№ 51 - № 60 - ТЕКСТЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДРОБНЫХ ИЗЛОЖЕНИЙ - ИЗЛОЖЕНИЯ

Диктанты и изложения по Русскому языку 9 класс Л. М. Кулаева - 2016 год

№ 51 - № 60 - ТЕКСТЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДРОБНЫХ ИЗЛОЖЕНИЙ - ИЗЛОЖЕНИЯ

№ 51

Москволенинград

За мою жизнь Петербург — Ленинград вырос раза в четыре. И не к лучшему. Жизнь в городе становится всё неудобнее.

Должен быть создан новый тип населённых местностей, где жить было бы удобно и с доступом во все культурные центры: в лучшие библиотеки, в лучшие театры, в лучшие концертные залы. Один из проектов такой населённой местности давно мечтается мне в часы отдыха от основной работы.

Москволенинград. Я уже писал об этом.

Москва и Ленинград (Петербург) соединены между собой идеальной линией: прямой железной дорогой, которую можно как угодно превращать в скоростную магистраль. Проходит эта магистраль по пустынным местам: леса, леса, поля, болота, опять леса, мелкие населённые пункты. Только старая Тверь стоит на трассе да поблизости Вышний Волочок.

По этой трассе строятся, как мне кажется, города длинные, с лёгким доступом в леса и поля, с сохранением всех памятников культуры. Особенно это касается района Селигера, Вышнего Волочка, Клина. Из такого города на день можно съездить по магистрали в Москву или Петербург — посмотреть музеи того и другого города, побывать на интересных постановках тут и там. По этой “культурной магистрали” строятся только те учреждения, которые имеют отношение к библиотекам, к музеям, к театрам. Для заводов, фабрик, шахт строится другая магистраль городов — где-нибудь поближе к промышленному сырью. Или несколько промышленных магистралей.

Хорошо это или плохо, если учреждения культуры будут все связаны между собой скоростной трассой различных типов, способов передвижения (автомобиль, монорельсовая дорога, электричка скоростного типа)?

Петербург (Ленинград) и Москва сохраняют свои названия, а в целом их соединение носит название Москволенинград.

Фантазия? Может быть...

(По Д.С. Лихачёву)

Задание

1. Передайте подробно или сжато содержание отрывка из “Раздумий” Д. Лихачёва.

2. Ответьте письменно на вопросы: “Согласны ли вы с предложением академика Д. Лихачёва?”, “Каким вам видится будущее этих двух великих городов России?”

№ 52

Как-то ранним утром к В.Г. Перову постучали. Он вышел и увидел на пороге сгорбленную старушку — крестьянку. Она молча подала ему свой скромный дар — узелок с яичками — и начала плакать, произнося: “Сыночек-то мой”... Наконец, утерев глаза полой своего заскорузлого полушубка, крестьянка рассказала художнику, что несколько лет назад он писал картину с её сыночка Васи. Тот заболел в прошлом году и умер, а она, продав весь свой скарб, проработав зиму и скопив деньжонок, пришла купить картину, где нарисован её Васенька.

Тут вспомнил художник, как бродил он однажды около Тверской заставы в поисках натуры для задуманного им произведения. Был солнечный апрельский день, по дороге шли толпы богомольцев, мастеровые возвращались после праздника в город на работу. И вдруг в стороне, на крыльце, где особенно припекало солнце, среди отдыхающих путников художник увидел крестьянку с мальчиком, именно с таким, какого хотелось ему изобразить в картине. Перову удалось упросить мать позволить мальчику позировать ему. В то время как художник работал, женщина рассказала ему о своём горьком вдовстве и бедности крестьянской. Она схоронила мужа и детей и осталась “с одним утешением — сынком Васенькой”.

И вот сейчас, одинокая и постаревшая, она вновь стояла перед ним. Она принесла свои скудные сбережения, чтобы купить картину.

Потрясённый до глубины души художник объяснил ей, что картина ему не принадлежит: она куплена известным собирателем П.М. Третьяковым и находится в его галерее.

Часов около девяти утра Перов повёл женщину к Третьякову. Едва вошли они в зал, как старушка охнула и упала на колени. Она увидела своего Васю. Несколько часов простояла женщина перед картиной “Тройка”. Наконец она повернулась к художнику. В глазах её стояли слёзы благодарности человеку, чудесное искусство которого сохранило матери образ сына. Женщина низко поклонилась художнику и ушла, сгорбленная и молчаливая. А Перов испытал в эти минуты неповторимое чувство радости.

(По А. Волынскому)

Задание

1. Передайте подробно или сжато содержание предложенного текста и озаглавьте его.

2. Расскажите о произведении искусства, которое произвело на вас особое впечатление.

№ 53

Дон в нижнем течении скучен — река соседствует с голой степью, весной зелёной и рыжей в августе. Лишь кое-где у берега видишь кустарник, а в заводях мелководий — осоку и тростники.

Другое дело — Дон в течении среднем, выше станицы Вёшенской. Реку тут окаймляют пойменные леса. Зелёный мир побережья наполнен разнообразной жизнью. Тут можно увидеть оленя, лося, кабана, косулю, лис, зайцев, сурков. И, разумеется, есть тут волки. Соседство степи с лесами, непролазные заросли у реки, близость людских селений — благодатный мир для разбойничьей жизни. Всегда можно поживиться чем-нибудь во дворе казачьего куреня, у кабанов в лесу отбить поросёнка, в степи, развлекаясь, погонять зайцев и лис. И есть, где прятаться от возмездий.

Эту историю мне рассказал знакомый охотовед в Петропавловске, у Дона ниже Гороховки.

Три года назад волки схватили собаку, бежавшую за машиной, когда мы по пойме ехали к донской Калитвянской яме, где ловили сомов. Всё случилось в одно мгновенье — мы услышали только, прощальный визг несчастного пса, которого волки унесли в чащу... А через год серые поплатились за дерзкий налёт. Сын лесничего Михаил в селе Гороховка с сыном погибшей собаки, молодым Тузиком, по просьбе односельчан отправился в пойму стрелять бешеных лис, забегавших в село. Тузик, взяв лисий след, убежал в зелёные крепи с заливистым лаем. И вдруг неожиданно смолк. Почуяв неладное, Михаил поспешил следом и вдруг увидел поразительную картину: поджавший хвост Тузик вертелся среди волков. Забавляясь, неголодные звери не спешили прикончить жертву. Они так увлеклись, что не заметили, как подкрался Михаил и тремя выстрелами окончил волчью забаву. Тузик победно лаял, приветствуя появление хозяина, и, кажется, даже не вполне понял степень грозившей опасности.

По мнению охотоведа Владимира, случай этот исключительно интересный. В нём всё: удача охотника, счастье ещё “зелёного” пса и наглая беспечность волков. Обычно же в этих местах взять волка непросто. Лет шесть назад волки в этих местах обнаглели настолько, что в хуторах белым днём уносили со двора овец, собак, кур, гусей. Вот Владимир и пытается укрощать волков, забирая маленьких волчат прямо из логова, а потом пристраивая их в зоопарки или владельцам трёхэтажных домов. В последнее время стало модным держать волков на цепи или в вольерах и гостям показывать как диковинку.

Я записываю рассказ охотника, а у ног его стоит лукошко, и в нём скребутся, повизгивая, волчата, добытые две недели назад. Они уже знают охотника по запаху и по облику, а от меня сразу шарахаются. Он для них как мать родная. Такие вот парадоксы житья.

(По В. Пескову)

Задание

1. Передайте подробно или сжато содержание фрагмента из статьи В. Пескова.

2. Озаглавьте текст. Напишите о своих впечатлениях от прочитанного отрывка.

№ 54

— Лоськи-лоськи-лоськи, на манер куриного “цыпа-цыпа” разносится над шелестящими верхушками деревьев.

В ответ из деревянного ангара слышится басистое уканье. Затем появляется лосиная голова с маленькими рожками, покрытыми густой шёрсткой, а за ней на ногах-ходулях плавно выплывает и её владелец. Лосю Янтоше уже три года, но характер у него ещё как у лосёнка — добрый и податливый. Лишь ежегодно отрастающие рога напоминают Янтоше, что детство уже прошло. Как только мы подходим к бычку, он решительно опускает голову и пытается бодаться плюшевыми рожками-недоростками. Рядом с нами охотовед, поэтому Янтоша и даёт незнакомцам почесать у себя за ушком. Его великорослые сородичи так и не осмелились подойти. Ведь в природе лоси, как и все оленьи, пугливые животные. Здесь же, на костромской лосеферме, человек и дикое животное практически не разделены забором. Они общаются, как добрые друзья, каждый получая от этой дружбы свою выгоду. Лоси — подкормку, особенно ценную в зимний голод и охрану от браконьеров. Люди — целебное молоко и любовь лесного зверя. Правда, достаются они очень дорогой ценой!

Слава о костромской лосеферме давно шагнула за пределы отдельно взятой области. Особенно сейчас, когда она осталась, где выращивается такое большое по меркам лосеферм количество животных — от 30 до 60 голов. Даже в благополучной Канаде в одном месте ухаживают от силы за пятью — семью “рогоносцами”. Раньше в нашей стране таких хозяйств было пять, но выжило только одно Сумароковское.

Лосей на ферме приручают с рождения, однако животные инстинкты никуда не пропадают. Даже избранным приходится быть предельно осторожными. Если лось прижал уши — берегись! Значит он задумал защищаться. А тогда пощады не жди. Дерётся лосиха передними ногами — встаёт на дыбы и ударяет со всей мочи. Одним таким ударом она убивает волка.

Пока мама-лосиха трудится на молочной ниве, молодое поколение набирается сил в лесочке неподалёку. Здесь у них и свой “манеж”, и молочная кухня, и даже свои воспитательницы — студентки сельхозакадемии. Стоит нам зайти в загон, как гурьба лосят бросается навстречу. Они дружно скулят и тыкаются мохнатыми мордочками нам. Самую маленькую Ялышку приходится кормить из соски. Она, причмокивая, тут же выпивает всю двухсотграммовую бутылочку. Этот лосёнок-девочка родилась весом всего в 4,5 килограмма и в дикой природе не протянула бы и двух дней. Но благодаря заботе лосеводов живёт уже целый месяц.

Чтобы она быстрее набрала вес, её, единственную, кормят лосиным молоком. Лосёнка Нефтяника также кормят отдельно, но уже из кастрюльки. Ему положено больше человеческого тепла, чтобы он не обижал остальных лосят. Всем остальным разводят сухую смесь.

Вот открывается калитка, и доступ к кормушкам открыт. Что тут начинается! Стук копытцев, звон колокольчиков на шее, громкое причмокивание — всё смешивается воедино. Через считанные секунды в чисто вылизанном дне кормушек отражается солнце.

Отовсюду на ферму едут за молоком. Поблизости даже расположен специальный санаторий, где с его помощью лечат болезни желудка.

Но производить лосиное молоко в больших количествах никак не получается. Лоси остаются малоизученными животными, хотя лосеферма и существует с 1963 года. Слишком тонкий это процесс — выращивание ручного сохатого. Животное, на которого потратили 5-8 лет, запросто может убежать в лес.

У специалистов свой интерес к ферме. Отсюда по всей стране развозят молодое поголовье лосей, пополняя истощённые запасы дикой природы.

О восторге туристов, которым дают погладить шерстяную морду настоящего дикого животного, и говорить нечего. А дети могут с лосятами пообниматься, полежать на душистой еловой подстилке. Так, из практических элементов собирается экологическое воспитание, без которого не обойтись. Особенно сейчас, когда браконьеров ничто не останавливает.

(По С. Логвиновой)

Задание

1. Передайте подробно или сжато содержание фрагмента из статьи С. Логвиновой.

2. Озаглавьте текст. Напишите о своём впечатлении от прочитанного отрывка.

№ 55

Вера — главная сила человека

Если вы выбрали профессию, определили основную свою мечту — вы счастливый человек.

Мы все немного верим в чудеса. Но только одни верят, а другие эти чудеса создают. Мой отец был кузнецом, возможно, поэтому я рано понял, что счастье можно выковать собственными руками.

Я с детства мечтал стать клоуном, и каждый раз, когда я ложился спать и закрывал глаза, передо мной появлялась огромная цирковая арена. Из-под купола летели яркие гирлянды и надувные шары.

Я верил каждой клеточкой тела, каждой волосинкой ощущал, что другого пути у меня в жизни не будет, только в цирк! И жизнь показала, что вера — главная сила человека.

Если, преодолевая лень, ты делаешь один шаг, то успех шагает тебе навстречу в десять раз быстрее и протягивает руки. Люди, окрылённые верой, притягивают к себе добрых людей.

В моей жизни произошёл случай, перевернувший всё моё представление о кошках.

Случилось это в Англии. Я должен был там выступать, но переправить туда своих четвероногих без карантина не мог. А просидеть девять месяцев в клетках на карантине мои кошки не в состоянии, так как они привыкли, что у каждой свой дом, они свободно гуляют по всему театру.

Тогда я решил поработать с британскими кошками. Через несколько часов в гримёрной сидели 17 кошек, несчастные, облезлые, грязные. У одного кота, по-видимому в драке, был выдран клок шерсти, у другого на лапе кровоточила рана. Это были трущобные кошки. Никогда не видевшие хозяйской ласки и заботы, животные испуганно прижимались к стене, многие прятались за батарею. Они пристально смотрели на меня, а глаза их горели ненавистью. Это были не кошки, а какие-то тигры, способные растерзать меня в любую секунду.

Три дня я безрезультатно пытался найти с ними общий язык. Они не подпускали меня к себе. В отчаянии я протянул руки к небу и воскликнул:

— Господи. Помоги!

И... произошло чудо. Кошки заболели. Они беспомощно лежали на полу, лишь изредка открывая помутневшие глаза́: кошачий грипп.

Пришлось каждый день делать уколы. Ставить капельницы. Через две недели вдруг Одна из кошек в моих руках замурлыкала. А это значит, она меня полюбила. Значит, будет театр кошек в Англии.

Вот, оказывается, как просто происходит чудо. Лишённые внимания и ласки дворовые кошки почувствовали любовь человека, который желает им добра. Они разрешили себя гладить, поняли, что я им Друг.

А потом началась игра. Я смастерил массу игрушек, и с британскими кошками мы повторили все трюки, которые выполняли их московские “коллеги”, и даже сумели создать много нового и интересного.

Но знаете ли вы, как трудно в действительности быть клоуном? Это для нас стало не работой, а смыслом жизни. Свои номера и спектакли с кошками мы выстраиваем так, чтобы, немного посмеявшись, зрители задумались, посмотрели на мир глазами умиления и восторга. И тогда у них пробуждается желание творить добро, любить наших меньших братьев.

(По Ю. Куклачёву)

Задание

1. Передайте подробно или сжато содержание фрагмента из книги Ю. Куклачёва.

2. Дайте аргументированные ответы на вопросы: “Согласны ли вы с позицией автора?”, “Выбрали ли вы себе профессию и как пришли к этому выбору?”

№ 56

Большая жизнь лётчика

8 февраля 1945 года. В этот день с немецкой секретной базы на Балтийском острове Узедом, откуда запускались боевые ракеты “Фау-2” на Лондон, русский лётчик с девятью товарищами вырвался из плена, и как — на самолёте, которым пользовался начальник базы! Двухмоторный тяжёлый бомбардировщик “Хейнкель-111” взлетел на глазах бежавших к взлётной полосе немцев. Через два часа самолёт, перелетевший линию фронта и подбитый зенитчиками наступавшей Советской Армии, благополучно приземлился на раскисшем вспаханном поле. Подбежавшие к самолёту солдаты были ошеломлены: из него с причитанием “Братцы! Братцы!” вылезли десять скелетов в полосатой одежде узников. Это был счастливый финал фантастического побега из плена.

Пилотом и организатором захвата “Хейнкеля” был лётчик- истребитель Михаил Девятаев, попавший в плен за линией фронта, когда выпрыгнул с парашютом из горевшего самолёта.

Пройдя все круги ада в фашистском плену, молодой лётчик искал способ вырваться из неволи. И увидел шанс бегства, когда попал на базу, где самолёты обслуживали боевой секретный ракетодром.

С Михаилом Петровичем Девятаевым я встречался три раза. Рассказывая о легендарном полёте, постарался не упустить ни одной важной детали, а они были такими, что когда заканчивал очерк, то вдруг почувствовал в горле комок и, чего никогда не было, разрыдался.

К побегу готовились тщательно. Лётчику-истребителю надо было хоть как-нибудь знать управление неизвестным ему тяжёлым бомбардировщиком. На самолётной свалке военной базы по ржавым приборным доскам узник изучал “Хейнкель”, наблюдая, как заправляется самолёт, как запускают моторы, угадывал действия лётчика, ведущего машину на взлётную полосу. И все эти знания, добытые на работе в охраняемой группе, ежедневно приводившей в порядок подвергшийся бомбардировкам англичанами аэродром, надо было использовать, овладев самолётом в считанные минуты.

Множество самых разных препятствий могло возникнуть на пути беглецов. И они возникали. При первом пробеге по полосе самолёт не взлетел, надо было, не теряя самообладания, при криках собратьев вернуться к старту и пытаться взлететь вторично. 21 минуту длилась эта почти фантастическая, умело подготовленная и решительно осуществлённая операция.

Михаил Петрович Девятаев ушёл из жизни на 86-м году. Звание героя пришло к нему не сразу. Невероятная одиссея порождала много вопросов, на разных уровнях расспрашивали о базе, с которой бежали, и о самом побеге. Слава богу, справедливость не обошла человека. Но перепад от подозрительного внимания к известности и заслуженной славе был столь большим, что у него от нервного напряжения кожа месяца на два покрылась сыпью.

После войны Михаил Петрович работал в Казани — сначала в речном порту, а потом капитаном на Волге — “обкатывал” суда на подводных крыльях. Своими руками построил над Волгой дом, вырастил двух сыновей, до последних лет водил автомобиль.

В 1968 году его пригласили в Германию посетить памятный ему остров. Он взял с собой всю свою семью. Пешком они прошли от начала и до конца взлётно-посадочную полосу, постояли у места, где колёса “Хейнкеля” оторвались от земли. Военный строй салютом приветствовал этот проход. Молодые немцы не сводили глаз с человека в штатском костюме со Звездой Героя. Они хорошо знали, за что получена эта Звезда.

На родине Девятаева в посёлке Торбеево ещё при жизни Михаила Петровича был создан музей, где главными экспонатами являются свидетельства героической его судьбы: модель самолёта, полосатая роба узника.

Память о таких людях должны мы беречь как высшую ценность в быстро текущей жизни.

Задание

1. Передайте содержание текста сжато.

2. Ответьте письменно на вопрос: “Какие мысли и чувства вызывает у вас этот текст?”, “Как вы понимаете последнюю фразу из предложенного текста?”

№ 57

Лермонтов зарядил пистолет, погасил свечу, лёг на лавку, укрылся буркой.

Он думал, что год назад ни за что бы не погасил свечу, а наоборот, сел бы при свете к окну, чтобы бросить вызов судьбе. А сейчас он берёг каждый час своей жизни.

Сейчас он не имеет права играть собой. Он отвечал за всё, ещё не совершённое им, за каждое будущее слово, за каждую будущую строфу. Перед кем? Перед людьми, перед своей совестью, перед поэзией. Порой он сам восхищался тем, что создал, но, конечно, никому не сознавался в этом. Разве он не написал слова, что “звезда с звездою говорит”? Ради этого стоило погасить свечу и лежать тихо, прислушиваясь, трогая время от времени тёплую сталь пистолета.

Он задремал. Сквозь дремоту он ощущал лёгкий, даже легчайший ветер на лице.

Лермонтов проснулся. Сердце билось медленно. Лермонтов пролежал с закрытыми глазами до рассвета. Он лежал один в крошечной хате, затерянной в широкой степи под неохватным небом, лежал, укрывшись буркой.

Было слышно, как где-то, должно быть в соседней хате, плакал ребёнок. Этот слабый звук наполнял ночь живым ощущением горя. Что делать, чтобы прошло это сиротство, одиночество?

Лермонтов сел на лавку. Старики на печке зашевелились и затихли. Не зажигая свечи, Лермонтов начал писать карандашом на обёртке от табака стихи.

А потом были длинные жаркие месяцы, ветер с невысоких гор под Ставропольем, пахнущий бессмертниками, серебряный венец Кавказских гор, схватки у лесных завалов с чеченцами, визг пуль. Пятигорск, чужие люди, с которыми надо держать себя, как с друзьями. И снова мимолётный Петербург и Кавказ, жёлтые вершины Дагестана и тот же любимый и спасительный Пятигорск. Короткий покой. Широкие замыслы и стихи, лёгкие и взлетающие к небу, как облака над вершинами гор. И дуэль. И последнее, что он заметил на земле, — одновременно с выстрелом Мартынова ему почудился второй выстрел, из кустов под обрывом, на котором он стоял.

Кавказ сотрясался от раскатов грома. Лермонтов упал. Тотчас, вся в летнем солнце, склонилась над ним Мария Щербатова, и он сказал ей: “Не плачьте. Я видел смерть. Значит, я буду жить вечно. На мне они не отыграются”.

Гром не затихал в теснинах Кавказа.

(К. Паустовский)

Задание

1. Передайте подробно или сжато содержание отрывка из книги К. Паустовского.

2. Ответьте на вопросы: “Какие мысли и чувства вызывает у вас рассказ о последних днях жизни М.Ю. Лермонтова?”, “Как вы поняли последние слова умирающего поэта?”

№ 58

Укрощение гуся и другие истории

На Среднем Дону в Петропавловке, во дворе приютившего нас друга я увидел гуся со странным “украшением” клюва — в ноздри важного вида птицы вставлено было перо. На вопрос — что это значит? — хозяйка дома пояснила, что гусь, ревниво охранявший своё, потомство, клевал гусяток другого выводка. И этим пёрышком его укротили. Пёрышко явно мешало генеральского вида птице — гусак потряхивал головой, пытаясь избавиться от пера, — и воинственный пыл его поутих. “У нас всегда так делают”, — сказала хозяйка.

Я тут же вспомнил бычка с дощечкой, прикрывавшей ему один глаз. Было это в Туркмении. Поломав голову — что бы это значило? — я получил короткий ответ пастуха: “А чтоб не бодался”. Суть этого укрощения была в том, что дощечка лишала бычка бинокулярного (двумя глазами) зренья, помогающего и животным, и человеку довольно точно определять расстоянье до чего-либо. Практика жизни, скорее всего случайно, подсказала туркменским пастухам волшебное свойство дощечки.

Бодливым коровам рога в деревнях спиливали. А в Венгрии в степном заповеднике я увидел нечто похожее на марсиан, изображаемых художниками. На концах огромных рогов у коров красовались шары величиной почти что с теннисный мяч. Это было стадо знаменитого украинского скота. Оно почти всюду исчезло. А здесь сохраняют последнее реликтовое стадо. Волов не уродуют, а чтобы уберечь от них неосторожного человека, на острия рогов привинчивают шары.

За ужином в Петропавловке мы, соревнуясь, стали вспоминать приёмы, помогающие людям властвовать над животными или облегчающие участь их на службе у человека. Быкам вставляют в ноздри металлическое кольцо. Стоит схватить за него, забияка становится “шёлковым”. А свинье, если не хотят, чтобы рылом она пахала во дворе землю, в ноздри вставляют и скручивают кусок проволоки, а на шею, чтобы не лезла в щели забора, укрепляют за головой деревянный треугольный “хомут”.

И ещё раз вспомним гусей. Раньше, прогоняя их на ярмарки своим ходом, на лапы, чтобы не повредили ноги, укрепляли птицам лепёшки смолы.

Много всего интересного для управления стадом животных придумали пастухи.

Переселяясь в города, люди стали увлекаться собаками, кошками, хомячками и попугаями, но это лишь малая компенсация за потерянный мир животных в деревне и рядом с ней — в дикой природе. Но и в городе много любопытного можно заметить. Собаке, например, дают для забавы кость из пластика, кошка с горящими глазами наблюдает за птицами в телевизоре. Выведены породы животных, которые уже не могут выжить в дикой природе. Даже на маленькую прогулку около дома приходится их утеплять — мы видим собак в жилетках и кофтах, а котов я несколько раз видел в мягких сапожках.

Зная характер животных, человек даже диких приспособил для службы. В Венгрии на одном из озёр я видел старика, ловившего рыбу с помощью бакланов. Свою птицу старик держал в лодке на верёвочке. Поймав рыбу, птица не могла её проглотить из-за того, что на её шее было кожаное кольцо. Старик брал улов, и баклан снова нырял. Птица знала: за работу она тут же в лодке получит законное и обильное угощение. И нечто совсем необычное я наблюдал лет сорок тому назад в Ленинградской области. Лесник, к которому приехал по делам службы, решил угостить меня свежей рыбой. “Готовь сковородку, — сказал он жене, — а мы пойдём к пруду”. Такая уверенность в успехе рыбалки меня несколько удивила. Но из сеней лесник вынес клетку с каким-то зверем. Была это выращенная в неволе выдра. Как никакие другие животные, выдра хорошо приручается и привязывается к человеку. За двором у небольшого пруда, служившего рыбным садком, выдру мы выпустили, и минут за десять — пятнадцать зверь натаскал из воды нам целую кучу карасей и щурят. Получив свою долю, уже удовольствия ради зверь порезвился в воде, потом послушно поскрёбся в дом, где получил ещё пару кусочков сахара, и пошёл дремать в свою клетку.

Вот такие воспоминания пробудил гусь с пером в клюве.

(По В. Пескову)

Задание

1. Передайте подробно или сжато содержание отрывка из статьи журналиста В. Пескова.

2. Выскажитесь о проблеме взаимоотношения человека и животных.

№ 59

Конёк-Горбунок

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Не на небе, на земле

Жил старик в одном селе.

У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний сын и так и сяк,

Младший вовсе был дурак.

Так начинается сказка, название которой у нас в заголовке. А все ли знают, кто её написал? И где сочинитель родился? Не будем гадать. Написал сказку Пётр Павлович Ершов, и родился он в лесостепной Сибири. Ищите на карте город Ишим, вблизи него находится деревенька Безруково, ныне Ершово. В ней родился и рос во времена Пушкина славный сказочник. Отец его был комиссаром. Не удивляйтесь, в русский язык это слово пришло давно и двести лет назад означало высокую должность при каком-нибудь управителе. Павел Ершов был чиновником у тобольского губернатора и мог бы жить в уездном Ишиме, но любил сельский быт и жил в деревне. Младший из двенадцати его сыновей рос, как все сельские ребятишки, но отец брал его в славный Тобольск, на ишимские ярмарки, в поездки по деревням, имевшим названья: Осиновка, Берёзовка, Сорокино, Окунево. По этим названьям легко догадаться о природе здешнего края. А в деревенских домах Петя Ершов наслушался всяческих баек, поговорок, былей и небылиц.

В человеческой жизни много произрастает из детства, и в случае с “Коньком-Горбунком” мы явственно это видим... Учиться Петра Ершова отец отправил в Санкт-Петербург, в университет. Сибиряк учился прилежно. Сторонился студенческих шалостей и пирушек. Вечерами в снимаемой у столичного мещанина комнатке садился около печки, скрипел на бумаге гусиным пером. И в девятнадцать лет явил миру сказку, написанную стихами лёгкими, как дыханье, занятными, интересными и взрослому, и ребёнку, сказку о придуманной жизни, но похожую и на саму жизнь. Всё в ней есть: деревенские люди, хорошие и плохие, старый и глуповатый царь, лукавое его окруженье, красавица-дева, жар-птица, золотой месяц, поля пшеницы, море, горе и зелёные долы, три брата, из которых младшему — дураку (а точнее, доброму, честному простаку) — всё хорошее по справедливости достаётся.

И, конечно, населена сказка всякой живностью: лошади, бобр, чудо-юдо рыба кит, осётры, сельди, ёрш, караси, дельфины и главный среди всего — волшебный Конёк-Горбунок. Всё население сказки вертится вокруг того, что придумано сочинителем.

Сказка полюбилась всем сразу, как только была напечатана. И в богатых домах, и в деревенских избах, где рядом с иконами висели озорные лубочные картинки. Популярность “Конька-Горбунка” была такой, что сказку стали переписывать друг у друга. При жизни сочинителя “Конёк” издавался четыре раза, и немалыми по тем временам тиражами.

Духом своим сказка походила на пушкинского “Салтана”, но был тут вольный, игривый сплав стихотворной литературы с фольклором — деревенским говором, прибаутками, озорными словечками.

Пётр Ершов и кроме “Конька” кое-что написал, но эти писанья известны сегодня разве что литературоведам. “Конёк” же скачет по жизни уже без малого двести лет и законно стал “вечной книгой”, как сказки Пушкина, Андерсена, как “Мюнхаузен” и “Муха-Цокотуха”.

За многие годы странствий я убедился: нет селенья, в котором не родился бы чем-нибудь прославленный человек. В Ишиме в этом году отметят столетие Николая Васильевича Никитина. Останкинская телебашня в Москве — его проект. (Скромный домик самого архитектора-инженера сохранился в Ишиме. А женская гимназия стараниями энтузиастов превращена в музей Ершова.) Стены деревенской школы в Безруково, рядом с которой когда-то стоял дом семейства Ершовых, украшены рисунками детей к замечательной сказке. Есть там и школьный музейчик старого быта: лапти, коромысло, утюг, горшки, кувшины и сшитые из тряпиц персонажи сказки, среди которых был, конечно, и легендарный кит с постройками на спине.

Венчают экспозицию строчки замечательного земляка:

Я полюбил людей, как братий,

Природу — как родную мать,

И в жаркий круг моих объятий

Хотел живое всё созвать.

Люди уходят, дела остаются как память о людях. В этом суть желанного всеми бессмертия.

(По В. Пескову)

Задание

1. Передайте сжато содержание отрывка из статьи журналиста В. Пескова.

2. Напишите о своём отношении к выделенному в тексте высказыванию автора В. Пескова.

№ 60

Весна света

Ночью снежинки при электричестве рождались из ничего: небо было звёздное, чистое. Пороша складывалась на асфальте звёздочка над звёздочкой, не сплющивая одна другую.

Радостно было моё пробуждение на шестом этаже. Москва лежала, покрытая звёздной порошей, и, как тигры по хребтам гор, везде ходили по крышам коты. Сколько чётких следов, сколько весенних романов!

И даже когда я спустился вниз и проехал по Тверской, радость весны света меня не остановила. При лёгком утреннике в лучах солнца была та среда, когда пахнет сама мысль: подумаешь о чём-нибудь, и этим самым запахнет. Воробей спустился с крыши и утонул по шею в звёздной пороше. Он до нашего прихода успел хорошо выкупаться в снегу, а когда ему из-за нас пришлось улетать, то от ветра его крыльев разлеталось вокруг столько звёздочек, что кружок почти в целую большую шапку почернел на асфальте.

— Видели? — сказал один мальчик трём девочкам.

И дети, глядя вверх на крышу, стали дожидаться второго слёта весёлого воробья.

Весна света согревается полднями. Пороша к полудню растаяла, и радость моя притупилась, но не исчезла. Как только замёрзли к вечеру лужи, запах вечернего мороза опять вернул меня к весне света.

Так вечерело, но голубые вечерние звёзды не показывались в Москве: всё небо оставалось голубым и медленно синело. На этом новом голубом фоне в домах там и тут вспыхивали лампы с разноцветными абажурами. Никогда этих абажуров в сумерках не увидишь зимой. Возле полузамёрзших луж от растаявшей звёздной пороши всюду слышался детский восторженный крик, детская радость наполняла воздух. Так дети в Москве начинают весну, как в деревне начинают её воробьи, потом грачи, жаворонки, в лесах тетерева, на реках утки и кулики на болотах. От детских весенних звуков в городе, как всё равно от птичьих криков в лесах, мои ветхие одежды с тоской вдруг свалились. Настоящий бродяга при первых весенних лучах и вправду часто бросает своё тряпьё при дороге...

Лужи быстро везде замерзали. Одну я попробовал ткнуть ногой, и стекло разлетелось вдребезги с особенным звуком: др... др... др... Бессмысленно про себя стал я повторять этот звук, прибавляя подходящие гласные: дра, дря, дри, дриан. И вдруг из этой бессмысленной дряни вышла сначала любимая моя богиня Дриана (душа дерева, леса), а потом и Дриандия, желанная страна, в которую ещё утром при звёздной пороше начал я своё путешествие.

Отойдя от детей на значительное расстояние, я остановился у фонаря и громко крикнул:

— Дриандия!

Дети бросились ко мне.

— Что это? — спросили они.

— Это страна вольных сванов, — ответил я.

— А кто они?

— Это, — начал я спокойно рассказывать, — люди не очень большого роста, но сильно вооружённые.

Мы вошли под чёрные, старые деревья Патриарших прудов. Большие матовые электрические фонари, как луны, показывались нам из-за деревьев.

— Люди эти, — продолжал я, — всегда держатся по двое. Один отдыхает, а другой везёт его на салазках, и оттого время даром у них не пропадает. Они во всём помогают друг другу.

— А зачем они сильно вооружены?

— Они должны охранять от врагов свою родину. У них всегда ни лето и ни зима, у них всегда весна света: лёд под ногами хрустит, иногда проваливается, и тогда бедные сваны уходят под лёд с головой, другие их тут же спасают. Голубые звёзды вечером у них не показываются: небо у них такое голубое и светлое, и, как только вечер, везде в окнах загораются разноцветные лампочки.

И никто из идущих рядом со мной не догадывался, что моя волшебная страна Дриандия находится тут же, в Москве.

(По М. Пришвину)

Задание

1. Передайте подробно или сжато содержание рассказа М. Пришвина.

2. Объясните смысл названия рассказа и напишите о своём впечатлении от прочитанного текста.