ИТОГОВЫЕ ДИКТАНТЫ - ДИКТАНТЫ

Диктанты и изложения по Русскому языку 9 класс Л. М. Кулаева - 2016 год

ИТОГОВЫЕ ДИКТАНТЫ - ДИКТАНТЫ

***

Бывало зайдет солнце, прольются в небесах огненные реки и — сгорят. Ниспадёт на бархатную землю сада золотисто-красный пепел, потом всё вокруг ощутимо темнеет, ширится, пухнет, облитое тёплым сумраком, опускаются сытые солнцем листья, гнутся травы к земле и всё становится мягче, пышнее. Ночь идёт, и с нею льётся в грудь нечто́ сильное, освежающее, как добрая ласка матери, тишина мягко гладит сердце тёплой мохнатой рукою, и стирается в памяти всё, что нужно забыть, — вся едкая, мелкая пыль дня.

Хорошо лежать вверх лицом, следя, как разгораются звёзды, бесконечно углубляя небо; эта глубина, уходя всё выше и открывая новые звёзды, легко поднимает тебя, не то сам ты чудесно разросся, развернулся и плавишься, сливаясь со всем, что вокруг. Становится темнее, тише, но всюду невидимо протянуты чуткие струны, и каждый звук — запоёт ли птица во сне, пробежит ли еж, или где-то Тихо вспыхнет человеческий голос — всё особенно, не по-дневному звучно, подчеркнутое любовно чуткой тишиной.

Бабушка не спит долго, лежит, закинув руки под голову, и в тихом возбуждении рассказывает что-нибудь, видимо, нисколько не заботясь о том, слушаю ли я её или нет. И всегда она умела выбрать сказку, которая делала ночь ещё значительней, ещё краше.

(По М. Горькому)

(187 слов)

Задание

Разберите по членам выделенное предложение.

Выполните фонетический разбор слова ёж.

***

Деревня, куда направлялись люди и которая, по словам паромщика, находилась, во-первых, в четырёх верстах, а во-вторых, была незначительна. Её составляли десяток изб, которые криво и косо лепились по обеим сторонам пустынной улицы. Низменное положение улицы на дне лощины должно было подвергать её весною совершенному потопу: она превращалась в одну стоячую лужу, в которой почти до исхода мая весело барахтались утки и ребятишки. Теперь не было следа воды или грязи, но зато из конца в конец лежал сплошной слой рыжеватой пыл И.

Благодаря ли пыли, заглушавшей шаги, или тому, наконец, что народонаселение, от людей до животных, находилось в поле, люди не были встречены лаем собак. В деревне, которую, как оказалось потом по расспросам, прозывали Пустой Кожух, царствовало мёртвое молчание; перелетали разве воробьи, чириканье за плетнями или делавшие вид, что купаются в пыли; иногда появлялся общипанный, бесхвостый петух самонадеянного вида.

(Д. Григорович)

(136 слов)

Задание

Выполните (по вариантам) синтаксический разбор 1-го и 2-го предложений.

***

Следовало бы описать канцелярские комнаты, которыми проходили наши герои, но автор питает сильную робость ко всем присутственным местам. Если и случалось ему проходить их даже в блистательном и облагороженном виде, с лакированными полами и столами, он старался пробежать как можно скорее, смиренно опустив и потупив глаза в землю, а потому совершенно не знает, как там всё благоденствует и процветает. Герои наши видели много бумаги, и черновой и белой, наклонившиеся головы, широкие затылки, фраки, сюртуки губернского покроя и даже просто какую-то светло-серую куртку, отделившуюся весьма резко, которая, своротив голову набок и положив её почти на самую бумагу, выписывала бойко и замашисто какой-нибудь протокол об описи имения, захваченного каким-нибудь мирным помещиком. Иногда голос более величавый, без сомнения одного из начальников, раздавался повелительно: “На, перепиши! а не то снимут сапоги и просидишь ты у меня шесть суток не евши”. Шум от перьев был большой и походил на то, как будто бы несколько телег с хворостом проезжали лес, заваленный на четверть аршина иссохшими листьями.

(По Н.В. Гоголю)

(160 слов)

Задание

Выполните синтаксический разбор последнего предложения. Произведите морфологический разбор выделенного слова. Укажите предложение, одна из частей которого является односоставным безличным предложением.

***

Мы уселись. “В Белогорскую крепость!” — сказал Пугачёв широкоплечему татарину, стоя правящему тройкою. Сердце моё сильно забилось. Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела...

“Спасибо, государь, спасибо, отец родной! — говорил Савельич усаживаясь. — Дай бог тебе сто лет здравствовать за то, что меня старика успокоил. Век за тебя буду бога молить, а о заячьем тулупе и упоминать уж не стану”.

Этот заячий тулуп мог наконец не на шутку рассердить Пугачёва. К счастью, самозванец или не расслышал, или пренебрёг неуместным намёком. Лошади поскакали; народ на улице останавливался и кланялся в пояс. Пугачёв кивал головою на обе стороны. Через минуту мы выехали из слободы и помчались по гладкой дороге.

Легко можно себе представить, что чувствовал я в эту минуту. Через несколько часов должен я был увидеться с той, которую почитал уже для меня потерянною. Я воображал себе минуту нашего соединения... Я думал также и о том человеке, в чьих руках находилась моя судьба, и который по странному стечению обстоятельств таинственно был со мною связан. Я вспоминал об опрометчивой жестокости, о кровожадных привычках того, кто вызывался быть и избавителем моей любезной! Пугачёв не знал, что она была дочь капитана Миронова; озлобленный Швабрин мог открыть ему всё; Пугачёв мог проведать истину и другим образом... Тогда что станется с Марьей Ивановной? Холод пробегал по моему телу, и волосы становились дыбом...

(По А.С. Пушкину)

(212 слов)

Задание

Найдите в тексте бессоюзное предложение и выполните его синтаксический разбор.

Выполните фонетический разбор выделенного слова.

Выпишите из текста деепричастие и выполните его морфологический разбор.

***

Признаемся не без некоторой робости: приступаем мы к критическому рассмотрению такой поэмы, как “Евгений Онегин”. И эта робость оправдывается многими причинами. “Онегин” есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такою полнотою, светло и ясно, как отразилась в “Онегине” личность Пушкина. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы. Оценить такое произведение — значит оценить самого поэта во всём объёме его творческой деятельности.

Историческое достоинство этой поэмы тем выше, что она была на Руси и первым блистательным опытом в этом роде. В ней Пушкин является не просто поэтом только, но и представителем впервые пробудившегося общественного самосознания: заслуга безмерная!

(По В.Г. Белинскому)

(118 слов)

Задание

Разберите выделенное предложение синтаксически.

Разберите выделенное слово морфологически.

Подчеркните предложение, в состав которого входит придаточное определительное.

***

В наши дни никто более не сомневается, что Пушкин — величайший из наших поэтов, что его влияние на русскую литературу было и остаётся огромным, что поэтому историко-литературное изучение Пушкина необходимо и плодотворно. Но в новейших работах о Пушкине, не только перечисленных выше, но всех вообще, появлявшихся за последние два десятилетия, сказывается одно определённое направление: исследователи, отказываясь временно от обобщающих выводов, заняты преимущественно мелочами, деталями, огромное, подавляющее место отдавая изучению рукописей Пушкина. В печати постепенно воспроизводятся все черновики Пушкина, причём исследователи стараются прочесть буквально каждое слово, написанное Пушкиным, хотя бы и зачёркнутое им.

Читатель-неспециалист естественно может задать вопрос: да нужны ли все эти мелочи? Пусть они полезны, даже необходимы редакторам и издателям сочинений Пушкина для установления правильного текста его произведений или немногим пушкинистам, изучающим поэтическую и стихотворную технику поэта. Пусть для этих специалистов существуют и специальные издания в ограниченном числе экземпляров, точно воспроизводящие рукопись Пушкина. Но стоит ли читателям более широкого круга, которых интересует поэзия, а не техника писательского дела и не вопрос “критики текста”, вникать в те издания, вся сущность которых состоит в перепечатке пушкинских черновиков?

Можно на эти вопросы отвечать общими словами, что Пушкин — великий поэт, что “каждая его строка драгоценна” и т.д. Но такой ответ вряд ли будет убедителен. Неужели тем же методом должно изучать всех вообще “великих” и даже просто значительных, выдающихся писателей, полностью воспроизводя в печати все их черновые рукописи, сравнивая все их сохранившиеся “варианты”, в том числе зачёркнутые, уничтоженные самим автором? (И подобные попытки уже делаются, притом иногда именно по отношению к писателю определённо “средней величины”.) Ведь для этого потребуются целые армии исследователей, а читатели окажутся перед целым океаном печатной бумаги, в котором потонут самые произведения писателей. Отброшенные редакцией варианты, разночтения и всё подобное заслонят самый текст.

По счастью, дело обстоит не так страшно. Во-первых, лишь у немногих поэтов найдётся такое количество черновых, как у Пушкина. Во-вторых, по нашему глубокому убеждению, не все черновые рукописи, вернее — рукописи не всех поэтов, заслуживают того, чтобы их изучать. Пушкин и среди великих поэтов составляет исключение.

(В.Я. Брюсов)

(328 слов)

Задание

Составьте схему выделенного предложения.

Подчеркните в тексте вставное предложение.

Найдите в тексте вводные слова и обозначьте их.

***

Есть два метода творческой работы писателя. Некоторые сначала долго обдумывают своё будущее произведение, пишут его, так сказать “в голове”, переделывая, поправляя мысленно, может быть, десятки раз каждое выражение; на бумаге они записывают только уже готовые строки, которые впоследствии, конечно, могут быть ещё раз изменены. Так писал, например, Лермонтов. Другие, и таких меньшинство, берутся за перо при первом проблеске поэтической мысли; они творят “на бумаге”, отмечая, записывая каждый поворот, каждый изгиб своей творческой мысли, весь процесс создания запечатлевается у таких писателей в рукописи; рукопись отражает не только техническую работу над стилем, но и всю психологию поэта в моменты творчества. Так писал Пушкин.

Понятно после этого, какой огромный интерес — и не только для специалистов-пушкиноведов — представляют рукописи Пушкина; по ним мы знакомимся с работой гениального ума: читая их, мы как бы становимся причастны к интимнейшим мыслям великого поэта. По рукописям Пушкина мы можем следить, как постепенно вырастали в нём те образы, которые поражают, пленяют нас в его произведениях, а попутно видим бесконечное богатство других образов и мыслей, которым не суждено было воплотиться в законченном поэтическом создании. Мы как бы присутствуем в лаборатории гения, который при нас совершает чудо превращения неясного контура в совершенную художественную картину, тёмного намёка — в глубокую, блистающую мысль.

Вот почему мы думаем, что и читатель-неспециалист, “рядовой” читатель, должен не пренебрегать новыми работами о Пушкине. Вдумчивое чтение этих книг покажет, что значение их — больше, чем, может быть, думали сами их составители.

(В.Я. Брюсов)

(231 слово)

Задание

Составьте схему выделенного предложения.

Укажите в тексте все вводные слова.

Разберите выделенное слово морфологически.

***

Я как безумный выскочил на крыльцо, прыгнул на своего Черкеса, которого водили по двору, и пустился во весь дух по дороге в Пятигорск. Я беспощадно погонял измученного коня, который, храпя и весь в пене, мчал меня по каменистой дороге.

Солнце уже спряталось в чёрной туче, отдыхавшей на гребне западных гор; в ущелье стало темно и сыро. Я скакал, задыхаясь от нетерпенья. Мысль не застать её в Пятигорске молотком ударяла мне в сердце! Одну минуту, ещё одну минуту видеть её, проститься, пожать её руку... Я молился, проклинал, плакал, смеялся... нет, ничто не выразит моего беспокойства, отчаяния!.. При возможности потерять её навеки Вера стала для меня дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья! Бог знает, какие странные, какие бешеные замыслы роились в голове моей... И между тем я всё скакал, погоняя беспощадно. И вот я стал замечать, что конь мой тяжелее дышит; он раза два уж спотыкнулся на ровном месте... Оставалось пять верст до Ессентуков, казачьей станицы, где я мог пересесть на другую лошадь. Всё было бы спасено, если б у моего коня достало сил ещё на десять минут!

(М.Ю. Лермонтов)

(179 слово)

Задание

Произведите синтаксический разбор выделенного предложения.

Разберите выделенное слово фонетически.

Подчеркните в тексте все деепричастия.

***

Эта статья является более или менее расширенным ответом на письма читателей, которые спрашивают о моей работе, о моём пути в литературе. Первая повесть “Юность командиров” писалась в те годы, когда я был увлечён жанром рассказа, твёрдо убеждённый, что только короткая, почти пейзажного рисунка лирическая новелла — моё призвание в литературе, моя судьба. Повесть или тем более роман, вещи объёмные, со множеством героев, с длительным и подробным изложением событий — оба прозаические эти жанра представлялись мне недосягаемыми, ибо рождали во мне полнейшую неуверенность в собственных силах и возможностях. Помню: подчас с неким даже трепетом брал я в руки солидные книги своих собратьев по перу, спрашивая себя, как хватило писателю терпения, воли, умения и, казалось, неиссякаемого воображения, чтобы начать и закончить ту или иную протяжённую во времени вещь, К слову говоря, и сейчас это ощущение не покидает меня до того кульминационного момента, когда уже написана половина каждой новой вещи и литературные герои прожили в рукописи половину своей жизни.

(Ю. Бондарев)

(154 слова)

Задание

Разберите выделенное предложение синтаксически, составьте его схему.

Обозначьте в тексте вводные слова.

Подчеркните в тексте все термины, являющиеся названиями литературных жанров.

***

Случай “Недоросля” особый. Комедию, изучают в школе так рано, что уже к выпускным экзаменам в голове не остаётся ничего, кроме знаменитой фразы: “Не хочу учиться, хочу жениться”. Даже само слово “недоросль” воспринимается не так, как задумано автором комедии. Во времена Фонвизина это было совершенно определённое понятие: так назывались дворяне, не получившие должного образования, которым поэтому запрещено было вступать в службу и жениться. Так что недорослю могло быть и двадцать с лишним лет. Правда, в фонвизинском случае Митрофану Простакову шестнадцать.

Терминологический “недоросль” навеки, благодаря Митрофанушке и его творцу, превратился в расхожее осудительное словечко школьных учителей, стон родителей, ругательство. Сделать с этим ничего нельзя, хотя и существует простой путь — прочесть пьесу.

(П. Вайль, А. Генис)

(109 слов)

Задание

Разберите выделенное предложение синтаксически.

Подчеркните предложение, одна из частей которого является односоставным предложением. Укажите вид односоставного предложения.

Произведите морфологический разбор выделенного слова.

(231 слово)

Задание

Одно из самых очаровательных воспоминаний детства — это наслаждение, которое я испытал, когда наша учительница первых классов читала нам вслух на уроке “Капитанскую дочку”. Это были счастливые минуты, их не так много, и потому мы бережно проносим их сквозь всю жизнь. Счастлив человек, которому повезло с первой учительницей. Мне повезло. Александра Ивановна, моя первая учительница, любовь и благодарность к ней я пронёс сквозь всю жизнь.

Уже зрелым человеком я прочёл записки Марины Цветаевой о Пушкине. Из них следует, что будущая мятежная поэтесса, читая “Капитанскую дочку”, с таинственным наслаждением всё время ждала появления Пугачёва. У меня было совсем другое. Я с величайшим наслаждением всё время ждал появления Савельича. Этот заячий тулупчик, эта доходящая до безрассудства любовь и преданность своему Петруше. Невероятная трогательность. Разве Савельич раб? Да он на самом деле хозяин положения! Петруша беззащитен против всеохватывающей деспотической любви и преданности ему Савельича. Он беспомощен против неё, потому что он хороший человек и понимает, что деспотичность именно от любви и преданности ему.

(Ф. Искандер)

(159 слов)

Задание

Разберите выделенное предложение, составьте его схему.

Произведите морфологический разбор выделенного слова.

***

Была самая середина глухой осенней ночи. В лесу было очень сыро и холодно. Из чёрных лесных болот, заваленных мелкими коричневыми листьями, поднимался густой туман.

Луна стояла над головой. Она светила очень сильно, однако её свет с трудом пробивал туман. Лунный свет стоял подле деревьев косыми, длинными тесинами, в которых, волшебно изменяясь, плыли космы болотных испарений. Лес был смешанный. То в полосе лунного света показывался непроницаемо чёрный силуэт громадной ели, похожий на многоэтажный терем; то вдруг в отдалении появлялась белая колоннада берёз; то на прогалине, на фоне белого, лунного неба, распавшегося на куски, как простокваша, тонко рисовались голые ветки осин, уныло окружённые радужным сиянием. И всюду, где только лес был пореже, лежали на земле белые холсты лунного света.

В общем, это было красиво той древней, дивной красотой, которая всегда так много говорит русскому сердцу и заставляет воображение рисовать сказочные картины: серого волка, несущего Ивана-царевича в маленькой шапочке набекрень и с пером Жар-птицы в платке за пазухой, огромные мшистые лапы лешего, избушку на курьих ножках — да мало ли ещё что!

Но меньше всего в этот глухой, мёртвый час думали о красоте полесской чащи три солдата, возвращавшиеся с разведки. Больше суток провели они в тылу у немцев, выполняя боевое задание. А задание это заключалось в том, чтобы найти и отметить на карте расположение неприятельских сооружений.

(В. Катаев)

(213 слов)

Задание

Разберите выделенное предложение синтаксически. Объясните постановку в нём знаков препинания.

Подчеркните предложение с причастным оборотом.

Произведите морфемный и словообразовательный разбор выделенного слова.

***

Зависит ли совесть человека от степени его цивилизованности? Вряд ли я встречал в деревнях старушек, имеющих самые дикие представления о реальном состоянии мира и при этом живущих по законам самой утончённой совести. И встречал людей высокообразованных, не стеснявших себя в выборе средств.

Можно ли воспитать совесть? Кроме редчайших уродов, совесть хоть и слабо выраженная, есть у каждого человека. Если человек со слабо выраженной совестью, попадает в коллектив, которым дорожит, он старается придерживаться общепринятых нравственных норм. Поначалу он стыдится не столько бессовестного поступка, сколько оглашения его. Но это уже воспитание, и, как во всяком воспитании, правильное поведение со временем становится привычкой.

А самое опасное для страны — это государственная бессовестность. На ложь государства народ отвечает тысячекратной ложью, полностью отказываясь от выполнения своих гражданских обязанностей. От этого у государства дела идут хуже, и оно, стараясь скрыть это, снова лжёт. Народ отвечает на новую ложь соответственно. И так до бесконечности, до анархии и бунта.

В последнее время я редко пишу стихи, но эта тема не уложилась в одну только прозу.

Говорить, конечно, можно много,

Многое понятно между строк.

Совесть есть, друзья, реальность Бога,

И реальность совести есть Бог.

(По Ф. Искандеру)

(187 слов)

Задание

Выпишите из текста одно сложносочинённое и одно сложноподчинённое предложение. Составьте их схемы.

Выполните морфологический разбор слова тысячекратной (ложью).

Выполните морфемный разбор слова государственная.

***

Один свободный человек скажет правдиво то, что он думает и чувствует среди тысяч людей, своими поступками и словами, утверждающими совершенно противоположное.

Казалось бы, что высказавший искренно свою мысль должен остаться одиноким, а между тем большей частью бывает так, что все или большинство уже давно думают и чувствуют то же самое, только не высказывают этого. И то, что было вчера новым мнением одного человека, делается нынче общим мнением большинства. А как скоро установилось это мнение, как тотчас незаметно, понемногу, но неудержимо начинают изменяться поступки людей.

Все мы плачемся на безумный, противоречащий всему нашему существу порядок жизни, а не только не пользуемся тем единственным находящимся в нашей власти могущественнейшим орудием: сознания истины и выражения её, но, напротив, под предлогом борьбы со злом уничтожаем это орудие и приносим его в жертву воображаемой борьбе с этим порядком.

Один не говорит той правды, которую он знает, потому что он чувствует себя обязанным перед людьми, с которыми он связан. Другой — потому, что правда могла бы лишить его того выгодного положения, посредством которого он поддерживает семью; третий — потому, что он хочет достигнуть славы и власти и потом уже употребить их на служение людям; четвёртый — потому, что он не хочет нарушать старинные священные предания; пятый — потому, что он не хочет оскорблять людей; шестой — потому, что высказывание правды вызовет преследование и нарушит ту добрую общественную деятельность, которой отдаётся или намерен отдаться...

(По Л.Н. Толстому)

(219 слов)

Задание

Составьте схему первого предложения.

Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

***

Дача наша состояла из деревянного барского дома с колоннами и двух низеньких флигельков; во флигеле налево помещалась крохотная фабрика дешёвых обоев... Я не раз хаживал туда смотреть, как десяток худых и взъерошенных мальчишек в засаленных халатах и с испитыми лицами то и дело вскакивали на деревянные рычаги, нажимавшие четырёхугольные обрубки пресса, и таким образом тяжестью своих тщедушных тел вытаскивали пёстрые узоры обоев. Флигелёк направо стоял пустой и отдавался внаймы.

В один день — недели три спустя после девятого мая — ставни в окнах этого флигелька открылись, показались в них женские лица — какое-то семейство в нём поселилось. Помнится, в тот же день за обедом матушка осведомилась у дворецкого о том, кто были наши новые соседи, и, услыхав фамилию княгини Засекиной, сперва промолвила не без некоторого уважения: “А! Княгиня... — а потом прибавила: — Должно быть, бедная какая-нибудь”.

У меня была привычка бродить каждый вечер с ружьём по нашему саду и караулить ворон. К этим осторожным, хищным и лукавым птицам я издавна чувствовал ненависть. В день, о котором зашла речь, я также отправился в сад — и, напрасно исходив все аллеи (вороны меня признали и только издали отрывисто каркали), случайно приблизился к низкому забору, отделявшему собственно наши владения от узенькой полосы сада, простиравшейся за флигельком направо и принадлежавшей к нему. Я шёл потупя голову. Вдруг мне послышались голоса, я взглянул через забор — и окаменел: мне представилось странное зрелище.

(По И. Тургеневу)

(221 слово)

Задание

Последнее предложение разберите синтаксически.

Выполните фонетический разбор слова ружьё.

***

Снег ещё глубок, но так зернист, что даже заяц проваливается до земли и своим брюхом чешет снег наверху.

После дороги птицы перелетают кормиться на поля, на те места, где стало черно.

Все берёзы на дожде как бы радостно плачут, сверкая, летят вниз капли, гаснут на снегу, отчего мало-помалу снег становится зернистым.

Последние хрустящие остатки льда на дороге. И то ледяное ложе, по которому бежал поток, тоже размыло, и оно размякло под водой. На этом жёлтом ложе заяц, перебегая на ту сторону ночью, оставил следы.

Вытаяла возле бора тропинка сухая, и рядом с ней шумит ручей. Так вдоль опушки по солнцепеку и бегут, уходя вдаль, ручей и тропинка.

(М. Пришвин)

(107 слов)

Задание

Озаглавьте текст.

Выполните синтаксический разбор первого предложения. Продолжите повествование несколькими предложениями.

***

С незапамятных времен Москва складывалась как центр торговли и ремесленного производства, пересечения многочисленных торговых и дипломатических путей с юга на север, с запада на восток. Такой же сложной и многообразной формировалась её культура. На первый взгляд, открытая всем ветрам и влияниям, на деле обладавшая удивительной способностью переплавлять эти влияния в едином котле русских интересов, представлений, нравственных устремлений. Иноземцы не раз отзывались, что в Москве им было легко дышать. Но ни один из них не ушёл от сильнейшего влияния русской действительности и культуры. Например, приезжает знаменитый итальянец Аристотель Фиораванти строить главный собор русских земель — Успенский в Московском Кремле и тратит несколько лет, чтобы познакомиться с русским церковным зодчеством, едет на Белое море. Он не предлагает итальянского проекта храма, но создаёт чисто русский образ, как бы пропущенный через сито представлений итальянского Возрождения и технических достижений.

Для историков польской музыки до сих пор представляет загадку, почему уезжавшие в Московское государство их привыкшие играть в костелах органисты возвращались на протяжении всего 17 столетия светскими музыкантами, начинавшими совсем по-новому чувствовать и интерпретировать органную музыку.

Всё, что создавала русская культура, было неизменно связано с Москвой, так или иначе проходило через её культурную жизнь. Столица создавала и поддерживала культурную среду, благодаря которой таким сильным оказывалось её влияние на всю страну. Вдохновение Москвы, к которому так стремились деятели искусства, заключалось именно в живой, развивающейся и во многом незнакомой нам, потомкам, среде.

(По И. Молевой)

(223 слова)

Задание

Надпишите над каждым придаточным предложением его вид.

Над каждым словом последнего предложения надпишите часть речи.

***

Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому как драгоценные камни излучают таинственный блеск.

Хотя любой физик объяснит это явление законами физики, но всё же блеск камней вызывает ощущение таинственности. Трудно примириться с мыслью, что внутри камня, откуда льются сияющие лучи, нет собственного источника света.

Сравнительно легко объяснить происхождение “поэтического излучения” многих наших слов. Очевидно, слово кажется нам поэтическим в том случае, когда оно передаёт понятие, наполненное для нас поэтическим содержанием.

Но действие самого слова на наше воображение объяснить гораздо труднее, и большинство таких поэтических слов связано с нашей природой.

Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает “до косточки” свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.

Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.

Чтобы убедиться в этом, чтобы изучить ёмкий и меткий наш словарь, у нас есть, помимо книг таких знатоков природы и народного языка, как Кайгородов, Пришвин, Горький, Алексей Толстой, Аксаков, Лесков, Бунин и многие другие писатели. Главный и неиссякаемый источник языка — сам народ: крестьяне, паромщики, пастухи, пасечники, охотники, рыбаки, старые рабочие, лесные объездчики, бакенщики, кустари, сельские живописцы, ремесленники и все те бывалые люди, у которых что ни слово, то золото.

(К. Паустовский)

(205 слов)

Задание

Выпишите из текста сложносочинённое предложение и выполните его синтаксический разбор.

Выполните морфемный разбор слов ремесленники, сравнительно.

***

Дружеский шепот реки оказал мне настоящую услугу. Когда, часа три назад, я укладывался на берегу, в ожидании парохода, вода была далеко, за старой лодкой, которая лежала на берегу кверху днищем: теперь её уже подняло и покачивало приливом. Вся река торопилась куда-то, пенилась по всей своей ширине и приплескивала почти к самым моим ногам. Ещё полчаса, — будь мой сон ещё несколько крепче, — и я очутился бы в воде, как и эта опрокинутая лодка. Река, очевидно, взыграла. Несколько дней назад шли сильные дожди: теперь из лесных дебрей выкатился паводок, и вот река вздулась, заливая свои весёлые зелёные берега. Резвые струи бежали, толкались, кружились, свертывались воронками, развивались опять и опять бежали дальше, отчего по всей реке вперегонку неслись клочья желтовато-белой пены. По берегам зелёный лопух, схваченный водою, тянулся из неё, тревожно размахивая не потонувшими ещё верхушками, между тем как в нескольких шагах, на большой глубине, и лопух, и мать-и-мачеха, и вся зелёная братия стояли уже безропотно и тихо... Молодой ивняк, с зелёными нависшими ветвями, вздрагивал от ударов волны.

(В. Короленко)

(165 слов)

Задание

Какие пунктограммы встретились в тексте?

Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

***

Прежде, давно, в лета моей юности, в лета невозвратно мелькнувшего моего детства, мне было весело подъезжать в первый раз к незнакомому месту: всё равно, была ли то деревушка, бедный уездный городишко, село ли, слободка, — любопытного много открывал в нём детский любопытный взгляд. Всякое строение, всё, что носило на себе отпечаток какой-нибудь заметной особенности, — всё останавливало меня и поражало. Каменный ли казённый дом, известной архитектуры с половиною фальшивых окон, что один-одинёшенек торчал среди бревенчатой тёсаной кучи одноэтажных мещанских обывательских домиков, круглый ли правильный купол, весь обитый листовым белым железом, вознесённый над выбеленною, как снег, новою церковью, рынок ли, франт ли уездный, попавшийся среди города, — ничто не ускользало от свежего тонкого вниманья, и, высунувши нос из походной телеги своей, я глядел и на покрой какого-нибудь сюртука, который дотоле не видал, и на шедшего в стороне пехотного офицера, которого бог знает из какой губернии занесло на уездную скуку, и на купца, что мелькнул на беговых дрожках, и уносился мысленно за ними в бедную жизнь их. Уездный чиновник пройди мимо — я уже задумывался: куда он идёт, на вечер ли к какому-нибудь своему брату, или прямо домой, чтобы, посидевши с полчаса на крыльце, пока ещё не совсем сгустились сумерки, сесть за ранний ужин со всей семьёй, и о чём будет ведён разговор у них в то время, когда дворовая девка в монистах или мальчик в толстой куртке принесёт после супа сальную свечу в долговечном домашнем подсвечнике.

Жаль, что теперь равнодушно подъезжаю ко всякой незнакомой деревне и равнодушно гляжу на её пошлую наружность; что моему охлаждённому взору неприютно, что мне не смешно, и то, что пробудило бы в прежние годы живое движенье в лице, смех и немолчные речи, то скользит мимо, и безучастное молчание хранят мои недвижные уста. О моя юность! О моя свежесть!

(По Н. Гоголю)

(288 слов)

Задание

Выполните синтаксический разбор любого сложного предложения из текста.

***

В Михайловском повторилась история феникса, только дивная птица сама воссоздавала себя из пепла, а сожжённую усадьбу возрождали великой любовью, самоотвержением, беззаветным трудом кучка энтузиастов, возглавляемая инвалидом Отечественной войны Гейченко, и конечно же, им помогали окрестные люди, эти пушкинисты милостью Божией. Возводились постройки по старым планам и рисункам, залечивались глубокие раны парковых елей, берёз, дубов, лип и сосен, разбивались сады, отыскивались — в неметчине тож — мебель и утварь, если и не из самого пушкинского дома, то из того же дворянско-усадебного обихода первой четверти прошлого века, собирались по окресту колокола, чтобы вновь распахнуть грудь Святогорского монастыря, и над Вороничем, и над Маленцем и Соротью, над Савкиной горкой, над Михайловским и Тригорским полетели древние звоны, бывшие на слуху ещё Стефана Батория.

Гейченко поставил себе целью вернуть заповеднику и всю живность пушкинских дней: он подкармливает семечками, зёрнами, мясцом соек, синиц, поползней, чечёток, снегирей, оберегает ласточкины гнёзда; в развилке старой липы у входа в усадьбу пристроил тележное колесо, на котором каждый год свивает гнездо красноклювый аист; многочисленные скворечники старинной архитектуры, разбросанные по всему Михайловскому, служат приютом в летнюю пору скворцам, в зимнюю — белкам. А ещё обитают в Михайловском цапли на верхушках старых сосен возле озера Маленец, мудрый ворон, делающий вид, будто помнит первых Г аннибалов, и вороны, занимающиеся подлёдным ловом на озере Кутан. Это не шутка: Гейченко не раз наблюдал, как они вытягивали клювами из лунок живцов, когда рыболовы, закинув удочки, уходят на ночёвку.

(Ю. Нагибин)

(227 слов)

Задание

Подчеркните сложные предложения.

Выделите окончания прилагательных и объясните их написание.

Выпишите из текста все имена собственные.

***

В царствование великого князя Владимира, неподалеку от Киева, на берегу быстрого Днепра, в уединённой хижине жили три молодые девушки, сиротки, очень дружные между собою; одна называлась Пересветою, другая — Мирославою, а третья — Людмилою.

Пересвета и Мирослава были прекрасны, как майский день; соседи называли их алыми розами, отчего они сделались несколько самолюбивы.

Людмила была не красавица, никто её не хвалил, и подруги её, которых она любила всем сердцем, твердили ей каждый божий день:

— Людмила, бедная Людмила, ты никогда не выйдешь замуж. Кто тебя полюбит, ты не красавица и не богата.

Добрая Людмила верила им в простоте сердца и не печалилась: “Они говорят правду: я никогда не выйду замуж. Что ж нужды? Я буду любить Пересвету и Мирославу более всего на свете, буду ими любима: какого счастия желать мне более?” Так думала простосердечная Людмила.

В один день все три подруги гуляли по берегу ручья, осенённого соснами и берёзами. Пересвета и Мирослава рвали цветы для украшения головы своей; Людмила также рвала их — для Пересветы и Мирославы: она воображала, что ей неприлично думать об украшении.

Вдруг видят они на берегу ручья старушку, которая спала глубоким сном; солнечные лучи падали прямо на её голову, седую и почти лишенную волос. Пересвета и Мирослава начали над ней смеяться.

— Ах, сестрицы, — сказала тихая Людмила, — вам не пристало смеяться над этой старушкою. Что она вам сделала? Она стара: её ли это вина? И вы состаритесь в свою очередь: для чего же смеяться над тем недостатком, который непременно будете иметь сами. Смеяться над старыми — значит прежде времени смеяться над собою. Будьте рассудительны, скажу лучше — будьте жалостливы. Посмотрите, как солнце палит голову этой бедной женщины. Наломаем берёзовых веток, сплетём вокруг неё маленький шалаш, чтоб сон её мог быть спокоен и безопасен. Проснувшись, она благословит нас, будет за нас молиться, а небо всегда исполняет молитвы стариков и нищих, так говорила мне покойная матушка.

(В. Жуковский)

(300 слов)

Задание

Какие пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста?

***

Сырой ветер гнал сильный туман с моря; шумел поредевший ельник на Васильевских болотах; гнулись высокие сосны, кое-где ещё торчавшие по городу; сдувало солому с крыш и плетей, завывало в холодных печных трубах, хлопало дверями.

Вздувшаяся река била в бревенчатые набережные; качались, трещали крутобокие барки; снег и косой дождь наплюхивал целые озёра на площадях и улицах, где для проезда брошены были поперёк брёвна, доски, чурбаны.

Многие тысячи народа, со всех концов России — все языки — трудились день и ночь над постройкой города. Наводнения смывали работу, опустошал её пожар; голод и язва косили народ, и снова тянулись по топким дорогам, по лесным тропам партии каменщиков, дроворубов, бочкарей, кожемяк.

Строился царский город на краю земли...

(По А.Н. Толстому)

(111 слов)

Задание

Объясните знаки препинания в первом предложении.

Как вы понимаете выделенное выражение?

Выпишите сложное слово и выполните его морфемный разбор.

***

Бал только что начался, когда Кити с матерью входила на большую, уставленную цветами, залитую светом лестницу. Из зала донёсся стоявший в них равномерный, как в улье, шорох движенья, и, пока они оправляли перед зеркалом причёски и платья, из залы послышались осторожно-отчётливые звуки скрипок оркестра, начавшего первый вальс.

Несмотря на то, что туалет, причёска и все приготовления к балу стоили Кити больших трудов и соображений, она теперь в своём сложном тюлевом платье, которое было на розовом чехле, вступала на бал так свободно и просто, как будто это не стоило ей и её домашним ни минуты внимания, как будто она родилась в этом тюле, кружевах, с этою высокою прической, с розой и двумя листками наверху её.

Не успела она войти в залу и дойти до тюлево-ленто-кружевно-цветной толпы дам, ожидавших приглашения танцевать (Кити никогда не стаивала в этой толпе), как уж её пригласили на вальс, и пригласил лучший кавалер, главный кавалер по бальной иерархии, знаменитый дирижер балов, церемониймейстер, женатый, красивый и статный мужчина Егорушка Корсунский.

Она положила, согнувши, левую руку на его плечо, и маленькие ножки в розовых башмаках на высоких выгнутых каблуках, которые не жали, а веселили ножку, быстро, легко и мерно задвигались в такт музыки по скользкому паркету.

(По Л.Н. Толстому)

(197 слов)

Задание

Объясните постановку знаков препинания в выделенном предложении.

***

Утром Константин Левин выехал из Москвы, чтобы к вечеру приехать домой. Дорогой, в вагоне, он разговаривал с соседями о политике, о новых железных дорогах, и, так же, как в Москве, его одолевало недовольство собой; но когда он вышел на своей станции, когда узнал кучера Игната с поднятым воротником кафтана, когда увидал в неярком свете, падающем из окон станции, свои ковровые сани, своих лошадей с подвязанными хвостами, когда кучер Игнат, ещё в то время как укладывались, рассказал ему деревенские новости, — он почувствовал, что понемногу недовольство́ собой проходит. Он чувствовал себя собой и другим быть не хотел. С этого дня он решил, что не будет больше надеяться на необыкновенное счастье, а потому вследствие этого не будет так пренебрегать настоящим. Потом, вспоминая брата Николая, он решил сам с собою, что никогда уже он не позволит себе забыть его, что будет следить за ним и не выпустит его из виду, чтобы быть готовым на помощь, когда ему придётся плохо. Что это будет скоро, он это чувствовал. С бодрым чувством надежды на новую, лучшую жизнь он в девятом часу ночи подъехал к своему дому.

Кабинет медленно осветился принесенною свечой. Выступили знакомые подробности: оленьи рога, полки с книгами, зеркало печи с отдушником, который давно надо было почистить, отцовский диван, большой стол, на столе открытая книга, сломанная пепельница, тетрадь с его почерком. Когда он увидел всё это, на него нашло на минуту сомнение в возможности устроить ту новую жизнь, о которой он мечтал дорогой. Все эти следы его жизни как будто охватили его и говорили: “Нет, ты не уйдешь от нас и не будешь другим, а будешь такой же, каков был: с сомнениями, вечным недовольством собой, напрасными попытками исправления и падениями и вечным ожиданием счастья, которое не далось и невозможно тебе”.

(По Л.Н. Толстому)

(284 слова)

Задание

Выпишите из текста предложение с несколькими придаточными, составьте его схему.

Выпишите из текста сложноподчинённое предложение с придаточным цели и выполните его синтаксический разбор.

***

Дом был большой, старинный, и Левин, хотя жил один, но топил и занимал весь дом. Он знал, что это было глупо, знал, что это нехорошо и противно его теперешним новым планам, но дом этот был целый мир для Левина. Это был мир, в котором жили и умерли его отец и мать. Они жили тою жизнью, которая для Левина казалась идеалом всякого совершенства и которую он мечтал возобновить с своею женой, с своею семьей.

Левин едва помнил свою мать, понятие о которой было для него священным воспоминанием, и будущая жена его должна была быть в его воображении повторением того прелестного, святого идеала женщины, каким была его мать.

Когда он вошёл в маленькую гостиную, где всегда пил чай, и уселся в своём кресле с книгою, а Агафья Михайловна принесла ему чаю и со своим обычным: “А я сяду, батюшка”, села на стул у окна, он почувствовал, что, как ни странно это было, он не расстался со своими мечтами и что он жить без них не может. Он читал книгу, думал о том, что читал, останавливаясь, чтобы слушать Агафью Михайловну, которая без устали болтала; и вместе с тем разные картины хозяйства и будущей семейной жизни без связи представлялись его воображению. Он чувствовал, что в глубине его души что-то устанавливалось, умерялось и укладывалось.

(По Л.Н. Толстому)

(209 слов)

Задание

Выпишите предложение, в котором есть придаточное уступки, выполните его синтаксический разбор.

***

Весна долго не открывалась. Последние недели стояла ясная морозная погода. Днем таяло на солнце, а ночью доходило до семи градусов; наст был такой, что на возах возили без дороги. Потом вдруг понесло тёплым ветром, надвинулись тучи, и три дня и три ночи лил бурный и тёплый дождь. В четверг ветер затих, и надвинулся густой серый туман, как будто скрывая тайны совершившихся в природе перемен. В тумане полились воды, затрещали и сдвинулись льдины, быстрее двинулись мутные, вспенившиеся потоки, и наконец разорвался туман, тучи разбежались барашками, прояснело, и открылась настоящая весна.

Зазеленела старая и вылезающая иглами молодая трава, надулись почки калины, смородины и липкой спиртовой берёзы. Залились невидимые жаворонки над бархатом зелени и обледеневшим жнивьём, заплакали чибисы над налившимися бурою неубравшеюся водой низами и болотами, и высоко пролетели с весенним гоготаньем журавли и гуси. Заревела на выгонах скотина, побежали быстроногие ребята по просыхающим, с отпечатками босых ног тропинкам, застучали по дворам топоры мужиков, налаживающих сохи и бороны. Пришла настоящая весна.

(По Л.Н. Толстому)

(157 слов)

Задание

Выполните:

а) синтаксический разбор выделенного предложения;

б) морфологический разбор выделенного слова.

***

В десять часов вечера должны были выступить войска. В половине девятого я сел на лошадь и поехал к генералу; но, предполагая, что он и адъютант заняты, я остановился на улице, привязал лошадь к забору и сел на завалинку, с тем, чтобы, как только выедет генерал, догнать его.

Солнечный жар и блеск уже сменились прохладой ночи и неярким светом молодого месяца, который, образовывая около себя бледный светящийся полукруг на тёмной синеве звёздного неба, начинал опускаться; в окнах домов и щелях ставень землянок засветились огни. Стройные руины садов, что виднелись на горизонте из-за выбеленных, освещаемых луною землянок с камышовыми крышами, казались ещё выше и чернее.

Я не скажу, о чём я задумался, потому, что мне совестно признаться в мрачных мыслях, которые неотвязчивой чередой набегали мне в душу, тогда как кругом себя я замечал только весёлость и радость, но я задумался так, что даже не заметил, как колокол пробил одиннадцать, и генерал со свитою проехал мимо меня.

Торопливо сев на лошадь, я пустился догонять отряд.

Мы ехали уже более двух часов, когда меня стала пробирать дрожь и начало клонить ко сну. Во мраке смутно представлялись те же неясные предметы: в некотором отдалении обозначилась чёрная стена, такие же движущиеся пятна; подле самого меня круп белой лошади, которая, помахивая хвостом, широко раздвигала задними ногами; спина в белой черкеске, на которой покачивалась винтовка в чёрном чехле и виднелась белая головка пистолета в цветной кобуре; огонёк папиросы освещал русые усы, бобровый воротник и руку в замшевой перчатке.

(По Л.Н. Толстому)

(240 слов)

Задание

Выпишите предложение с придаточным определительным, выполните его синтаксический разбор.

***

Белые дома с колоннами в тенистой чаще деревьев; сонные, пахнущие тиной пруды с белыми силуэтами лебедей, бороздящих летнюю воду; старые нянюшки, снимающие пенки с варенья; жирные моськи, ворчащие от сахара и злости; Митька-казачок, таскающий длинные чубуки для раскуривания гостям; петухи, кричащие на задворках; мычащие коровы; блеющие овцы; бранящиеся хозяева- помещики; бабушки в чепцах, никому не нужные, штопающие чулки; старые лакеи; босоногие девчонки, сенные девушки; крепостные актрисы, живописцы, музыканты, борзые псы, карлики, крепостные астрономы. Внутри, в комнатах, — чинные комфортабельные стулья и кресла, приветливые круглые столы, развалистые бесконечные диваны, хрипящие часы с ржавым басистым боем, и люстры, и подсвечники, и сонетки, и ширмы, и экраны, и трубки, трубки до бесконечности. Вот она крепостная Россия прошлого, от которой остались только домашняя скотинка, старые нянюшки, хозяйская воркотня и быль и небылица о крепостной жизни, о роскоши, о красоте быта, о чудачестве дедушек и бабушек. Вот страна “Евгения Онегина”, потом “Мёртвых душ”, потом “Оскудения” Сергея Атавы. Вот помещичья Россия от Петра Великого и до Царя-Освободителя, полтора века особой жизни, культуры, которая была занесена из чуждой страны и которая сделалась родной и опять чуждой.

(Н. Врангель)

(177 слов)

Задание

Какие пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста.

***

Когда я проснулся, комната была залита солнцем. Часы показывали девять. Я поспешил привести себя в надлежащий вид и вышел в коридор, из которого вскоре попал в гостиную, где меня встретила безмолвная, строгая мебель, на которую были надеты чехлы. Порядок и особенная чистота и блеск крашеного пола указывали, что этой комнатой пользовались чрезвычайно редко. Рядом находилась столовая, в коей от вчерашнего пиршества не осталось и следа: слуга ставил на чистую скатерть всякую всячину, что была необходима для чая. Через другой коридор слуга провёл меня в кабинет, который оказался невелик: ближе к окнам, отступая от стены, стоял письменный стол; за ним выгибало чёрную спинку полукруглое кресло. Одну стену закрывали полки с книгами; против них пестрел широкий турецкий диван; на всех свободных местах стен висело оружие.

Письменный стол был в необычайном порядке, и это настолько не вязалось со сложившимся у меня представлением о его хозяине, что я невольно обозрел стол внимательнее: вещи часто красноречивее слов говорят о своих владельцах... Роскошная хрустальная чернильница на серебряном постаменте была наполнена давно пересохшею кашей из мух и чернил. В перламутровой ручке торчало ржавое перо с одним зубцом... Всё свидетельствовало, что письменный стол — только общепринятое украшение комнаты и что рука хозяина не прикасалась к нему. Зато явно и часто прикасалась она к книгам, настолько они были растрепаны, взлохмачены, словно побывали в клетке у медведя, запиханы на полки кое-как и торчали там, будто зубья у стоймя поставленной бороны.

Я осторожно высвободил несколько книг — переплёт одной из них и значительная часть страниц были сплошь усеяны мелкими, странными дырочками; посередине другой зияла одна большая сквозная дыра... Хозяин варвар их расстреливал, тренировался в меткости.

(По С. Минцлову)

(261 слово)

Задание

Выпишите сложное предложение с бессоюзной связью, разберите его по членам.

Над каждым словом первого предложения укажите часть речи.

***

Федин Валдай — громадный пес. Лает Валдай совсем редко, лишь в самых крайних случаях. Как это ни удивительно, Федя, хотя и любит животных, весьма редко кормит собаку, поэтому Валдай почти всегда голоден. Но обстоятельство это ничуть не мешает величайшей собачьей преданности своему хозяину, а также их обоюдной любви. Отношения такие сложились между ними давно, прочно, а потому и не мне было их менять. Но уж так получилось, что однажды я стал виновником ссоры, которая возникла между Валдаем и Федей.

Я часто наблюдал за Валдаем из окна. Вот он встал, сладко потянулся, подошёл к дому напротив, где у крыльца висел умывальник. Валдай ткнул носом в шишечку умывальника. Полилось. Валдаю обрызгало нос, он фыркнул и сконфуженно отошёл. Мне стало смешно, и в благодарность за это я выкинул в окно полпряника. Пёс съел и поглядел на меня, дожидаясь чего-нибудь ещё. Так я приучил его сидеть под окном и ждать угощения.

Однажды Федя зашёл ко мне, как обычно, побеседовать, и пёс с ним. Я дал ему кружок колбасы, и он сглотнул её одним махом, вильнул хвостом, прося ещё. Федя закричал на него, гоня из помещения, а пёс вдруг сверкнул белками глаз и зарычал, да с такой злостью, что Федя даже опешил, так как пёс, может быть впервые, не послушался хозяина, и жестокий пинок отбросил его к двери.

Валдай с неделю сердился на Федю, даже не хотел ночевать в доме, но потом они помирились.

(По В. Белову)

(228 слов)

Задание

Укажите вид придаточных предложений.

Выпишите из текста причастия, укажите их вид.

***

Солнце щедро позолотило вершины сосен и елей, облака, будто под прессом, сплющиваются на горизонте, из кучевых превращаются в перистые и поднимаются выше. Птицы, среди которых мухоловки, пеночки, трясогузки, перед самым носом перелетают просеку. На полянках, что густо усыпаны желтыми иголками, стреляют в глаза мохнатые подснежники. Я их никогда не срываю, — бывает, подойду, нагнусь, поглажу пальцами, понюхаю и пойду дальше. Цветок родился, чтобы жить на земле, питаться её соками, тянуться к солнцу, дать семена, а если его оборвешь, то погубишь. Раньше я как-то не обращал внимания на то, что взрослые и дети охапками срывают полевые цветы, даже умилялся, вот, дескать, какие они, любят природу, тянутся к прекрасному! А теперь у меня портится настроение, когда вижу людей с букетами полевых цветов в руках. Сколько красоты загублено! Потому что уже никогда эти цветы не дадут семена.

(По В. Козлову)

(133 слова)

Задание

Выпишите из текста предложение с придаточным определительным, разберите его по членам, составьте схему.

Выпишите из текста все наречия.

***

Счастлив писатель, который мимо характеров скучных, противных, поражающих печальною своею действительностью, приближается к характерам, являющим высокое достоинство человека, который из великого омута ежедневно вращающихся образов избрал одни немногие исключения, который не изменял ни разу возвышенного строя своей лиры, который не спускался с вершины своей к бедным, ничтожным своим собратьям, и который, не касаясь земли, весь повергался в свои далеко отодвинутые от неё и́ возвеличенные образы. Вдвойне завиден прекрасный удел: он среди их, как в родной семье; а между тем далеко и громко разносится его слава; он чудно польстил людям, скрыв печальное в жизни, показав им прекрасного человека. Великим всемирным поэтом именуют его, который парит высоко над всеми другими гениями, как парит орёл над другими высоко летающими. Нет равного ему в силе — он бог!

Но не таков удел, и другая судьба писателя, который дерзнул вызвать наружу всё, что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи, — всю страшную, потрясающую тину мелочей, которые опутали нашу жизнь, всю глубину холодных, повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога, и который крепкою силою неумолимого резца дерзнул выставить их выпукло и ярко на всенародные очи! Ему не собрать народных рукоплесканий, ему не зреть признательных слёз и единодушного восторга взволнованных им душ.

(По Н. Гоголю)

(200 слов)

Задание

Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

Какой частью речи является слово завиден из этого предложения?

***

Очень сомнительно, чтобы избранный нами герой понравился читателям. Дамам он не понравится, это можно сказать утвердительно, ибо дамы требуют, чтоб герой был решительное совершенство, и если какое-нибудь душевное или телесное пятнышко, тогда беда! Как глубоко ни загляни автор ему в душу, хоть отрази чище зеркала его образ, ему не дадут никакой цены. Самая полнота и средние года Чичикова много повредят ему: полноты ни в каком случае не простят герою, и весьма многие дамы, отворотившись, скажут: “Фи, такой гадкий”! Увы! Всё это известно автору, и при всём том он не может взять в герои добродетельного человека, но... может быть, в сей же самой повести найдутся иные, ещё доселе не тронутые струны, предстанет несметное богатство русского духа, пройдёт муж, одарённый божескими доблестями, или чудная русская девица, какой не сыскать нигде в мире, со всей дивной красотой женской души, вся из великодушного стремления и самоотверженности.

(По Н. Гоголю)

(141 слово)

Задание

Составьте схему выделенного предложения.

Выполните морфологический разбор выделенного слова.

***

В отлогих, почти горизонтальных лучах утреннего солнца загораются капли росы. Если сказать, что в каждой капле горит солнце, значит ничего не сказать о сверкании утра. Можно тщательно описать, что одни капли мерцают глубокой зеленью, другие — кровавого цвета, третьи — матово светятся изнутри, четвёртые — молочно-голубые, пятые — белые, как молоко, но просвеченные огненной искоркой. Можно написать, что разноцветное горение сочетается с синевой, желтизной, розовостью, лиловостью и белизной луговых цветов и что луговые цветы, просвеченные солнцем, бросают свои тени, синеву, желтизну на капельки хрустальной влаги и преображают их то в синие, то в жёлтые. Можно поведать, как в сложенных в сборчатую горстку, слегка мохнатых, шершавых листиках травы накапливается роса и покоится в них, прозрачная и холодная, огромными упругими каплями так, что можно выпить и ощутить её вкус, вкус земной живительной свежести. Можно вспомнить, какой яркий тёмный след остается, если пройти по седому от росы лугу, и как красив, осыпанный росой, в лучах восходящего солнца хвощ, и многое, многое другое. Но невозможно передать на словах того состояния души и тела, которое охватывает человека, когда он ранним утром идёт по росистому цветущему лугу. Возможно, он даже не обращает внимания на такие подробности, как синяя или розовая роса, или на то, как в крохотной росинке чётко виднеются ещё более крохотные, отражённые ромашки, выросшие по соседству, но общее состояние в природе, общее настроение тотчас сообщается человеку, и вот передать его невозможно.

(По В. Солоухину)

(224 слова)

Задание

Над каждым придаточным предложением надпишите его вид.

***

Щербатова сидела в коляске, закрыв глаза, закутав голову, и чтобы её не тревожили, сослалась на нездоровье.

После разлуки с Лермонтовым она не могла смотреть ни на степь, ни на людей, ни на попутные сёла и города. Они вырывали у неё воспоминание о нём, тогда как всё её сердце принадлежало только ему, и она хотела, чтобы всё, что не было связано с ним, не существовало на свете.

Говорят, что любовь умирает в разлуке. Какая ложь! Только в разлуке бережёшь, как драгоценность, каждую малость, если к ней прикасался любимый.

Вот и сейчас к подножке коляски прилип листок тополя, на который наступил Лермонтов, когда, прощаясь с Щербаковой, вскочил на подножку.

Щербакова смотрела на этот трепещущий от ветра жалкий лист и боялась, что его оторвёт и унесёт в поле. Лист оторвался и улетел только на третий день, когда из-за днепровских круч ударил в лицо грозовой ветер и молнии, обгоняя друг друга, начали бить в почерневшую воду.

Г роза волокла над землёй грохочущий дым и ликовала, захлёстывая поля потоками серой воды.

Испуганные кони, которых кучер развернул к ближайшей деревне, скакали прижав уши, храпя, косясь на раскаты грома, обгонявшие коляску то справа, то слева.

“Зачем я не бросила всё, — подумала с тоской Щербатова, — и не поехала с ним на Кавказ?”.

Ничего не нужно сейчас — ни покоя, ни прочности в жизни. Только бы увидеть его, взять за руки, и знать, что он здесь, рядом, и что никакая сила в мире не сможет теперь оторвать их друг от друга.

(По К. Паустовскому)

(240 слов)

Задание

Объясните знаки препинания в последнем предложении.

Укажите вид придаточного в выделенном предложении.

***

В прекрасный летний день, когда солнечные лучи давно уже поглотили ночную свежесть, подъезжали мы с отцом к так называемому “Потаённому колку”, состоящему по большей части из молодых и уже довольно толстых, как сосна прямых лип, колку, давно заповеданному и сберегаемому с особенной строгостью. Лишь только поднялись мы к лесу из оврага, стал долетать до моего, слуха глухой необыкновенный шум: то какой-то отрывистый и мерный шорох, то какое-то звонкое металлическое шарканье. За порослью молодого и частого осинника ничего не было видно, когда же мы обогнули его, чудное зрелище поразило мои глаза. Человек сорок крестьян косили, выстроясь в одну линию, как по нитке; ярко блестя на солнце, взлетали косы, и стройными рядами ложилась срезанная густая трава. Пройдя длинный ряд, вдруг косцы остановились и принялись чем-то точить свои косы, весело перебрасываясь между собою шутливыми речами, как можно было догадаться по громкому смеху, хотя слов расслышать было невозможно. Когда мы подъехали близко, громкое “благодарствуйте, батюшка Алексей Степанович!” огласило поляну, отозвалось в овраге, и снова крестьяне продолжали широко, ловко, легко и свободно размахивать косами. Какой лёгкий воздух, какой чудесный запах разносился от близкого леса и скошенной ещё рано утром травы, изобиловавшей множеством душистых цветов, которые от знойного солнца уже начали вянуть и издавать особенно приятный ароматический запах!

(По С. Аксакову)

(195 слов)

Задание

Укажите сложноподчинённое предложение с придаточным времени.

Выпишите из текста деепричастия.