МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Русский язык - Полный справочник для подготовки к ЕГЭ

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ

Морфологические нормы, регулируют выбор вариантов морфологической формы слова при его соединении с другими словами. В речевой практике возникает немало вопросов относительно правильности употребления форм слова: широкая(ое) авеню, спелая(ое) фейхоа, белый(ая) тюль, можно ли говорить двое девушек, трое котят, 23 ножницы(ниц) и др.


Имя существительное

1. В Р.п. ед.ч. варьируются окончания -у (разговори.) и -а (книжн.): винограду — винограда. Окончание -у сохраняют 1) вещественные сущ. при образовании части целого: кружка квасу, кусок сыру; 2) некоторые собирательные и отвлечённые существительные: много народу, мало жару; 3) в устойчивых сочетаниях: не зная броду, не суйся в воду; не подавал виду; без году неделя; с пылу с жару; что есть духу; не давать спуску; ни шагу назад; смеяться до упаду и др. При этом прочнее сохраняются формы с -у в словах одно- и двусложных (воск, лук, сахар, творог и др.), а в трёхсложных шире распространяются формы с -а (шоколада, нафталина), для многосложных -у вообще не характерно: беспорядка, парацетамола и др. В существительных с уменьшительными суффиксами употребляется -у (медку, сахарку).

2. В П.п. существительных м.р. может варьироваться окончание -у (под удар) и -е (без удар.). Окончание -у употребляется, если перед существительное стоит предлог в или на, причём существительное имеет обстоятельственное значение: ждать в аэропорту; при указании на вещество или массу (весь в снегу, пряник на меду); при обозначении собрания людей (в полку, в строю). Формы на -е употребляются в объектном значении: об аэропорте.

Формы в цехе, в отпуске относятся к литературным, в цеху, в отпуску — к разговорным.

3. В Им.п. мн.ч. существительных есть трудность выбора окончаний -а(-я) или -ы(-и). Ряд слов имеет ударяемое окончание -а(-я): директора, инспектора, доктора, профессора, другие слова — неударяемое окончание -ы(-и): инженеры, шофёры, бухгалтеры, редакторы. Равноправные варианты имеют слова: слесаря и слесари, пекаря и пекари, тома и томы.

4. Трудность представляет форма Р.п. мн.ч.:

1) слова м.р.:


С нулевым окончанием

С окончанием -ов (-ев)

— без ботинок, валенок, погон, чулок;

— среди армян, грузин, осетин, башкир, бурят, румын, татар, туркмен, турок, цыган;

— несколько ампер, ватт, вольт;

— отряд солдат, партизан, гренадер, гусар, драгун, кирасир, улан

— без носков, апельсинов, баклажанов, гектаров, мандаринов, помидоров, рельсов, томатов, комментариев;

— среди калмыков, киргизов, монголов, таджиков, тунгусов, узбеков, якутов;

— граммов, килограммов;

— минёров, сапёров


2) слова ж.р.:


С нулевым окончанием

С окончанием -ей

барж, басен, вафель, домен, кочерег, оглобель, свадеб, про стынь, яблонь, игра не стоит свеч

долей, кеглей, пригоршней, саклей, свечей


3) слова с.р.: верховьев, низовьев, устьев, платьев, захолустий, побережий, коленей, снадобий, древков, яблок, личиков, остриев, болотцев, копытцев, кружевцев, блюдец, зеркалец, одеялец, полотенец;

4) слова, не имеющие ед.ч.:


С нулевым окончанием

С окончанием -ов(-ев)

С окончанием -ей

нападок, потёмок, сумерек, брызг, дрязг, жабер, именин, макарон, каникул, панталон, шаровар

заморозков, лохмотьев, помоев, консервов, подмостков, алиментов

будней, граблей, яслей, гуслей, ходулей, россказней


5. Сложность в определении рода представляют существительные на -ль (тюль, толь, выхухоль и др.) и несклоняемые существительные (пенальти, цунами и др.). Несклоняемые слова, как правило, относятся к ср.р.: широкое шоссе, вкусное пюре. Но: седьмая авеню, свежая кольраби, салями, фейхоа, влажный сирокко, чёрный кофе и чёрное кофе. Чаще отклонение от правила вызвано родовидовыми смысловыми отношениями: авеню — улица.


Имя прилагательное

1. Краткие формы ед.ч. м.р. в прилагательных на -ный оканчивается на -ен, если предпоследний звук основы полного прилагательного — согласный: любезный — любезен, идейный — идеен, складный — складен и др. В этом случае других вариантов нет. Трудность представляет образование краткой формы прилагательных на -нный: нравственный — нравственен и нравствен. В этом случае предпочтителен первый вариант. Форму на -ен (а не -енн) имеют прилагательные бессмыслен, бедствен, бездействен, беспочвен, бесчислен, величествен, воинствен, двусмыслен, злокачествен, искусствен, легкомыслен, многочислен, невежествен, посредствен, соответствен.

2. При образовании сложной формы сравнительной степени прилагательного используются слова «более», «менее» и начальная форма прилагательного: более привлекательный, менее интересный. Не употребляются формы «более лучший», «более худший» и т.п., поскольку второе слово само по себе уже выражают значение сравнительной степени.


Имя числительное

1. Собирательные числительные двое, трое, четверо и т.д. употребляются только в следующих случаях:

а) с существительными, называющими лиц мужского пола: двое друзей, трое похожих, но нельзя сказать «двое девушек»;

б) с существительными дети, ребята, люди, лица (в значении «человек»): двое ребят, трое людей, четверо незнакомых лиц;

в) с существительными, употребляющимися только во множественном числе: двое саней, трое суток, четверо щипцов (начиная с числительного пятеро обычно употребляется количественное числительное: пять ножниц, шесть суток;

г) с личными местоимениями мы, вы, они: нас трое, их было пятеро;

д) в разговорной речи собирательные числительные употребляют с существительными, обозначающими названия детёнышей животных: трое котят, четверо медвежат.

2. В составных числительных должны склоняться все слова: с тремя тысячами пятьюстами шестьюдесятью пятью рублями.

3. При сочетании составных числительных, оканчивающихся на два, три, четыре (т.е. 22, 23, 24 и т.п.), с существительными, употребляющимися только во множественном числе, следует форму именительного падежа и винительного падежа заменять другим оборотом, т.к. нельзя сказать «двадцать два (две, двое) суток» и т.п. Поэтому говорят: прошло двадцать два дня, куплено двадцать две штуки ножниц и т.п.

4. Числительные полтора и полтораста согласуются в косвенных падежах (кроме винительного) с существительным: в полутора часах, в полутораста книгах.

5. При смешанном арифметическом числе существительное управляется дробью (число после запятой): десять целых две десятых процента (слово «процента» зависит от словосочетания «две десятых»), а не «процентов».

6. Если при сочетании числительного полтора с существительным есть определение, то оно ставится в форме мн.ч.:

7. Собирательные числительные оба, обе имеют во всех падежах разные формы м.р, ср. р. и ж.р.:


Падеж

М.р.

Ср.р.

Ж.р.

Им.п.

Р.п.

Д.п.

В.п.

Т.п.

П.п.

оба мальчика

обоих мальчиков

обоим мальчикам

обоих мальчиков

обоими мальчиками

об обоих мальчиках

оба звена

обоих звеньев

обоим звеньям

оба звена

обоими звеньями

об обоих звеньях

обе девочки

обеих девочек

обеим девочкам

обеих девочек

обеими девочками

об обеих девочках


Местоимение

1. Местоимение обычно заменяет ближайшее к нему предшествующее существительное. Нарушение этого положения ведёт к искажению смысла: Мальчик теперь сирота: отец умер, когда ему было три года.

2. К личным местоимениям 3 л. (он, она, оно, они) прибавляется начальное «н», если они стоят после простых предлогов (без, в, для, до, за, из, к, с, у и др.) и после некоторых наречных предлогов, управляющих родительным падежом (вдруг, впереди, возле, мимо, напротив, около, посреди, после, сзади и др.): без него, с ней, вокруг них, сзади него и т.д. После предлогов наречного происхождения, управляющих дательным падежом, начальное «н» не прибавляется: вопреки ему, согласно ей, наперекор им, навстречу ему, соответственно, подобно ему и т.д. Не прибавляется начальное «н» также после предлога благодаря и предложных сочетаний, состоящих из простого предлога и имени существительного: благодаря ему, не в пример ей, в противовес им, по поводу их, со стороны его, в отношении её, за исключением их и т.п. После сравнительной степени прилагательных и наречий местоимения 3 л. употребляются без начального «н»: сестра старше его, он работает лучше её.

3. Собирательное существительное (крестьянство, студенчество, группа и т.п.) нельзя заменять местоимением в форме мн.ч. Нельзя сказать: Студенчество разъехалось на каникулы, они хорошо отдохнут в течение лета. Чтобы не создавать несовместимое словосочетание «оно отдохнёт», следует слово студенчество заменить словом студенты.

4. Местоимения себя и свой относятся к лицу, производящему действия. Поэтому в предложениях: Житель попросил дворника отнести вещи к себе; Профессор предложил ассистенту прочитать свой доклад — местоимение себе по смыслу относится к существительному дворник, а местоимение свой — к слову ассистент.

5. Правильными являются формы у неё, от неё (формы у ней, от ней носят разговорный или устаревший характер).

6. Указательное местоимение столько и вопросительно-относительное сколько вызывают трудности при склонении:


Им.п.

столько лет

сколько книг

Р.п.

стольких лет

скольких книг

Д.п.

столькими годами

скольким книгам

В.п.

столько лет

сколько книг

Т.п.

столькими годами

сколькими книгами

П.п.

о стольких годах

о скольких книгах


Глагол

1. В русском языке есть видовые пары глаголов, у которых наблюдается чередование гласных о/a в корне. Такие глаголы несовершенного вида имеют суффиксы -ыва-, -ива-: затронуть — затрагивать, освоить — осваивать, оспорить — оспаривать, усвоить — усваивать, удостоить — удостаивать, удвоить — удваивать.

В других случаях сохраняется о: опозорить — опозориватъ, обусловить — обусловливать, подытожить — подытоживать, узаконить — узаконивать, опорочить — опорочивать, уполномочить — уполномочивать, приурочить — приурочивать, сморщить — сморщивать.

2. В парах видеть — видать; слышать — слыхать; мучить — мучать; лазить — лазать, мерит — меряет первые варианты являются литературными, а вторые разговорными.

3. Рекомендуются формы полощет, плещет, машет, колышет, кличет, кудахчет, мурлычет, мяукает, сыплет, щиплет. Формы щипет, махает, мяучит и т.п. являются просторечными.


ОБРАЗЦЫ ЗАДАНИЙ


5. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) самый сообразительный;

2) до полутора километров;

3) кот лазиет по деревьям;

4) накрахмаленных манжет.


6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) ансамбль осетин;

2) двадцать три ножницы;

3) будучи героем;

4) пышет жаром.