СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Русский язык - Полный справочник для подготовки к ЕГЭ

СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА

Синтаксические нормы регулируют построение словосочетаний и предложений. При их нарушении появляются грамматические (синтаксические) ошибки, к которым относят ошибки в структуре словосочетания и предложения.

I. Грамматические ошибки в структуре словосочетания.

1) Нарушение норм согласования: вкусная повидла; Описал виды спорта, нравящегося мне.

2) Нарушение норм управления, то есть постановка зависимого слова в иной падеж (смеётся с меня, заведующая кафедры, скучал по вам), неправильное использование предлогов при образовании падежной формы зависимого слова (оплачивать за проезд).

II. Грамматические ошибки в структуре предложения.

1) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

2) Нарушения способа выражения сказуемого

3) Ошибки в построении предложения с однородными членами:

а) использование общего дополнения при однородных сказуемых тогда, когда они требуют разных падежей зависимого слова (Мы любим и увлекаемся футболом);

б) использование в качестве однородных неравнозначных элементов: оборота и придаточного предложения — причастный оборот и придаточное определительное);

в) включение в ряд однородных членов видового и родовых понятий: Мама купила яблоки, груши, апельсины, фрукты,

г) пропуск предлога при однородных членах: Этих птиц можно встретить везде: в лесах, полях, горах, озерах;

д) использование в качестве однородных слов, отвечающих на разные вопросы: Он любит плавать и игру в футбол;

е) включение в предложение обобщающего слова и однородных членов, стоящих в разных падежах: В соревнованиях принимали участие спортсмены разных стран: Аргентина, Китай, Сербия;

ж) ошибки, связанные с неверным употреблением двойного союза, соединяющего однородные члены: Он не только любит читать книги, но и газеты; Он любит читать не только книги, а и газеты.

4) Ошибки в построении предложений с причастным оборотом:

а) разрыв причастного оборота определяемым словом: Летящие облака под нами;

б) нарушение согласования причастия с определяемым словом: В руках у неё была ветка сирени, принесённой братом;

в) замена страдательного причастия действительным: Это был прочитавшийся так легко роман.

5) Ошибки в построении предложений с деепричастным оборотом (Прочитав текст, мне кажется, что...; Войдя в подъезд, ключи у меня упали).

6) Ошибки в построении сложного предложения, например неверное присоединение придаточной части: Он сказал то, что это негуманно; Впечатления автора вылились на бумаге, которые он получил в детстве).

7) Ошибки в передаче чужой речи, смешение прямой и косвенной речи (Пушкин писал, что; «Я помню чудное мгновенье»).

8) Нарушение порядка слов в предложении (Равнодушным только оставался кот Васька).


Рассмотрим подробнее нормы употребления деепричастных оборотов, так как умение строить предложение с обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, проверяется в задании А4. Деепричастным оборотом в предложение выражается добавочное действие, который должен выполнять (или выполнял ранее) тот деятель, который выполнял, выполняет или будет выполнять основное действие, выраженное сказуемым: Приостановившись на пару секунд, машина рванула вперёд. В этом предложении деятель — машина. Она выполняет два действия: приостанавливается (добавочное), рвёт (основное).


Нормы употребления деепричастного оборота


Можно использовать ДО

Нельзя использовать ДО

1. Добавочное действие, выраженное деепричастием, и основное действие, выраженное сказуемым, выполняются одним и тем же деятелем — подлежащим: Оттолкнув соседа, Рытин прошёл в зал.

1. Добавочное действие, выраженное деепричастием, и основное действие, выраженное сказуемым, выполняются разными деятелями: Познакомившись с данными исследования, у меня появились сомнения.

2. Предложение является определённо-личным. Добавочное действие, выраженное деепричастием, и основное действие, выраженное сказуемым, выполняются одним и тем же деятелем — подразумеваемым подлежащим, которое можно выразить одним из местоимений я, мы, ты, вы: Читая новый рассказ автора, обратите внимание на описания места событий.

2. Предложение, в котором сказуемое выражено страдательной конструкцией: Пробежав кросс, каждый участник соревнований будет осмотрен врачом.

3. Предложение безличное со значением долженствования, в составе сказуемого есть инфинитив. Нет косвенного наименования деятеля с помощью имени существительного в косвенном падеже: Проверяя написанное, следует быть внимательным.

3. Предложение безличное, в составе сказуемого нет инфинитива. Есть косвенное наименование деятеля — с помощью имени существительного в косвенном падеже: Собравшись вместе, нам было хорошо вспоминать школьные годы.


Трудные случаи управления


благодаря чему?

конец чему? чего?

бояться чего?

меры к чему?

враг чего? чему?

на благо кому? кого?

говорить что? о чём?

наблюдать что?

друг кому? кого?

за чем?

ждать что? чего?

напомнить что? о чём?

жертвовать что? чем?

некролог кого? кому?

знать что? о чём?

о ком?

играть чем? с чем?

обеспечить кого? чем? кому?

изменник чего?

что?

имя кому? кого?

обидеться на что?

искать что? чего?

обижен чем?

итог чего? чему?

обрадоваться чему?

обрадован чем?

просить что? чего?

обязан кому? чем?

противник чего? чему?

опираться на что?

расправа с кем? над кем?

основываться на чём?

рассердиться на что?

отзыв о чём?

рассержен чем?

рецензия на что?

свидетельство чего? чему?

отличить что?

свидетельствовать о чём?

от чего?

скучать по чему? о ком?

отличиться в чём?

согласиться на что? с чем?

отчёт о чём?

согласно чему?

охотиться на кого?

сообразно чему? с чем?

за кем?

сообщать что? о чём?

памятник кому? чего?

соскучиться по чему?

подтверждение чему?

справедлив к кому?

чего?

считать кого? кем?

полный чего? чем?

тенденция чего? к чему?

попросить кого? о чём?

тосковать по чему?

поражаться чему?

требовать что? чего?

превосходство

уверенность в чём?

над чем?

уделять внимание чему?

представлять

удивлён чем?

собой что?

удивляться чему?

представлять

удовлетворять что? чему?

из себя что?

удостоить чего?

преимущество чего?

указать что? на что?

перед чем?

уполномочить на что?

препятствовать чему?

к чему?

пример чего? чему?

упрекать в чём? за что?

принадлежать кому?

цена чего? чему?

чему?

чуждый чему? чего?

причина чего? чему?



ОБРАЗЦЫ ЗАДАНИЙ


7. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Нам поручили наломать прутьев и сложить их возле костра.

2) Провал операции обусловлен тем, что в плане недоучтена сложность ситуации.

3) Хотелось бы подтвердить выводы на данных, полученных экспериментальным путём.

4) Несколько фрамуг в спортзале то открывалось, то с шумом захлопывалось.


8. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Ряд лицеев перешли на пятидневную рабочую неделю.

2) Незадолго до отпуска мы детально изучили предложения туристических фирм.

3) Главное, на чём следует сосредоточиться при разработке плана проекта, — это возможные риски.

4) Мы не находим правильного объяснения этому поступку.


9. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Прогуливаясь вдоль берега,

1) волны прибоя ласкали нас.

2) мне было хорошо.

3) можно найти камешек с дырочкой.

4) виднелись вдали стоящие на рейде корабли.


10. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Приготовив омлет,

1) положите в него вместе с яйцами немного муки.

2) мы сказали маме спасибо за вкусный завтрак.

3) Васе хотелось хорошо позавтракать.

4) Лиза позвала нас к столу.