Пришла весна - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ

Окружающий мир 1 класс - поурочные разработки

Пришла весна - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ

Задачи урока: обобщить жизненные наблюдения детей за изменениями, происходящими в природе с приходом весны (увеличился световой день, ярче светит солнце, тает снег и лед на водоемах, образуются сосульки, зеленеют стволы деревьев); изучить правила безопасного поведения весной на улице и вблизи водоемов; продолжить формирование навыка чтения на материале урока.

Урок можно начать с подведения итогов урока-экскурсии. Выполняется задание 31 из Тетради для самостоятельной работы, где дети зарисовывают веточку рябины.

После окончания работы учитель предлагает открыть учебник (с. 46—47) и прочитать тему урока «Пришла весна». В поисках ответа на вопрос, как изменилась природа с приходом весны, дети рассматривают рисунки левой и правой полосы (слева — «Зима», справа — «Весна»). Валерий Перов (художник этих картин)*изобразил одну и ту же местность зимой и весной. Благодаря прекрасной иллюстрации дети наверняка найдут изменения в поведении птиц, в окрасе зайца, обратят внимание на перемены, которые произошли с деревьями (на ветвях нет снега, изменился цвет коры), с водоемом, со снегом. Учитель дополняет рассказы детей.

Что же происходит со снегом с приходом весны? Под теплыми лучами солнца он начинает таять. Учитель обращает внимание учеников на то, что снег весной оседает, становится тяжелым, грязным. А почему? Всю зиму на снежное покрывало падают обломки веточек, маленькие кусочки коры и другой мелкий сор. Новый снег прикрывает мусор, и все вокруг опять становится белоснежным. А весной начинаются оттепели. Снег тает и оседает. Вода от тающего снега - просачивается вниз, а мусор словно ползет из оседающего снега кверху.

Учитель просит детей обратить внимание еще на одну особенность тающего снега. В снегу вокруг деревьев хорошо видны воронки. Некоторые из них протаяли до земли. Это потому, что в марте солнечные лучи уже неплохо пригревают землю. Кору деревьев они нагревают больше, чем снег: она темнее. Около теплого ствола снег начинает подтаивать, образуется воронка. И воронки у стволов деревьев, и мусор на снегу — работа весеннего солнца. А изменяются ли сугробы с приходом весны? Да, на их крутых боках, обращенных к югу, красуется причудливая вязь хрупких и прозрачных ледяных кружев. Солнце, где можно, растапливает снег Стеклянное кружево на снегу — еще одна примета весны (это хорошо видно на рисунке).

А знают ли ученики, что снежный сугроб — это настоящая записная книжка природы? Наверняка, нет. Советуем прочитать на уроке рассказ в хрестоматии «О чем может рассказать снежный сугроб». (Во время одной из ближайших прогулок по школьному двору проведите практическую работу: подведите учащихся к одному из сугробов, разрежьте его лопатой, рассмотрите разрез и попробуйте вместе с детьми «прочитать», о чем он нам рассказывает.)

Советуем также сообщить школьникам еще об одной особенности весеннего снега. Только в марте на белой гладкой снежной скатерти можно увидеть особенные голубые тени, будто синие молнии. Они очень заметны в березняке — от каждого дерева тянется по снегу голубая лента. Пусть при случае школьники убедятся в этом сами! Вообще, март — голубой месяц: голубое небо, первые голубые лужи (отражение неба), голубые снега, голубые тени на снегу, последние голубые сосульки, синяя полоска далекого леса.

Следующие вопросы для обсуждения на уроке: что происходит со льдом на водоемах? Чем отличается лед на реке зимой и весной? В ходе беседы отмечается, что ледяной панцирь на реке тоже с приходом весны меняется. Лед намокает, темнеет, будто смоченный водой сахар. А кое-где, неподалеку от берега, появляются небольшие талые оконца. Придешь через неделю к реке и не узнаешь ее: здесь уже не лед, а вода. Советуем обсудить, какие несчастные случаи с человеком или животными происходили у водоема весной в прошедшие годы и как можно избежать беды. Дети должны хорошо запомнить, что весенний лед особенно опасен, и играть на льду весной категорически запрещается.

Далее на уроке учащиеся познакомятся с тайнами сосулек, но перед этим можно провести ДМ. Дети становятся в круг и с помощью считалочки определяют того, кто после расчета, оставшись последним, проведет под присмотром остальных первый этап опытного наблюдения, цель которого — определение чистоты воды, из которой образуются сосульки.

Можно использовать такую считалочку: «Кап-кап. Я капель. У меня в руках апрель. На весеннем тепле ка-пель-ки поспели: как-кап на скамью, детям на игрушки. Кап-кап, воробью прямо на макушку».

Сосульки (кусочки не совсем чистого льда) заранее принесены в класс в чистом ведерочке со щипчиками для льда. Ученик по заданию учителя и под наблюдением детей складывает кусочки замерзшей воды на чистые салфетки в тарелочку.

После ДМ дети рассматривают рисунок на правой полосе разворота и пытаются сами рассказать, как «растут» и падают сосульки? Почему они «растут» вниз «головой»? Почему падают? При необходимости учитель уточняет и дополняет детские ответы. Можно использовать следующую информацию:

«Отчего «растут» сосульки? Вопрос непростой. Ведь если сосулька образуется в оттепель, когда вода на крыше тает, почему она замерзает? А если сосулька появляется в мороз, откуда на крыше появляется вода? Есть над чем подумать! Оказывается, образуются сосульки только в морозную погоду. А причины появления воды, строительного материала для будущей сосульки, могут быть разными. Слой снега на крыше может, например, подогреваться снизу, со стороны теплого чердака. Снег слегка подтаивает, и тонкие струйки воды стекают до карниза. А здесь они попадают на морозный воздух, замерзают и становятся сосульками.

Но бывает и иначе. На южном скате крыши снег подтаивает под прямыми солнечными лучами даже в легкий морозец. Но стоит струйкам воды попасть в тень, как они превращаются в лед. А поскольку происходит постоянная «подпитка», сосулька «растет».

В оттепель все начинает таять. В той точке сосульки, где она прикрепляется к крыше, ледяная игла подтаивает особенно сильно: к воздействию теплого воздуха добавляется тепло нагретой солнцем крыши. Сосульки обламываются и падают вниз».

Зачем сбивают сосульки с крыши? Да потому, что они опасны: упав на человека, они подчас наносят очень тяжелые травмы. Всем прохожим весной надо соблюдать особую осторожность: не подходить близко к домам, чаще поглядывать вверх.

Далее начинается ДМ. Продолжается наблюдение, цель которого ответы на вопросы: а чист ли лед в сосульках? Можно ли облизывать сосульку? Дети подходят к столу, убеждаются, что на чистой салфетке следы грязных «разводов», стоя отвечают на вопросы. Заметим кстати, что, когда дети стоят все вместе у стола учителя, одному из них психологически легче отвечать на вопросы. Он как бы отвечает от имени всех. Это один из приемов обучения детей развернутым ответам у доски.

По окончании ДМ начинается парная работа. Школьники читают рассказ в учебнике, придумывают ему заглавие, отвечают на предложенные вопросы. Подробно беседовать о жизни животных весной не следует. Этому будет посвящен один из следующих уроков.

После чтения учитель интересуется, с каким настроением дети встречают весну? Почему? Какая одежда и обувь наиболее удобны для весенней прогулки? Выполняется задание 32 в Тетради для самостоятельной работы: «Выбери одежду и обувь для экскурсии в весенний лес. Раскрась рисунок. Дорисуй те предметы, которые могут пригодиться на этом уроке-экскурсии».

Примечание. Дети уже знают, что дорисовать необходимо «учебные» предметы (лупу, пакетик для сбора плодов деревьев, карандаш, блокнот) или «медицинские» (бинт, йод, бутылочку воды).