Как животные весну встречают - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ

Окружающий мир 1 класс - поурочные разработки

Как животные весну встречают - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ

Задачи урока: познакомить учащихся с изменениями в жизни насекомых, лягушек, змей, птиц, зверей весной, выявляя связи между животными, продолжить формирование умения анализировать и отвечать по рисунку, формирование навыка чтения на материале урока.

Учащиеся открывают учебник (разворот «Как животные весну встречают»), «садятся» в вертолет и отвечают на предложенные вопросы: что мы видим с вертолета? А что видят дети (Маша и Миша)? Основная проблема урока: обобщить знания детей, полученные на основании жизненных наблюдений, изученного материала и умения анализировать детали Предложенного рисунка. Начать разговор можно с беседы о насекомых. Каких насекомых на рисунке видят школьники? Что общего у этих животных? (Возвращение к вопросу о характерных признаках насекомых позволит учителю проверить, как ученики усвоили материал, и при необходимости его повторить.) Как зимовали насекомые? (Спали в укрытиях.) А как изменяется их жизнь с приходом весны? (Они пробуждаются, выползают из зимних спаленок.) Каких бабочек можно увидеть ранней весной? Этот вопрос у многих ребят вызывает затруднения. Они не знают названия бабочек. Поэтому организуется работа с хрестоматией: учитель читает рассказ «Каких бабочек можно увидеть ранней весной» и предлагает детям рассмотреть рисунки к нему. После такой работы можно обсудить, каких из этих бабочек дети встречали в природе весной.

Далее советуем прочитать с учениками рассказ «Вот это да!». Скорее всего для учащихся станет открытием материал о перелетах бабочек. Считаем нужным дать еще несколько пояснений по этому вопросу. Действительно, некоторые бабочки в конце лета и начале осени улетают на юг. Они зимуют в Турции, Африке. Перелеты бабочек напоминают перелеты птиц, но и существенно от них отличаются. Осенью в жаркие страны улетают все птицы — и взрослые, и молодые. У бабочек на зимовку улетает только молодежь, развившаяся летом из яиц. Птицы, улетевшие на зимовку, весной и возвращаются к нам. А бабочки, прилетев на зимовку, через некоторое время откладывают там яйца и умирают. А их дети, появившиеся из яиц, весной отправляются на родину родителей. То есть каждая бабочка только раз в жизни совершает далекий перелет.

Дети, как правило, просят назвать тех бабочек, которые совершают перелеты. В этом случае можно назвать репейницу, которая широко распространена в средней полосе России, или монарха, который из Канады и США летит в Мексику. Репейница не впадает осенью в спячку, как другие виды, а улетает в Среднюю Азию, где дает новое поколение. Весной эти бабочки большими стаями возвращаются в Россию.

Далее учитель задает вопрос: а кто еще просыпается ранней весной? Ответ на этот вопрос — повторение темы «Как животные к зиме готовятся». (Дети уже знают, что лягушки, жабы, змеи, ящерицы, ежи, медведи, барсуки готовились к зимней спячке.)

ДМ. Игра. Учебная цель игры — повторение примет весны. Со стола учителя ученики берут билетики со словами. Индивидуальное задание: по двум-трем предложенным словам составить предложение о весне. Коллективное задание: определить такую последовательность индивидуальных «сочинений», чтобы получился рассказ об изменениях в природе весной. (Набор слов может быть таким: солнце, погожие дни, теплый ветерок, снег, сугробы, лед на реке, прилетели, пахнет, на орешнике, осина и ива, на земле желтеют, голубые перелески, ветреница.)

Заслушав коллективное выступление детей, учитель предлагает задание для парной работы: ученики должны договориться друг с другом, кто из них будет читать рассказ (правая полоса разворота учебника), а кто — вопросы. После этого все желающие отвечают на вопросы.

А как встречают весну птицы? В беседе отмечается, что первыми прилетают грачи. Им достаточно проталины, чтобы разыскать себе корм — выкопать из земли личинок. Насекомоядные птицы (стрижи, кукушки, соловьи, ласточки, иволги) прилетают в то время, когда появляются насекомые, которыми они питаются. Водоплавающие птицы (утки, гуси, чайки, крачки, лебеди и т.д.) возвращаются, когда в водоемах появляется тот корм, который необходим самим птицам и их будущим птенцам. Птицам, которые зимовали в наших краях, с приходом весны тоже легче разыскивать себе корм. Рассказ Н. Сладкова «Кому сладкого хочется», помещенный в хрестоматии, открывает учащимся некоторые тайны жизни птиц и насекомых весной. Советуем прочитать и обсудить его на уроке. (Рассказ «Когда на березе растут леденцы?» можно порекомендовать для самостоятельного чтения на уроке всем ученикам, так как в нем всего пять строк.)

Следующие минуты на уроке посвящаются вопросу о гнездовании птиц. Учитель обращает внимание на рисунки гнезд птиц (правая полоса разворота). Дети, сравнивая гнезда разных птиц, стараются определить, из чего они сделаны. Учитель отмечает, что лучшие строители — певчие птицы. Они вьют гнезда из травинок, соломы, стеблей, листьев, мха, лишайника, а внутри устилают перьями и шерстинками — для тепла и мягкости.

В заключение урока выполняется задание 34 в Тетради для самостоятельной работы. Ученики находят парные картинки (рисунки птиц и их гнезд), обводят их одинаковым цветом. Для кукушки гнездо не нарисовано, потому что эта птица гнезд не вьет, а свои яйца подбрасывает в гнезда других птиц.