Пришла зима - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ

Окружающий мир 1 класс - поурочные разработки

Пришла зима - МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К УРОКАМ

Задачи урока: обобщение жизненных наблюдений детей об изменениях в окружающей их природе с приходом зимы (замерз водоем, выпал снег, раньше темнеет, деревья голые и т. д.), изучение правил безопасного поведения во время зимних игр.

Организовать работу на уроке поможет разворот учебника «Пришла зима».

Рисунок левой полосы — осенний пейзаж горки, спускающейся к озерку (любимое место зимних игр детей), разноцветная окраска листьев деревьев, листопад.

Центральный рисунок — это же место зимой в воскресный день. Почему в воскресный? Все дети со своими четвероногими друзьями на этой горке: кто на санках, кто на коньках. Те же деревья, но они сбросили листву. С приходом зимы замерзла вода в водоеме, а землю покрыло снежное покрывало.

При помощи учителя дети все это должны отметить.

Далее учитель старается использовать имеющиеся у ребенка наблюдения за зимними изменениями в природе его родного края. Например: «Кругом белое и черное. Белые облака плывут по небу, белый снег на земле, лишь темнеют стволы голых деревьев да пятна земли, не укрытые снегом. Не слышно криков птичьих стай, кваканья лягушек, жужжания насекомых. Зато мы слышим, как скрипит снег под ногами, птичьи «разговоры» оставшихся На зимовку птиц. Исчезли запахи прелой листвы, аромат последних осенних цветов. Но зимний воздух обладает особой чистотой и свежестью».

Следующий вопрос для краткого обсуждения: как изменяется труд людей зимой? Выполняется задание 24 в Тетради для самостоятельной работы. Если осенью шла уборка урожая и подготовка к зимовке домашних животных, то зима — пора забот о будущем урожае. В мастерских ремонтируют машины, чтобы они бесперебойно работали весной и летом. В деревнях зимой все время следят, как хранятся семена, не повысилась ли их температура или влажность. В теплицах выращивают лук, салат, редис, огурцы. С января готовят парники, чтобы потом вырастить ранние помидоры и капусту. Всю зиму хватает забот животноводам, они ухаживают за сельскохозяйственными животными. Затем учащиеся раскрашивают понравившиеся им рисунки.

ДМ. Выставка рисунков, экскурсия в «выставочный зал».

Когда ученики сядут на свои места, внимание детей вновь обращается на центральный рисунок учебника. Обсуждаются вопросы: как одеты дети? Как они себя ведут во время зимней прогулки?

В ходе беседы учащиеся должны уяснить, что:

1) отправляясь гулять, желательно надеть легкую, но теплую куртку, вязаную шапочку, закрывающую уши, на шею повязать шарф, застегнуть воротник;

2) играть со снегом лучше не в перчатках, а в варежках, с них легче стряхнуть снег и в них теплее;

3) нельзя есть снег и лед, даже если очень хочется пить. Замерзшая вода не только очень холодная, но и недостаточно чистая для питья;

4) вернувшись домой, нужно не забыть высушить одежду и обувь: они завтра снова пригодятся.

А знают ли ученики правила безопасного поведения во время зимних забав? Ученики рассматривают рисунок в учебном пособии и отвечают на вопрос «всегда ли безопасны зимние игры?».

Особое внимание обращается на опасность, которая ждет неосторожных любителей покататься на коньках по первому тонкому льду.

ДМ. Дети проводят опыт с тяжелой гирькой и тоненькой «корочкой» льда в стакане с водой (смотрят иллюстрацию-подсказку последовательности проведения опыта на левом развороте), затем выполняют задания 22—23 из Тетради для самостоятельной работы, которые разрешается делать стоя.