ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ КУРСА В 1 КЛАССЕ - ПРОГРАММА КУРСА

Окружающий мир 1 класс - поурочные разработки

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ КУРСА В 1 КЛАССЕ - ПРОГРАММА КУРСА

Основная задача первого года обучения детей — формирование их потребности и заинтересованности в освоении окружающего мира; достижение личностных и предметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; формирование универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных и коммуникативных), нравственных и экологических качеств.

В первый год своей школьной жизни дети в основном знакомятся с тем материалом, который они будут изучать и в следующих классах. Программа 1 класса систематизирует знания и опыт прежних встреч детей с объектами живой и неживой природы, с изделиями человека. Рассматриваются растения, грибы, животные, природные явления (выпадение снега, дождя, замерзание воды), так как в дошкольный период эти объекты и явления окружающего мира были хорошо известны детям. Это создает условия наиболее комфортного прохождения адаптационного периода обучения, когда формируется учебная деятельность и переход от наглядно-образного мышления к теоретическому. Например, сначала дети определяют внешние отличительные признаки «знакомых» им растений и животных, узнают, что каждое время года имеет свое название и также отличается признаками, которые можно описать, а затем учатся выявлять существенные признаки у группы однородных предметов или явлений и классифицировать их.

В соответствии с концепцией «Перспективной начальной школы» одной из важных задач обучения детей в 1 классе является формирование наблюдения как универсального учебного действия. Наблюдение — сложная деятельность: несмотря на то, что основным компонентом этой деятельности является направленное восприятие, она включает анализ и синтез, осмысление и истолкование воспринятого как значимые составляющие универсальных учебных действий.

Главный прием методического аппарата комплекта — прием сравнения. Наблюдая и сравнивая под руководством учителя, младший школьник делает первые самостоятельные выводы.

Особенностью разворота учебника (рисунок-панорама) является то, что первоклассник имеет возможность «посмотреть» на окружающий мир с двух разных точек зрения: с высоты нарисованного вертолета (те. высокая, обзорная точка зрения на ландшафт), и глазами героев книги-учебника, их однолеток — Маши и Миши, которые находятся то в лесу, то в огороде, то около школы. Они (герои книги) видят и меньше, и больше того, что можно разглядеть с вертолета. Они ближе к земле, поэтому могут рассмотреть каждый отдельный цветок и каждую букашку.

Задания завершенной предметной линии ориентированы на поисковую деятельность, в процессе которой формируются такие универсальные учебные действия, как умение самостоятельно выделять разные основания (признаки) для классификации растений и животных, классификация и обобщение. Например, деление растений на группы: деревья, кустарники, травянистые растения; дикорастущие и культурные растения; хвойные и лиственные растения; растения, занесенные в Красную книгу; растения родного края. Дети с удовольствием «ловят» родителей на их незнании того, что бабочка и паук — животные, бабочка — насекомое, а паук не насекомое; гриб не растение, арбуз — это ягода и т.д.

Изучение окружающего мира преследует цель обучения детей правилам поведения в быту, на улицах села и большого города, в природе, правилам личной гигиены. Для того чтобы эти навыки стали достаточно устойчивыми, необходимо отрабатывать правила поведения непосредственно на уроках-экскурсиях, в практике общения, которые наряду с уроком являются основными формами обучения данного курса.

Отметим, что в 1 классе развитие познавательной активности школьника идет в основном через сенсорное восприятие окружающего мира. Предметы и явления окружающего мира воздействуют на органы чувств ребенка, вызывая различные ощущения. Это особенно широко используется в методическом аппарате учебных пособий по окружающему миру для 1 класса. Первоклассник сначала наблюдает, затем проводит опыт; последовательно исключая тот или другой орган чувств, он убеждается, что наиболее полно описать предмет или явление можно только при условии, что этот предмет (явление) видишь, слышишь, ощущаешь его вкус, запах, мягкость и тепло и т.д. Дети проводят опыты со снегом и льдом, выявляя чистоту белого снега и прозрачной сосульки, хрупкость первого льда. В рамках первого учебного года разработана система длительных опытов-наблюдений (прорастание семян, распространение семян, образование листа из почки, поведение домашних животных, сезонные изменения природного объекта и т. д.).

Завершенная предметная линия по «Окружающему миру» в 1 классе, созданная большим творческим коллективом авторов, художников и консультантов, включает: учебник, Тетрадь для самостоятельной работы и хрестоматию (книгу для совместного чтения детей и взрослых).

Тексты и задания в учебнике и тетради для самостоятельной работы обращены лично к ученикам и рассчитаны на работу в группах: «Что ты видишь с вертолета? Похожи ли дома поселка Мирное на дома твоей улицы? Предложите свои знаки для обозначения домашних и диких животных. Отметьте этими знаками рисунки животных. Расскажите друг другу о своих любимых животных. Проведите опыты и дайте ответы». Все задания предусматривают многовариантные ответы, что создает условия для коллективного или группового решения изучаемой проблемы.

Логика разворачивания предметного содержания «Окружающего мира» развивается в соответствии с концепцией «Перспективной начальной школы» и программой курса. Сначала учащиеся знакомятся с многообразием картины окружающего их мира, в котором выделяются три группы объектов: объекты живой природы, объекты неживой природы и предметы (изделия человека). В последующих классах эти группы объектов будут рассматриваться более подробно.

В 1 классе дети знакомятся с такими объектами живой природы, как растения, грибы, животные. Это, как мы уже отмечали, продиктовано тем, что у маленьких школьников имеется определенный опыт наблюдений за этими природными объектами. Сезонная цикличность жизни природы также не является «открытием» для маленьких школьников, они наблюдали ее и до школы. С учетом этого, ознакомление детей с живой природой ведется на основе сезонных изменений. Темы, связанные с жизнью растений и животных, будут более детально раскрыты в следующих классах.