Как зимой помочь птицам?

Окружающий мир 1 класс - Поурочные разработки

Как зимой помочь птицам?

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Первоклассники научатся различать птиц, зимующих в наших краях, изготавливать кормушки и подбирать корм для птиц.

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: иллюстрации с изображениями зимующих птиц, образцы кормушек и корма, цветные карандаши, атлас-определитель «От земли до неба», книга А. А. Плешакова «Зелёные страницы», пакеты из-под молока или кефира, ножницы.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— Как живут животные? Что им необходимо для жизни? Как надо ухаживать за питомцами живого уголка? Проверяется выполнение задания 3 рабочей тетради.


2. Мотивация учебной деятельности

— Сегодня мы продолжим разговор о том, как мы можем позаботиться о живых существах. Чтобы узнать, о ком, отгадайте загадку.

Снится ночью пауку

Чудо-юдо на суку.

Длинный клюв и два крыла...

Прилетит — плохи дела.

А кого паук боится?

Угадали? Это...

— Правильно, речь пойдёт о птицах. Какое сейчас время года? Каково птицам зимой? Сегодня мы будем говорить о том, как зимой помочь птицам.


3. Работа по теме урока

— Рассмотрите рисунок кормушки на странице 74. Каких птиц вы видите? Какие из них живут у нас круглый год? (Воробьи, синицы, поползни.)

Какие — прилетают на зиму? (Свиристели и снегири.)

Осенью многие птицы покидают свои родные места и летят зимовать на юг. Большинство из них хорошо переносит зимнюю стужу, но зимой под снегом и льдом они не могут найти себе пищу, поэтому не холод, а голод заставляет их отправиться в дальнее путешествие.

Не все птицы улетают на зиму в тёплые края. В родных местах остаются те, которые могут и зимой находить себе пропитание. Такие птицы называются зимующими.

Синицы почти круглый год живут в лесах, парках и садах. Зимой в поисках корма они собираются в стайки и перебираются ближе к жилью человека. Когда нет насекомых, синицы едят семена деревьев и кустарников, любят хлеб и несолёное сало.

Воробьи зимой тоже стараются держаться поближе к человеку. В сильные морозы им холодно ночевать под открытым небом, поэтому они забиваются на ночь в щели домов, под крыши сараев.

Поползня вы могли и не видеть, но эта птичка живёт у нас круглый год. Своё имя эта птица получила от слова «ползать». Она действительно ползает по стволам деревьев, но ползает акробатически: и вверх головой, и вниз, и поворачивается на ходу, и припрыгивает. В это время птица работает — ищет насекомых в щелях дерева.

Так бегать по дереву кроме поползня никто не умеет.

Зимой, когда в лесу становится голодно, поползень вместе с синицами прилетает к человеческому жилью. Есть он будет всё, что сможет найти. А если поползень найдёт кормушку, куда люди положили семена, то он будет перетаскивать их и прятать, делать запасы.

Каких ещё птиц вы видели на улице?

В зимнее время вороны переселяются в ближайшие города и деревни. Здесь они кормятся остатками пищи и всякими отбросами, поэтому ворон можно увидеть на помойке или городской свалке. Ранней весной вороны снова разлетятся по лесам и рощам.

На кормушке мы видим и гостей, прилетевших к нам на зиму из северных лесов. Это кочующие птицы.

Свиристель живёт в тайге. Леса там хвойные, густые. Птенцов свиристель кормит комарами, которых в тайге видимо-невидимо! Кроме комаров свиристель питается ягодами рябины, калины, клюквы. Но с приходом зимы комары исчезают, а ягод становится всё меньше. Поэтому птицы собираются в стаи и летят южнее, туда, где ещё можно найти корм.

Свиристель розовато-серого цвета, с рыжеватым хохолком на голове. Хохолок у птицы то поднимается, то опускается. Края крыльев и хвостика ярко-жёлтые. А когда она поёт, кажется, что кто-то на старинной дудочке свирели играет:

— Сви-ри-сте-ли, сви-ри-сте-ли!

Зимой в наших лесах появляется много снегирей. Сюда они прилетают из северных лесов. Появление снегиря всегда связано с первым снегом, отсюда и название этой птицы. Особенно заметны на снегу красногрудые самцы. Усядутся они на дерево — будто яблоки красные. Как только подтает, птицы улетают.

Какие птицы нарисованы на странице 75? На ветках какого дерева они сидят? Как вы узнали это дерево?

Познакомимся с дроздами. Для этого откроем атласы-определители на страницах 180-181. Прочитаем статью о дроздах.

Текст читает учитель или хорошо читающий ученик.

— Что вы узнали о дроздах? (Это певчая птица. Живёт в лесах, садах и парках.)

Дроздов существует несколько видов. 06 одном мы прочитали — о певчем дрозде. Существует ещё дрозд-рябинник. Как вы думаете: за что птица получила такое название?

— Своё имя эта птица получила за особую любовь к ягодам рябины. Другие дрозды тоже едят ягоды рябины, но меньше. Кроме ягод дрозды поедают огромное количество насекомых.


Практическая работа

— Мы познакомились с несколькими птицами, внимательно рассмотрели их. Проверим, насколько вы были внимательны. Соедините линиями рисунки птиц с их названиями.

Ученики работают в тетради (с. 52, задание 1).

— Сможете ли вы узнать птиц по их контуру? Раскрасьте птиц, изображённых в задании 2. Если вы видели каких-то птиц возле своего дома, то закрасьте кружок рядом с их изображением.

Дети выполняют задание.

— Чтобы угадать, о чём мы будем говорить дальше, отгадайте загадку.

Что за стол среди берёз

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом.

— Дальше мы будем говорить о кормушках. Для чего они нужны?

Учитель читает текст «Помогите птицам» из книги А. Плешакова «Зелёные страницы» (с. 171-172).

— Рассмотрите изображение кормушек на странице 74. Из чего они сделаны? Какие — менее удачно? Почему?

Если у кормушки нет крыши, то всю еду накроет снегом. Если птице не на что сесть или зацепиться лапками, есть ей будет неудобно. Какую из изображённых кормушек мы сами можем сделать прямо на этом уроке?

Для этого урока мы подготовили несколько пакетов из-под молока и кефира. Сделаем из них кормушки для птиц и повесим около своих домов.

Дети выполняют работу под руководством учителя. Ход работы показан в тетради (с. 53 № 3).

— Молодцы! Вы всё правильно сделали.

Мало сделать кормушку, надо ещё знать, что в неё можно положить.

О каком корме вы уже услышали на уроке?

Арбузные семечки можно собирать ещё осенью. Кусочки сала годятся не всем птицам. Сало любят синички. Только сало не должно быть солёным. Семена каких растений изображены у вас в учебнике?

Я специально составила меню для птичьей столовой. Что бы птицы заказали себе на обед?

Подсолнечник — особенно мелкий, но не жареный,— лучший корм для снегирей, синиц, поползней и воробьев. Перед засыпкой в кормушку их лучше слегка подавить.

Овёс или овсяная крупа— охотно съедят воробьи, чечётки и синицы.

Конопля — универсальный корм для всех птиц. Перед засыпкой семена надо помять.

Просо и пшено — любят чижи, щеглы, воробьи, свиристели, овсянки.

Арбузные и дынные семечки — любят синицы, поползни и дятлы.

Кедровые орешки — лакомство для поползней и дятлов.

Ягоды рябины, бузины, черемухи — любят снегири и свиристели.

Хлебные крошки — порадуют всех птиц.

Из всего перечисленного вы можете выбрать любое «блюдо» для наших пернатых друзей и положить его в кормушку.

Рассмотрите нижний рисунок в рабочей тетради. Определите, чем можно и чем нельзя кормить птиц. Выполните задание.


4. Рефлексия учебной деятельности

— Вспомните, о каких птицах шла речь на уроке? Как мы можем помочь птицам пережить зиму? Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?

Вместе со взрослыми после уроков развесьте кормушки, которые мы сделали на уроке и положите в них корм. Не забывайте класть корм постоянно.

Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске, и показывают оценку.

— В конце урока послушайте стихотворение, которое подведёт итог нашему разговору.

Подготовленный ученик читает наизусть стихотворение А. Яшина «Покормите птиц зимой!»

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна —

И не страшна будет им зима...

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Вам встречать весну.