Москва — столица нашего государства - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ

Окружающий мир 1 класс - поурочные разработки

Москва — столица нашего государства - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ

Задачи уроков: обеспечить безошибочное воспроизведение следующих знаний: столица — главный город государства, столица России — Москва, сердце Москвы — Кремль, главная площадь столицы — Красная площадь; познакомить учащихся с термином «Кремль», с достопримечательностями столицы и Кремля; сформировать умения различать государственную символику, работать с картой, использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника.

Уроки можно начинать с торжественного чтения (прослушивания) гимна. Не забываем, что при исполнении гимна люди, слушающие его, встают.

Далее учитель просит детей раскрыть разворот «Москва — столица нашего государства» (с. 68—69) и вместе с детьми зачитывает текст левой полосы разворота. После чтения текста выясняется, знаком ли детям термин «столица государства». Учитель дает пояснение: «Столица — главный город государства. Столица нашего государства — Москва». Можно дать маленькую историческую справку о рождении Москвы. Москва — очень древний город. (Для учителя. Первое упоминание о Москве на страницах летописи относится к 1147 году.) В 2047 году Москве будет 1000 лет. Много споров идет по поводу названия Москвы. «Моек» переводят как топкий, мокрый, болотистый. Название города отражает его положение среди лесов и болот. На крутом берегу реки Москвы почти 1000 лет назад возник небольшой поселок, на месте которого стали возводить деревянную крепость — Кремль. Укрепленное место в Древней Руси называли градом (городом). Городская крепость защитила Москву от внешних врагов. Но деревянные стены были не очень надежным укрытием в далекие, тревожные времена. Поэтому деревянные стены заменили кирпичными. Несколько раз стены перестраивались, так как город рос. Постепенно Кремль превратился в укрепленную крепость. Следует попросить детей открыть следующий разворот (с. 70—71) и рассмотреть карту Кремля, где хорошо видны старые и новые кремлевские строения, огороженные Кремлевской стеной. Мы видим оборонительные сооружения — 20 сестер-башен (дети обязательно пересчитают башни и обнаружат, что одна из башен стоит впереди кремлевских стен — это предмостная Кутафья башня). Царская башня, находящаяся на кремлевской схеме со стороны Красной площади, на рисунке не видна. Среди башен есть проездные, на рисунке хорошо видны три из пяти проездных башен Кремля. Когда дети найдут Спасскую башню, то увидят, что это проездная башня. Следующая за ней проездная башня — Москворецкая. Между Спасской и Москворецкой башней стоит башня Константино-Еленинская. Она смотрит на мавзолей. Безусловно, ученики не должны запоминать названия этих башен. Но например, Спасская башня Кремля хорошо знакома детям, они ее видели на картинах, фотографиях, по телевизору. Спасская башня — сердце Кремля, да и всей Москвы. Существовал обычай проходить в Кремль через ворота Спасской башни, сняв головной убор. Это парадный вход-въезд в Кремль. Именно на Спасской башне находятся кремлевские куранты. Включаешь радио, приемник или телевизор в Новый год, в день Конституции, в день Победы и слышишь бой кремлевских курантов. Это Москва шлет привет каждому из своих сограждан голосом вечной Спасской башни. И мы повторяем слова: «От южных морей до полярного края раскинулись наши леса и поля. Одна ты на свете! Одна ты такая — хранимая Богом родная Земля!».

Далее можно рассмотреть с детьми расположение зданий внутри Кремля и сопоставить их с рисунками, вынесенными на левую полосу разворота (с. 70—71). Еще дети находят развевающийся флаг России на Большом Кремлевском дворце, на Резиденции Президента. Дети внимательны, они должны заметить Царь-колокол (на карте он находится около колокольни Ивана Великого) и Царь-пушку. Более детально чудеса Древней Руси можно рассмотреть на правой полосе разворота с. 68—69. «Постоим» с детьми возле Царь-пушки, внимательно ее рассмотрим. Пушка установлена на лафете, украшенном львиной головой (на рисунке львиная голова плохо видна). Рядом — очень тяжелые чугунные ядра. Около Царь-пушки всегда много народа, посетителей Кремля (часто кто-то шутит: «Народу! Пушкой не прошибешь!»). Царь-колокол не менее знаменит, чем Царь-пушка. Мы видим Царь-колокол на пьедестале, и около него отколовшуюся часть. Беда приключилась с колоколом во время пожара (1737). Воду лили усердно, раскаленный металл треснул и выпал кусок двухметровой высоты. Это самый тяжелый колокол в мире. Еще раз возвращаемся на с. 70—71, находим на карте Царь-колокол и Царь-пушку и «идем» к Спасской башне. Через ее ворота «выходим» на Красную площадь. На Красной площади дети без труда находят мавзолей, Исторический музей и Храм Василия Блаженного. Приглашаем детей «пройтись» по Москве и возвращаемся на с. 68—69.

Сначала можно рассмотреть герб Москвы (правая полоса). Дети без труда узнают на гербе Москвы Святого Георгия Победоносца.

Далее можно провести групповую работу. Каждая группа, изучая «карту» Москвы, помогает Мише составить план экскурсии. Миша, мечтая побывать в столице, рассматривает схему «Метро». Не прочь побывать в Москве и Жучка.

В заключение урока каждая группа предлагает свой экскурсионный план передвижения по городу. Например: «Сначала мы от вокзала доедем на метро до Красной площади. Там мы посмотрим... Затем вновь спускаемся в метро и едем в дельфинарий. От дельфинария недалеко и до зоопарка. И т.д.».


Экскурсия в город

Основная задача урока — подготовка учащихся к внеклассному мероприятию — экскурсии в близлежащий город, изучение правил безопасного поведения в условиях поездки в том или ином виде транспорта (электричка, водный трамвайчик, пассажирский автобус) и во время движения по городу. Правила могут быть дополнены теми указаниями, которые учитель считает необходимым сделать, исходя из конкретных условий проведения экскурсии (по воде, по воздуху, пешком; в кукольный театр, в зоопарк и т. д.). Необходимо помнить, что разрешение на экскурсию, связанную с транспортом, даже при условии участия родителей в ее организации дает администрация школы.

Если в первый год обучения детей учитель не намечает проведения такого внеклассного мероприятия, изучение этого материала может быть перенесено в следующий класс.