплетены! А у некоторых тканей — у марли, например, или у мешковины — это и так видно, безо всякого увеличительного стекла.

Кто же их переплёл?

Ткацкий станок — вот кто!

А раньше, тысячи лет назад, ткач протаскивал поперечную нить между продольными с помощью заострённой палки.

Отсюда, кстати, и само слово «ткач»: он ведь тыкал палкой с поперечной нитью то в одну сторону, то в другую. Убери из слова «тыкать» букву «ы»... Какое слово получилось? Ткать!

Ткань из нитей ткут, а сами нити откуда берутся?

Возьми кусочек ваты, намочи и скручивай пальцами, а при этом немножко растягивай. Что получилось? Нить! Не очень ровная, правда, но настоящая хлопчатобумажная нить. Ведь вата — это хлопок, только очищенный. Волоконца у хлопка ворсистые, и, когда ты сжал их пальцами, да ещё и скрутил, они сплелись своими ворсинками.

А знаешь, чем ты занимался, скручивая короткие волоконца в длинную нить? Прядением!

В древние-предревние времена нить тоже скручивали пальцами. Потом изобрели веретено, а затем и прядильный станок. А сейчас нити прядут, то есть скручивают из волокон огромные прядильные машины. Не только хлопчатобумажные нити, конечно, но и шерстяные, и льняные.

Шерстяные нити прядут из шерсти — больше всего из овечьей.

Но не только овцы снабжают людей шерстью. Очень тонкую шерсть дают козы.


— Итак, из далёкой древности мы продвигаемся вперёд. Постепенно человек из шкур переоделся в ткань. Но это была ещё не та одежда, к которой мы привыкли. Рассмотрите изображение человека в сандалиях и голубом наряде. Такую одежду носили в Древней Греции. Её ещё не шили. Просто брали большой прямоугольный кусок ткани и оборачивали вокруг тела несколько раз. Концы закалывали булавкой. В тех странах, где всегда жарко, такая одежда удобна. Подходит ли она для нашей страны?

Правильно, только летом. Время шло, люди научились шить красивые наряды, придумали шарфы и шляпы. Рассмотрите людей, изображённых рядом с греком. Кого они вам напоминают? Кто так одевался?

Учитель демонстрирует кадры из кинофильмов «Три мушкетёра» и «Собака на сене».

— Мы с вами побывали во Франции. Именно оттуда пошла мода на банты и кружева.

А что же у нас? Как одевались русские люди? Как выглядела их одежда? Посмотрим ещё один сюжет.

Учитель показывает фильм «Средневековая Русь».

— В фильме мы увидели одежду, в которой ходили 400-500 лет назад на Руси. Все ли ходили в одинаковой одежде? Чем отличалась одежда богатых и бедных? В какой повседневной одежде ходил простой русский человек?

Раньше мужская и женская рубахи по крою не различались. Надевали их на тело. Какую одежда и обувь носил мужчина? (Рубаху, порты, лапти, онучи.)

— Что носили женщины? (Рубаху, сарафан, душегрею, лапти.)

И у мужчин, и у женщин одежда была достаточно свободной, чтобы удобно было двигаться. Но рубахи и сарафаны обязательно подпоясывали. Повседневная одежда была чаще всего белого цвета, так как ткань не красили. В холодное время года одевали зипуны и шубы, а на голову — меховые шапки. Руки защищали от холода рукавицами.

В фильме вы видели, что бояре и царь носили такую же одежду, но сшита она была из дорогих тканей, имела яркую расцветку.

От древнерусской одежды перейдём к современной. В чём мы с вами ходим сегодня? Отличается ли одежда по временам года? (Да.)

Что мы одеваем зимой? (Тёплое пальто, шубу, дублёнку, шапку, сапоги, шарф.)

Что — весной и осенью? (Пальто, плащ, куртку, сапоги, туфли.)

Что — летом? (Майки, шорты, лёгкие платья, джинсы.)

Зачем нам так много разной одежды, неужели нельзя обойтись только зимней или только летней одеждой? (Нет, у нас то холодно, то жарко.)

Мы живём в стране, где погода сильно меняется в разное время года, поэтому, чтобы не болеть, мы вынуждены менять нашу одежду в зависимости от погоды.

Рассмотрите рисунок в задании 1 рабочей тетради (с. 15). Как вы думаете: где живут люди, изображённые здесь? Почему вы так решили? Стрелками укажите районы, в которых они живут.

Людям, живущим в Африке, никогда не понадобятся шубы, а человек, живущий на Крайнем Севере, никогда не сможет выйти у себя дома на пляж в плавках и позагорать.

Мы с вами выяснили, что одежда бывает разной и зависит от погоды. Что ещё повлияет на выбор нами одежды? Рассмотрите рисунки на странице 21. Прочитайте надписи.

На какие группы можно разделить одежду?

Что значит деловая одежда? Что именно относится к деловой одежде? Куда вы можете пойти в деловой одежде? Куда в такой одежде ходят взрослые?

Что относится к спортивной одежде? Какая спортивная одежда есть у вас? В каких случаях вы её надеваете?

Что такое рабочая одежда? Значит ли это, что в ней должны ходить только рабочие? В каких случаях вы наденете рабочую одежду?

В чём вам удобно ходить дома? В чём дома ходят ваши родители? Можно ли в домашней одежде отправиться в гости? Удобно ли в халате играть в футбол или волейбол?

Но существует и специальная одежда. Её надевают на работе. Профессию некоторых людей можно определить по их одежде.

Рассмотрите рисунок во втором задании рабочей тетради (с. 16). Кому принадлежат эти костюмы и головные уборы? Соедините линиями рисунки и названия профессий.


Практическая работа

Четверо детей выходят из класса и переодеваются. Остальные дети выполняют задание 3 на странице 16 в рабочей тетради.

— Назовите героев, изображённых в тетради. Чего им не хватает? Подберите им подходящие головные уборы. Для этого из Приложения (с. 55) вырежьте головные уборы и приложите к ребятам на рисунке.

Проверьте работы друг друга. Если вы не нашли ошибок в расположении головных уборов, то их можно приклеить.

А теперь вам предстоит определить: в какой одежде будут входящие ученики и куда в этой одежде им можно пойти.

На доске учитель открывает запись.


На спортивную площадку

На концерт

Остаться дома

В спортивную школу

В сад сажать цветы

1 сентября в школу

Красить парты


4. Рефлексия учебной деятельности

— Сегодня на уроке мы побывали в прошлом и вернулись в настоящее время. Как менялась одежда со временем? Из чего делали одежду пещерные жители? Что изобрели потом?

Какая одежда для нас удобнее: та, которую мы носим, или та, в которой ходили во времена трёх мушкетёров? Почему вы так думаете?

Можем ли мы теперь ответить на вопрос, заданный в начале урока?

Сравним наши ответы с выводами, сделанными Мудрой Черепахой.

История одежды начинается с того момента, как появился разумный человек.

Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске, и показывают оценку.






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.