Есть ли жизнь в воде подо льдом - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ

Окружающий мир 1 класс - поурочные разработки

Есть ли жизнь в воде подо льдом - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ

Задачи урока: познакомить учащихся с жизнью некоторых животных и растений в воде подо льдом, выделить существенные признаки рыб; обеспечить дальнейшее формирование умения рассказывать по рисунку; изучить правила безопасного поведения у водоемов зимой; формировать навыки чтения на материале урока.

Урок можно начать с краткого повторения пройденного. Учитель просит вспомнить, какие тайны зимы открылись учащимся на предыдущих уроках. Какие из них больше всего заинтересовали школьников? Обобщая ответы, учитель говорит, что для наблюдательного человека немало интересного найдется зимой у реки, у озера, и предлагает рассмотреть рисунок в учебном пособии (разворот «Есть ли жизнь в воде подо льдом?»). Внимание обращается на толстый слой льда, сковавшего водоем. В средней полосе России лед появляется, как правило, в ноябре. Первый лед тонкий, прозрачный, он кажется черным. В декабре «небо» обитателей водоема застыло и затвердело. Детей часто интересует вопрос, как рождается лед в водоеме — сверху или в глубине? Оказывается, на мелководье переохлаждение захватывает все слои воды. Вся толща воды остывает равномерно, и рождение ледяных кристаллов идет по всей глубине: сначала в воде образуются очень мелкие кристаллики, затем они становятся больше, срастаются друг с другом, поднимаются наверх и создают на поверхности сплошную пленку льда, а в глубине — пористые скопления, похожие на мокрый снег. В глубоких водоемах лед также образуется по всей толще, но, всплывая наверх, он ограждает глубокие слои водоема от дальнейшего охлаждения, и водоем не промерзает до дна. Подтвердить объяснение учителя поможет опыт. В стакан с водой опускаются кусочки льда. Лед легче воды, он всплывает на поверхность. Тем более легче кусочков льда мелкие кристаллики льда, образующиеся в толще воды.

Продолжая работу с учебником, учитель просит назвать изображенных на рисунке животных, найти среди них рыб и назвать их. Налим, окунь, щука, карп, карась — различаются по форме и по размерам. Но есть у них что-то общее? Отмечается чешуйчатый покров тела, жабры, наличие головы, хвоста и плавников вместо конечностей.

Следующий вопрос для обсуждения: как живут рыбы в воде подо льдом? Заслушав детские ответы, учитель предлагает прочитать в хрестоматии рассказ «Жизнь рыб подо льдом», обсудить, что нового ученики узнали? Какие рыбы зимуют подо льдом в ваших водоемах? Некоторые школьники могли слышать об этом от старших (рыболовов-любителей) и потому поделятся знаниями с одноклассниками. Возможно, некоторым учащимся известны интересные сведения о зимовке рыб в водоемах. Пусть расскажут и об этом. Учитель тоже, в свою очередь, может сообщить любопытный материал, к примеру, о жизни налима зимой. Эта рыба интересна тем, что чем холоднее вода, тем она бодрее и активнее. Налим зимой не спит. Он заядлый хищник. И в ночную зимнюю стужу, когда большинство рыб находится в полусонном состоянии, приткнувшись в каком-нибудь затишке, он заглатывает все живое без разбора (улиток, червяков, личинок, лягушек, утонувших полевок). Но растительный корм налим не признает. А в конце декабря — январе у налима начинается нерест. Ночами он движется вверх по течению и, выбрав себе каменистое или песчаное дно, выметывает икру.

Рыбы, которые впадают в спячку, покрываются толстым слоем густой слизи — «шубой», которая защищает их от холодной воды. На дне рек и озер, спрятавшись в мягкий ил, сонные рыбы лениво шевелятся и разевают рты. Как и все животные, рыбы должны дышать. Зимой дышать им труднее, плохо пробивается свежий воздух под лед. От недостатка воздуха может начаться рыбий мор. Любопытно, что людей о беде предупреждают вороны.

«Рыбы, когда начнут задыхаться, собираются к прорубям и высовывают из воды губы. Вороны сейчас же все замечают, поднимают крик и слетаются к прорубям со всех сторон. Знают рыбаки: коли кружит над прорубью воронье, значит, пришла беда. Хватают они ломы, топоры и спешат спасать рыбу. Рубят большие проруби, чтобы в них, как в широко раскрытые окна, ворвался свежий и чистый воздух. По первому вороньему сигналу все спешат. Зорок вороний глаз. Сторожа это надежные. Они не проворонят!».

(По Н. Сладкову)

ДМ. Дети собираются в группы по три-четыре человека. Находят на рисунке Машу и Мишу, выясняют, что под водой,- даже в мечтах, можно разговаривать только с помощью жестов рук, и сочиняют пантомиму на тему «Что увидели дети под водой и как они сообщали друг другу о том, что на это надо обратить внимание?». Опорой того, что дети могли увидеть под водой, должна стать панорама разворота учебника. Затем пантомимы разыгрываются каждой группой по очереди. Важно не забывать поощрять выступление каждой группы громкими аплодисментами.

Когда дети сядут на свои места, учитель может попросить их уже словами рассказать ему, что они увидели на дне водоема, гуляя вместе с Машей и Мишей по дну водоема? По рисунку видно, что на дне водоема зимуют рак, лягушка, улитка-катушка. Учитель обращает внимание на рисунок рака и лягушки и просит по рисунку описать, как «спят» рак и лягушка зимой в водоеме. (Рак зарылся в ил. Лягушки устраиваются поудобнее: поджимают задние лапки под брюшко, а передние поднимают к глазам и выворачивают наружу «ладошками». Учитель может объяснить детям, почему лягушка спит в такой позе. Эта поза не случайна. Их кожа, особенно «ладошки», пронизана кровеносными сосудами, через которые кислород поступает в организм. Во время спячки лягушки дышат только через кожу.)

Учитель читает рассказ в хрестоматии «Искатели воздуха» и просит детей сказать, что же нового они узнали о жуке-плавунце и прудовике (многие из детей видели этих насекомых в природе и сейчас могут сравнить свои жизненные наблюдения с полученными знаниями).

Можно дополнить знания детей о зимовке раков. С наступлением осенних холодов, как и большинство живых существ, населяющих водоемы, раки прячутся на дно. В твердых берегах озера или реки самки речных раков осенью роют норки. В них они сидят безвыходно всю зиму. Раки-самцы иногда тоже зимуют в норах, но чаще собираются в большом количестве в глубоких ямах на дне водоемов. Недоступность мест зимовки раков, трудность их лова в этот период и послужили причиной возникновения поговорки: «Я покажу ему, где раки зимуют!».

Для закрепления ученикам предлагается выполнить задание 29 в Тетради для самостоятельной работы: «Знаешь ли ты этих водных обитателей? Напиши в кружках нужные номера».

ДМ. Дети раскладывают свои тетради в раскрытом виде на первые два (три) стола и отходят в сторону от столов. Учитель перекладывает с места на место все тетради, раскладывает билетики с номерками на свободном столе (номер билетика не виден). Дети разбирают билетики и в порядке, определенном жребием, подходят по очереди к столу и забирают свою тетрадь. Однако проверять по обложке (твоя ли это тетрадь) до окончания игры не разрешается. Ошибок почти не бывает, дети поощряют аплодисментами каждого. Но если произошла ошибка, кто-то выбрал не свою тетрадь, ее хозяин может заявить, что его тетради на столе нет (ему тоже аплодируют).

Вновь внимание детей обращается к рисунку разворота учебника. На этот раз надо ответить на вопрос: зимуют ли растения в воде подо льдом? Дети находят на рисунке элодею. Расширить детские представления поможет соответствующий рассказ в хрестоматии «Зимуют ли растения в воде подо льдом?».

В заключение советуем поговорить о правилах безопасного поведения у водоемов зимой. Со льдом шутки плохи. Самый опасный лед — первый и последний. Особенно плох лед в прибрежных зарослях тростника и рогоза. Он весь пронизан стеблями растений, весь в дырочках. Чтобы избежать беды, лучше не ходить по льду, особенно одному и в незнакомых местах. Но дети должны знать и поделиться этими знаниями со взрослыми.

Если все-таки кто-то провалится зимой под лед и окажется в воде, то приближаться к нему для оказания помощи можно только ползком, распластав руки и ноги. Ни тому, кто спасает, ни тому, кто спасен, нельзя вставать на ноги и на колени, пока они не будут на берегу. Там, где лед более крепкий, можно перевернуться на бок и не спеша перекатываться с боку на бок в сторону берега. А выбравшись на берег, надо бегом добираться до теплого помещения. Посоветуйте детям рассказать эти правила взрослым.