Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

Група в ViberГрупа в Facebook

Окружающий мир 1 класс - Поурочные разработки

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

• Первоклассники познакомятся с источниками воды в природе и быту, с процессами загрязнения и очистки воды; проследят путь воды, которую используют дома; научатся проводить опыты.

УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ: магнитофон, аудиозапись диалога папы и сына, стаканчики с водой, краски, кисточки, фильтр (стакан, марля и воронка), изображение Злючки-Грязючки.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний

— Что такое семья? Назовите по именам членов своей семьи. Расскажите об интересных событиях в жизни вашей семьи.


2. Мотивация учебной деятельности

— Отгадайте загадки.

Плещет тёплая волна в берега из чугуна.

Отгадайте, вспомните: что за море в комнате?

(Ванна)


Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

А что было! А что было! Мама речку в дом пустила.

Речка весело журчала, мама в ней белье стирала.

А потом, а потом я купался под дождём.

(Душ)


Если речка по трубе прибегает в дом к тебе

И хозяйничает в нём — как мы это назовём?

(Водопровод)

Принимая душ, купаясь в ванной или просто моя руки, мы даже не задумываемся о том, как вода попала к нам в квартиру. Вы уже знаете, что реки текут, и вода в них движется. Сегодня на уроке вам предстоит узнать о том, откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит.


3. Работа по теме урока

— Ответить на поставленные вопросы нам помогут мальчик Ваня и его папа. Я не пригласила их на урок, но записала разговор, который между ними состоялся. А начался он в тот момент, когда Ваня наливал воду в стакан. Привычную нам воду, в такой же стакан, как те, что стоят у вас на партах. Послушаем этот разговор.

Учитель включает аудиозапись диалога.

Ваня. Папа, как вода попала к нам в дом? Как она поднялась на наш этаж? Ведь вода течёт в речках. Как же эта речка к нам попала?

Папа. Река течёт за городом. На её берегу стоит башенка. В неё попадает вода из речки. Вода проходит через решётку и сетку, поэтому рыба в башенку не заплывает. Дальше вода течёт по трубам.

Ваня. Но ведь вода по трубам сама не может подняться на верхние этажи.

Папа. Правильно. Для этого существуют специальные насосы. Они толкают воду в подземные трубопроводы. По этим трубам вода течёт много километров, как река. Только в природе ручейки и маленькие речушки стекаются в большую реку, а из этой трубы, наоборот, ручейки расходятся в разные стороны по другим трубам. Эти трубы подведены в дома, в каждую квартиру.

Ваня. Учительница на уроке нам говорила, что воду из реки пить нельзя, так как она грязная. А как же мы пьём ту воду, которая из реки пришла к нам в дом?

Папа. Воду, которую мы пьём, очистили.

Ваня. Кто это делает?

Папа. Из башенки, которая стоит на берегу реки, воду гонят на очистительную станцию. Там вода оставляет мусор. Затем воду проверяют врачи. Они смотрят: нет ли в воде вредных для человека микробов. Чтобы уничтожить любые вредные вещества, воду пропускают через специальные фильтры и добавляют чуть-чуть хлор. И только после этого вода попадает в наш кран.

— Итак, вы услышали о том, откуда в наш дом приходит вода. Проследим её путь ещё раз. Откройте учебники на странице 60.

Ванин папа объяснил сыну, что вода попадает к нам из реки. Но возможен ещё один путь. Рассмотрите рисунок в левой части страницы. Откуда ещё на станцию очистки может попасть вода?

Мы с вами узнали, что вода приходит к нам из рек и подземных источников, проходит очистку и по трубам поднимается в квартиры. Какая вода приходит в дом: грязная или чистая?

Каким цветом обозначена чистая вода на рисунке? Поставьте обратную сторону ручки на изображение трубы, по которой вода течёт в дом. Проследите: куда именно попадает вода?

Какой становится вода после стирки, мытья посуды, рук, приёма ванной?

В задании 1 (с. 38 тетради) покажите стрелками путь воды.


Опыты

— Смоделируем изменение воды у нас в доме.

Дети капают краской в стакан с водой.

— Что произошло с водой?

В такой воде может поселиться кто-то очень вредный для здоровья. Посмотрите на изображение стаканчика в учебнике на странице 61.

Учитель прикрепляет на доску изображение нового персонажа — Злючки-Грязючки.

— Прочитайте, что говорит наша гостья. Как её зовут? От каких слов образовано её имя? Почему именно на этом уроке она появилась у нас?

Итак, у нас с вами — грязная вода. Грязнючка этому очень рада. Что же делать с такой грязной водой? Куда её деть?

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

Каким цветом на нашем рисунке обозначена грязная вода? Посмотрите: куда она идёт от умывальников, туалетов, ванных, стиральных машин?

Каким должен быть правильный путь воды: сразу в реку или в очистные сооружения? Как вода проходит очистку?

Рассмотрим на примере воды в наших стаканах.

Учитель показывает классу опыт.

— Сделаем самый простой фильтр. Возьмём стакан, поместим в него воронку. На воронку положим марлю, сложенную в несколько слоёв. Осторожно, не разбалтывая воду, перельём её в этот фильтр. Посмотрите, что получилось.

Дети видят, что вода стала чище, а на марле остались следы от краски. Затем они зарисовывают свои наблюдения в рабочей тетради (с. 38-40).

— Вот и не стало Злючки-Грязючки. Какой вывод мы можем сделать?


4. Рефлексия учебной деятельности

— Откуда в наш дом приходит вода? Куда она уходит? Что люди делают для того, чтобы очистить воду? Какие цели мы ставили в начале урока? Какие достигли?

Учитель даёт задание на самопроверку. После его выполнения дети сверяют свой ответ с модульным ответом, который учитель записывает на доске, и показывают оценку.


Справочный материал для учителя

Башня водонапорная — инженерное сооружение. Её основная часть — огромный резервуар, поднятый высоко над землей. Вода в резервуар закачивается насосом и затем самотёком по трубам бежит в дома.

Вода — жидкость без цвета, запаха и вкуса. Все живое на 65 % состоит из питьевой воды; пресной воды на Земле всего 2,5 % от общего количества природных вод.

Водопроводная станция — огромное сложное предприятие, где происходит полная очистка воды. На станцию вода поступает из рек, водохранилищ. Здесь она осветляется, освобождается от примесей, запаха, болезнетворных бактерий.

Изоляция — внутреннее и внешнее покрытие водопроводных труб, защищающее их от воздействия окружающей среды. Труба, покрытая изоляцией, должна работать не менее 25 лет.

Насос — агрегат, установленный на насосной станции и работающий непрерывно. Его основной рабочий орган — колесо с лопатками, приводимое в движение электромотором. Колеса крутятся, лопатки давят на воду и загоняют её в трубы. За счёт этого напора вода поднимается в квартиры.

Фильтр — большой бетонный резервуар, по дну которого уложены дырчатые трубы: дренаж. На дренаже лежит мощный слой кварцевого песка высотой от 1,5 до 2 метров. На песке — слой антрацитовой крошки толщиной 30-40 сантиметров. Вода проходит через фильтр сверху вниз. На дно фильтра вода приходит совершенно прозрачной. Дренаж отводит чистую воду для заключительного хлорирования.

Хлор — газ с резким запахом. Его применяют для обеззараживания воды. Растворённый в воде, он уничтожает микроорганизмы, бактерии и вирусы. После обработки хлором вода становится пригодной для питья. Лёгкая примесь хлора безвредна для здоровья.






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.