СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Русский язык - Полный справочник для подготовки к ЕГЭ

СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Антитеза — оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия:

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лёд и пламень

Не столь различны меж собой.

(А. Пушкин)

Как стилистическая фигура, антитеза основана на сравнении признаков, присущих разным предметам и выраженных антонимами: Ненавижу всяческую мертвечину! Обожаю всяческую жизнь! (В. Маяковский). В отличие от оксюморона, в антитезе не происходит слияния двух противоположных понятий в одно: Час разлуки, час свиданья им ни радость, ни печаль (М. Лермонтов). Противопоставление, подчёркнутое в антитезе, позволяет высветить оба его компонента, привлечь к ним внимание, сделать ярче: Не видать мне, что ли, ни денёчков светлых, ни ночей безлунных (В. Высоцкий).

Антитеза может быть многочленной, если она включает несколько антонимичных пар:

Полюбил богатый — бедную,

Полюбил учёный — глупую,

Полюбил румяный — бледную,

Полюбил хороший — вредную:

Золотой — полушку медную.

(М. Цветаева)

Инверсия (лат. inversion — перемещение, перестановка) — это стилистическая фигура, состоящая в намеренном изменении порядка слов. Нарушение прямого порядка слов, при котором подлежащее предшествует сказуемому, а определение — определяемому слову, может служить художественным приёмом, прибегая к которому автор достигает интонационной и стилистической выразительности: ...буду долго, буду просто разговаривать стихами я (В. Маяковский); Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком (С. Есенин). Как видно, перестановка частей фразы придаёт ей своеобразный выразительный оттенок.

Градация — это фигура, заключающаяся в нанизывании однотипных синтаксических единиц (например, однородных членов, словосочетаний, частей предложения, придаточных предложений), при котором их семантическая или эмоциональная значимость возрастает (восходящая градация) или убывает (нисходящая градация). То есть при градации элементы перечисления так расположены, что каждое последующее усиливает (реже ослабляет) значение предыдущего, благодаря чему создаётся нарастание интонации и эмоционального напряжения речи: жалобный, жалостный, каторжный вой (М. Цветаева).

Зевгма — такой приём экспрессивного синтаксиса, при котором намеренно нарушается логический закон: в перечислительный ряд однородных членов предложения включают логически неоднородные компоненты: Агафья Федосеевца носила на голове чепец, три бородавки на носу и кофейный капот с жёлтенькими цветами (Н. Гоголь). Как видно, синтаксическая конструкция в данном случае включает ряд однородных членов, равноценных грамматически, но семантически разноплановых, вследствие чего создаётся комический эффект.

Повтор — это общее название ряда стилистических приёмов, при которых повторение элемента высказывания служит средством усиления выразительности. Повторы могут обозначать длительность, интенсивность действия, большое количество или массу предметов, подчёркивать или уточнять признаки, усиливать эмоциональность речи: И звенят-звенят, звенят-звенят запястья... (М. Цветаева). Одно из назначений повторов — углубление смысловой стороны речи, выделение идеи, основного понятия. Повтор может служить основой в развитии мысли.

Анафора (единоначатие) — это повторение одинаковых элементов (от звуков до предложений) в начале каждой новой фразы: О времена! О нравы! (Цицерон). Выдвигая наиболее важный повторяющийся элемент на первое место, анафора позволяет сосредоточить на нём внимание:

Мне нравится, что вы больны не мной,

Мне нравится, что я больна не вами.

(М. Цветаева)

Эпифора (единоокончание) — повторение последних слов фразы:

О, не медли на соседней Колокольне!

Быть хочу твоей последней Колокольней!

(М. Цветаева)

Симплока — это соединение в тексте анафоры и эпифоры:

Привычные к степям — глаза,

Привычные к слезам — глаза.

(М. Цветаева)

Анадиплозис (фигура стыка) — стилистическая фигура, заключающаяся в повторении последнего элемента в начале следующей фразы:

Память о Вас — тихим домком.

Тихий домок — Ваш — под замок.

(М. Цветаева)

Многосоюзие (полисиндетон) — это повтор союза, служащий для интонационного и логического подчеркивания. Повторяются обычно сочинительные соединительные союзы:

И новое солнце заблещет в тумане,

И будут стрекозами тени,

И гордые лебеди древних сказаний

На белые выйдут ступени.

(Н. Гумилёв)

Особенно выразительно многосоюзие в ряду однородных членов: И для него воскресли вновь и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь (А. С. Пушкин).

Бессоюзие (асиндетон) придаёт высказыванию стремительность, создаёт эффект увеличения темпа:

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах

И стаи галок на крестах.

(А. С. Пушкин)

Риторическое восклицание — это эмоционально окрашенное предложение, служащее для выражения чувств и привлечения внимания адресата речи, причём эмоции в нём выражаются не лексическими или синтаксическими средствами, а с помощью интонации: Какое лето! Что за лето! (Ф. Тютчев); Да, скифы мы! Да, азиаты мы, с раскосыми и жадными очами! (А. Блок); Боже! Как ты хороша подчас, далёкая, далёкая дорога! (Н. Гоголь); О верю, верю, счастье есть! (С. Есенин).

Риторический вопрос — одна из самых распространённых стилистических фигур, которая содержит утверждение или отрицание, оформленное в виде вопроса, не требующего ответа: Кто осмелится сказать, что определил искусство? перечислил все его стороны? (А. Солженицын). Риторические вопросы совпадают по форме с обычными вопросительными предложениями, но отличаются яркой восклицательной интонацией, эмоциональностью:

Чья злоба надвое землю сломала?

Кто вздыбил дым над заревом боен?

Или солнца

одного

на всех мало?!

Или небо над нами мало голубое?!

(В. Маяковский)

Риторическое обращение — это обращение к неодушевлённым предметам, отсутствующим, умершим, отвлечённым понятиям. Эта фигура служит не для называния адресата, а для привлечения к нему внимания слушателя или читателя: Клён ты мой опавший, клён заледенелый, что стоишь нагнувшись под метелью белой? (С. Есенин); Ох, лето красное! любил бы я тебя... (А. Пушкин)

Вопросно-ответное единство — стилистический приём, заключающийся в том, что автор задаёт вопрос и сам же на него отвечает: Что такое осень? Это небо, плачущее небо под ногами (Ю. Шевчук).

Синтаксический параллелизм — это одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи:

Мы любим всё — и жар холодных числ,

И дар божественных видений,

Нам внятно всё — и острый галльский смысл,

И сумрачный германский гений...

(А. Блок)

Полный синтаксический параллелизм характеризуется тем, что в его составе есть две или более одинаковые синтаксические единицы, в них имеется одинаковое количество одинаково расположенных компонентов:

В лоб целовать — заботу стереть.

В лоб целую.

В глаза целовать — бессонницу снять.

В глаза целую.

(М. Цветаева)

Эллипсис — это стилистическая фигура, состоящая в намеренном пропуске какого-либо члена предложения, который подразумевается из контекста: Скоро — закат, скоро — назад: тебе в детскую, мне — письма читать дерзкие... (М. Цветаева). Синтаксическая неполнота предложения не ведёт к его смысловой недостаточности, так как ситуация, контекст, фоновые знания позволяют восполнить мысленно пропуск: Мне же — вольный сон, колокольный звон, зори ранние на Ваганькове (М. Цветаева). Наиболее часто встречаются предложения с пропуском сказуемого — глагола движения, перемещения в пространстве, глаголов речи, мысли. Пропуск сказуемого придаёт речи особый динамизм и экспрессию, создаёт ощущение стремительности, неожиданности действия, быстрой смены событий, напряжённости психического состояния: Радостно книгу возьмите — ив класс! (В. Маяковский)

Умолчание — это такая фигура, которая состоит в том, что автор сознательно недосказывает, внезапно прерывает мысль, предоставляя право слушателю (читателю) догадаться, какие слова не произнесены, и творчески завершить мысль:

Я сама не из таких,

Кто чужим подвластен чарам,

Я сама... Но, впрочем, даром

Тайн не выдаю своих.

(А. Ахматова)

Парцелляция — это приём, заключающийся в намеренном расчленении предложения на несколько частей и оформлении этих частей как самостоятельных неполных предложений. Такое разбиение позволяет выделить в предложении дополнительные смысловые центры, а значит, привлечь к ним внимание читателя: Слова отзвучивают и утекают как вода — без вкуса, без цвета, без запаха. Без следа (А. Солженицын).

Именительный представления (именительный темы) — это изолированное имя существительное в именительном падеже, называющее тему последующей фразы и призванное вызвать особый интерес к предмету высказывания, усилить его звучание: Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось, как много в нём отозвалось (А. Пушкин); Зима!.. Крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь... (А. Пушкин)

Период — это такая гармоническая по форме сложная синтаксическая конструкция, которая характеризуется особой ритмичностью и упорядоченностью, а также исключительной полнотой и завершённостью содержания. Периоду свойственно особая интонация: вначале голос плавно поднимается, затем достигает высшей точки на главной части высказывания, после чего резко снижается, возвращаясь к исходной позиции. Композиционно период распадается на две части: первая характеризуется повышением интонации, вторая — понижением, что определяет гармоничность и интонационную завершённость периода: Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю, чтобы не росло на ней, как ни счищали всякую пробившуюся травку, как ни дымили казённым углём и нефтью, как ни обрезывали деревья и ни выгоняли всех животных и птиц — весна была весною даже и в городе (Л. Толстой).


ОБРАЗЦЫ ЗАДАНИЙ


1. Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовал автор.

По вечерам над ресторанами Горячий воздух дик и глух... (А. Блок)

1) метафора;

2) эпитет;

3) метонимия;

4) перифраз.


2. Определите, какое изобразительно-выразительное средство использовал автор.

Лица ещё не расселись в кружок... (В. Брюсов)

1) синекдоха;

2) метонимия;

3) метафора;

4) олицетворение.


Текст 1

(1) Папе шёл сорок шестой год, когда родилась Марина, сорок восьмой — когда родилась я.

(2) В нашей матери, Марии Александровне Цветаевой, урождённой Мейн, отец нашёл себе верного помощника по труду — созданию Музея. (3) Свободно владея четырьмя иностранными языками, она не раз ездила с отцом в художественные центры Европы, вела всю его переписку. (4) Маме в годы моих ранних воспоминаний исполнилось тридцать лет. (5) Высокая, темноволосая (в раннем детстве нашем мама носила причёску, затем сняла косу, и над высоким лбом её я помню волнистые волосы). (6) Черты её удлинённого лица не были так женственны и гармоничны, как у первой жены отца, — та была красавица, — но высокий лоб, блеск карих, умных глаз, нос с горбинкой (длиннее, чем требовал канон красоты), рот — в уголках его затаилась тонкая горечь, гордая посадка головы — во всём этом была суровая юношественность. (7) Строгая романтика её отрочества ... в семнадцать лет увенчалась и любовью, оборвавшейся в самом начале, подобно любви Лизы и Лаврецкого в «Дворянском гнезде». (8) Как и Лизе, маме пришлось пережить прощание с тем, кого она любила, в их лучший день.

(9) Мать знала покойную Варвару Дмитриевну, урождённую Иловайскую. (10) Любоваласъ ею, ужаснулась смерти её от родов. (11) Она вступила второй женой в дом, в котором ещё пахло смертью.

(12) Может быть, плохо рассчитала она свои силы и как женщина и жена, нежданно начав страдать от приездов в дом художника, писавшего — по фотографиям, локону, атласному корсажу, по указаниям безутешного мужа — портрет умершей красавицы предшественницы, дух которой ещё веял в доме. (13) Может быть, не всё удалось утопить в книгах, тетрадях дневника и в рояле, может быть, много ошибок она сделала в доме, куда вошла? (14) Но на брак с человеком на поколение старше, не увлекательным ни наружностью, ни всем складом пожилого уже учёного, не понимавшего музыки — её главного таланта и страсти, согласилась она из-за желания превозмочь трудом воспитанъя чужих детей, простой человеческой жизнью — трагизм своей первой любви. (15) Материальных соображений тут не было — она была обеспечена своим отцом. (16) Нелегко получила она и согласие отца на брак с пожилым профессором. (17) Дед наш, хотя глубоко уважал отца и его бескорыстный труд по созданию первого в Европе педагогического Музея скульптуры и живо заинтересовался этим Музеем, но не находил основателя его подходящим мужем для своей единственной дочери, для которой он мечтал об ином.

(18) Из дневников матери знаю о случае, когда дед наш застал её в слезах: с холста на мольберте с прелестной полуулыбкой глаз и рта, с розой у голубого корсажа смотрела в залу своего дома — ушедшая. (19) Помнится, будто наш дед захотел указать мужу дочери на его неделикатность, но дочь удержала его, — ведь в своём дневнике она упрекала себя в ревности — «К кому же? К бедным костям на кладбище?..».

(20) И портрет был закончен, повешен в зале, вознесён выше голов человеческих, на бессмертную высоту Памяти. (21) И быть может, о ней, угасшей в расцвете, о себе той, семнадцатилетней, о нём, угасшем для неё тоже в расцвете любви, обо всех, кто были, и всех, кто придут и пройдут, — гремели, ниже портрета, но взвиваясь выше него, выше потолка сумеречной вечером залы, — Бетховен и Гайдн, Григ и Моцарт, Верди и Шуман, Чайковский, шубертовская неоконченная симфония и Шопен, Шопен, Шопен...

(По А. Цветаевой)

А1. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в выражении: «рот — в уголках его затаилась тонкая горечь» (предл. 6).

1) метонимия

2) синекдоха

3) метафора

4) ирония

А2. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в выражении: «...и любовью, оборвавшейся в самом начале, подобно любви Лизы и Лаврецкого в «Дворянском гнезде» (предл. 7).

1) метонимия

2) сравнение

3) метафора

4) гипербола

А3. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в выражении: «гремели, ниже портрета, но взвиваясь выше него, выше потолка сумеречной вечером залы, — Бетховен и Гайдн, Григ и Моцарт, Верди и Шуман, Чайковский» (предложение 21).

1) метонимия

2) эпитет

3) аллегория

4) синекдоха

А4. Укажите, в какой фразе автор использует метафору.

1) ...с холста на мольберте с прелестной полуулыбкой глаз и рта, с розой у голубого корсажа смотрела в залу своего дома — ушедшая;

2) Материальных соображений тут не было — она была обеспечена своим отцом;

3) Она вступила второй женой в дом, в котором ещё пахло смертью;

4) ...не находил основателя его подходящим мужем для своей единственной дочери.

А5. Укажите, в каких предложениях автор использует парцелляцию.

1) 7 и 8;

2) 9 и 10;

3) 15 и 16;

4) 18 и 19.

А6. Укажите, в каких предложениях автор использует анафору

1) 2 и 3;

2) 7 и 8;

3) 12 и 13;

4) 18 и 19.

А7. Укажите, в каком предложении автор использует гиперболу.

1) 2;

2) 12;

3) 20;

4) 6.


Текст 2

Прочитайте фрагмент рецензии, составленный на основе прочитанного вами текста. В этом фрагменте анализируются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

(1) Нынешней осенью в глухой вологодской деревне ломали начальную школу на дрова и дом по соседству с нею. (2) Я смотрел на самодельную азбуку, которую топтали сапогами наехавшие из Прикарпатья шабашники, которым всё равно, что у нас ломать и что строить, на самодельные стоячие счёты, на парты, сколоченные деревенскими плотниками, на весь тот бедный и священный для нас уклад и справу той школы, где все мы наяву, в натуре, так сказать, пользовались предоставленным правом на образование и откуда вышли все в люди, начались как труженики, солдаты и литераторы. (3) Бывая в современных школах, я радуюсь их современному устройству, быту, обстановке, радуюсь за детей, которые учатся в них, но всё-таки люблю и никогда не перестану любить и быть благодарным той школе, где учился по самодельной азбуке читать и считать на палочках, сделанных из лучинок, школу, которую нынче так играючи, с лёгким сердцем ломают на дрова чужие, равнодушные ко всему, люди, которым совершенно наплевать на какую-то там историю и культуру Отечества нашего, были бы гроши и харчи хороши!

(4) Нетипично? (5) Отстало? (6) Деревни обречены на слом и вымирание — слышу я беспрестанно и отовсюду. (7) Но они ещё не вымерли, они ещё живут и работают, и в них, как правило, доживают свой век те люди, которым все мы, от мала до велика, обязаны всем, в том числе и нашим сытым благополучием и благодушием, — это бывшие организаторы деревенской жизни, участники, большей частью — инвалиды воины!.. (8) Им, жевавшим траву, мякину, кору пополам с лебедой и поднявшим нас и государство, выдержавшим воину, все без остатка отдавшим для Победы, мы должны не только поклониться до земли, но и обязаны работу для них делать так же честно, самоотверженно, как делают её они.

(В. Астафьев)

С любовью говорит В. Астафьев о своей школе. Передать её обстановку, описать уклад школьной жизни автору помогают _________ (предложения 2, 7). Более выразительным это описание делает _________ (бедный и священный уклад). Разговорность тексту придаёт использование _________ (поклониться до земли, доживать свой век, вышли в люди, с лёгким сердцем, от мала до велика), а выражению оценки происходящего и эмоций способствует _________ (предложение 3). Автор как бы вступает в диалог с читателями, используя _________ (предложения 4 — 6).

Список терминов:

1) ряды однородных членов

2) эпитет

3) поговорка

4) экспрессивная книжная лексика

5) риторическое восклицание

6) экспрессивная разговорная лексика

7) вопросно-ответное единство

8) фразеологизм

9) ирония

10) развёрнутая метафора