Сложносочинённое предложение - СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ - ДИКТАНТЫ

Диктанты и изложения по Русскому языку 9 класс Л. М. Кулаева - 2016 год

Сложносочинённое предложение - СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ - ДИКТАНТЫ

***

Ледостав на Енисее наступает постепенно. Сначала появляются зеркальные забереги, по краям хрупкие и неровные. В заводях они широкие, на быстрине — узкие, в трещинах. Но после каждого морозного утра они всё шире, шире, затем намерзает и плывёт шуга. И тогда пустынно шуршит река, грустно, утихомиренно засыпая на ходу.

С каждым днём толще и толще забереги, уже полоса воды гуще шуга. Теснятся там льдины и с хрустом лезут одна на другую, и однажды, чаще всего в студёную ночь, река останавливается. Там, где река сердито громоздила льдины, остаётся нагромождение торосов. Острые льдины торчат так и сяк, и кривая, взъерошенная полоса кажется непокорно вздыбленной шерстью на загривке реки.

Но вот закружилась позёмка и потащило ветром снег по реке, зазвенели льдины, сдерживая порывы ветра. За них набросало снегу, окрепли спайки. Скоро наступит пора прорубать зимник — выйдут мужики с пешнями, топорами, вывезут вершинник и ветки, и там, где взъерошилась река, пробьют в тоpocax щель, пометят дорогу вехами, и вот уж самый нетерпеливый гуляка или заботами гонимый хозяин погонит робко ступающего меж сталью посверкивающих льдин конишку, и сани бросает на не обрезанных ещё морозами, полозьями и подковами лошадей буграх, на не умягчённой снегами колее.

(По В. Астафьеву)

(187 слов)

Задание

Выпишите сложносочинённое предложение и выполните его синтаксический разбор.

Как вы понимаете значение выделенных слов. Есть ли в этом тексте слова, значение которых вы не знаете? Выпишите их. Дома, пользуясь словарем (каким?), напишите их значение.

***

Озеро простиралось в тёмной раме вечерних сумеречных берегов. Плотной стеной темнели по сторонам камыши, чернела причаленная кем-то лодка. Чернели верши, выброшенные на сухое, и только сама вода была ещё светла. Лежа на спине на середине озера, Варька не замечала ни берегов, ни обступивших камышей, она видела только небо, огромное и высокое, а в его безмерной глубине, на неподвижно замерших кучеряшках облаков ещё розовевший свет давно угасшей зари. И ещё видела она воду, начинавшуюся у самых её глаз. Зеркальная ясная гладь озера, чуткая ко всему простиравшемуся над ним, была заполнена подрумяненными облаками. Она не казалась озером, а таким же, как небо, бездонным пространством, и нельзя было сказать, где кончались настоящие облака а где было их отражение. Два мира, вода и небо, охваченные вечерним задумчивым покоем, слились воедино, и Варьке было радостно и жутковато вот так, одной, недвижно парить в самой середине этой сомкнувшейся светлой бездны, и снизу и сверху заполненной облаками.

(По Е. Носову)

(152 слова)

Задание

Подчеркните в сложносочинённом предложении грамматические основы. Укажите вид сказуемых.

Подчеркните деепричастные обороты.

***

Был седьмой час вечера. Целый день шёл дождь, и теперь разгуливалось. Голубое, как горящая сера, озеро с точками лодок и их пропадающими следами, неподвижно, гладко расстилалось перед окнами между разнообразными зелёными берегами, уходило вперёд, сжимаясь между двумя громадными уступами, и, темнея, упиралось и исчезало в нагромождённых друг на друга долинах, горах, облаках и льдинах. На первом плане мокрые светло-зелёные разбегающиеся берега с тростниками, лугами, садами и дачами; далее тёмно-зелёные поросшие уступы с развалинами замков; на дне скомканная бело-лиловая горная даль с причудливыми скалистыми и бело-матовыми снеговыми вершинами. И всё залито нежной, прозрачной лазурью воздуха и освещено прорвавшимися с неба жаркими лучами заката. Ни на озере, ни на горах, ни на небе ни одной цельной линии, ни одного цельного цвета, ни одного одинакового момента, везде движение, несимметричность, причудливость, бесконечная смесь и разнообразие теней и линий, и во всём спокойствие, мягкость, единство и необходимость прекрасного. Так один сам с собою я наслаждался тем, что испытываешь при созерцании красоты природы.

(По Л.Н. Толстому)

(157 слов)

Задание

Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

Выпишите из текста сложное слово, обоснуйте свой выбор.

Выполните морфемный разбор деепричастия.

***

Последний день перед Рождеством прошёл, и наступила зимняя ясная ночь. Глянули звёзды, и месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Морозило сильнее, чем с утра, но было так тихо, что скрип мороза под сапогом слышался за полверсты. Ещё ни одна толпа парубков не показывалась под окнами хат. Месяц один только заглядывал в них украдкою, как бы вызывая принаряживавшихся девушек выбежать скорее на скрипучий снег. Тут через трубу одной хаты клубами повалился дым и пошёл тучею по небу. Вместе с дымом поднялась ведьма верхом на метле.

А ведьма между тем поднялась так высоко, что одним только чёрным пятнышком мелькнула вверху.

(По Н. Гоголю)

(110 слов)

Задание

Выпишите сложносочинённое предложение и составьте его схему.

Обведите союзы, соединяющие предикативные части сложносочинённом предложении.

***

Нет точных указаний, когда Пушкин начал “Бориса Годунова”. Вероятно, поздней осенью 1824 года. К осени 1825 года трагедия была закончена.

Это была историческая работа, и поэт вёл её вдали от библиотек и архивов, вдали от общения с людьми, изучавшими прошлое России. “Общество моё состоит только из старой няни, да из трагедии”, — писал он приятелю...

В “Годунове” Пушкин затронул вопросы политические, ещё недавно бурно волновавшие его. Поэт взял переходный отрезок русской истории, в центре поставил царя узурпатора и реформатора, на нём проверил те политические теории, увлечения, чувства, которые передумал и переборол.

К каждому из своих героев поэт испытывал определённое личное чувство, но острота личного отношения к своим героям уживалась в нём с мудрой снисходительностью и беспристрастием. Это особенно сказывается в обрисовке Бориса Годунова.

Вяземский, чуткий, строгий критик, писал: “В трагедии есть красоты удивительные, трезвость и спокойствие. Автора почти нигде не видно”.

С сыновней нежностью Пушкин рисует образ благочестивого старца Пимена. Он любит в нём не только своё создание, но и живое воплощение творческих и нравственных сил русского народа.

“Характер Пимена, — говорит Пушкин в одной из заметок, — не есть моё изобретение. В нём я собрал черты, пленившие меня в наших старых летописях: простодушие, умилительная кротость, нечто младенческое и вместе с тем мудрое усердие, набожность к власти царя, данной им Богом, совершенное отсутствие суетности, пристрастия... Мне казалось, что сей характер вместе нов и знаком для русского сердца, что трогательное добродушие древних летописцев... украсит простоту моих стихов и заслужит снисходительную улыбку читателей”.

(По А. Тырковой-Вильямс)

(240 слов)

Задание

Составьте схемы двух любых сложносочинённых предложений.

Выполните фонетический разбор выделенных слов.

***

“Записки охотника” — одна из учительных книг, а Тургенев — один из великих писателей наших, умевших спускаться в самые недра обыденности и затем поднимать её за собою.

Для вас “Записки охотника” — уже давнее прошлое, и вы только любуетесь в них художественными образами. Для нас, людей моего поколения, — это было живой действительностью.

Тургенев писал свои “Записки” ещё при крепостном праве, а я учился в гимназии после его отмены, но жизнь была ещё полна его пережитками, и люди того времени были для нас живыми его свидетелями.

С Тургеневым мы познакомились благодаря молодому учителю словесности. Однажды, закончив объяснение урока, он вынул “постороннюю книгу” и начал читать простой, лишённый всякой интриги рассказ о двух помещиках. Сюжет был несложный. Рассказчик гостит у одного помещика, и после обеда они сидят на балконе. Вечерний воздух затих и лишь изредка ветер набегал струями и в последний раз, замирая около дома, донёс до слуха звук мерных и частых ударов, раздававшихся в направлении конюшни. Мардарий Аполлоныч поднёс к губам налитое блюдечко, но остановился, прислушался, кивнул головой и произнёс с добрейшей улыбкой: “Это наказывают шалунишку Васю-буфетчика”.

Вася-буфетчик — солидный человек с большими бакенбардами...

И дальше Тургенев рассказывает, что он, уезжая, встретил наказанного буфетчика. — За что тебя наказали? — спрашивает у него автор. — А поделом, батюшка. Поделом. У нас барин хороший. Такого в целой губернии не сыщешь.

Нужна была великая сила таланта, чтобы так ясно почувствовать самому и так осязательно показать другим ужас привычного порядка вещей, его драматические последствия.

Это сделал, конечно, не один Тургенев. Это была работа всей русской пореформенной литературы, но один из первых сделал это с такой силой и убедительностью истинного художника Иван Сергеевич Тургенев.

(По В. Короленко)

(267 слов)

Задание

Произведите синтаксический разбор выделенных предложений.

Составьте из слов текста диктант на тему “Правописание Н и НН в разных частях речи”.

***

Вопрос о человеке и его взаимоотношениях с природой в наши дни тревожит не только поэтов и прозаиков, но и представителей самых разных наук. И это не случайно, ибо варварское, потребительское отношение человечества к природе вплотную столкнулось с угрозой экологической катастрофы. Ещё в прошлом веке размышляли русские классики о взаимоотношении человека и природы.

Одним из первых в литературе, заклеймившим варварское, потребительское отношение к природе, был Некрасов. В поэме “Саша” поэт считает гибель леса — нравственным преступлением. Уничтожая природу, уничтожают, прежде всего, красоту мира, поэзии, детства, самих себя.

Отношение к природе у Некрасова нередко служит характеристикой нравственного облика героя. Равнодушный к родной природе человек не может любить родину.

(По Ю. Сохрякову)

(106 слов)

Задание

Во всех сложносочинённых предложениях выделите грамматические основы.

Выполните морфемный разбор слова равнодушный.

Струна

Осколок снаряда порвал струны на скрипке и осталась только одна. Запасных струн у музыканта Егорова не было, и достать их было негде.

Война застала на острове нескольких советских актёров — мужчин и женщин. Днём мужчины вместе с бойцами рыли окопы и отбивали немецкие атаки, а женщины перевязывали раненых и стирали бойцам бельё. Ночью актёры устраивали концерты и спектакли на маленьких полянах в лесу. Начинался спектакль, и зрители наводили на актёров узкие лучи карманных фонариков. На Егорова зрители никогда не наводили лучи фонариков. Всегда он играл в темноте, и единственной точкой света для него была большая звезда. Она лежала на краю моря, как забытый маяк.

Струны на скрипке были порваны, и Егоров больше не мог играть. На первом же ночном концерте он сказал об этом невидимым зрителям. Неожиданно из лесной темноты чей-то молодой голос неуверенно сказал:

“А Паганини играл и на одной струне...”

Паганини! Разве Егоров мог равняться с ним, великим музыкантом!

Всё же он медленно поднял скрипку к плечу и заиграл. Неожиданно одна струна запела, будто запели все струны.

Тотчас вспыхнули электрические фонарики. Впервые их лучи ударили в лицо Егорова, и он закрыл глаза. Играть было легко.

В коротком антракте войны, в глухом лесу звенела и росла мелодия Чайковского.

(По К. Паустовскому)

(199 слов)

Задание

Выпишите из текста сложносочинённое предложение, составьте его схему.

Выполните синтаксический разбор выделенного предложения.

***

Русскому народу приписывается беспрекословная покорность государству. Доля правды в этом есть, ибо в России не было устоявшихся традиционных форм для выражения народного мнения. Вече, земские соборы, сельские сходы? Этого было явно недостаточно. Поэтому независимость, любовь к свободе выражалась в сопротивлениях, принимавших массовый и упорный характер. Переходы из одного княжества в другое и отъезды князей и бояр. Бунты: Медный, Разинский, Пугачевский и многие, многие другие! Боролись не только за свои права, но и за чужие.

Одно из самых удивительных явлений в мировой истории — восстание декабристов. И оно типично русское. Весьма состоятельные люди, люди высокого общественного положения, пожертвовали всеми своими сословными и имущественными привилегиями ради общественного блага. Выступали не за свои права, а за права тех, чей труд сами перед тем присваивали. В подвиге декабристов есть много народного.

Крестьяне уходят от крепостного права на край света в поисках счастливого Беловодского царства. Староверы предпочитают сжигать себя, чем поддаться искушению изменить вере. И это непротивление злу? Пожалуй, примеров такого сопротивления немало знает история!

(По Д.С. Лихачёву)

(159 слов)

Задание

Подчеркните в сложносочинённом(-ых) предложении(-ях) грамматическую основу.

Выпишите имена собственные.

Кусково

Парк вокруг Кусковского дворца я видел в разные времена года, и изучил в нём каждый уголок. Издали узнавал любимые деревья, аллеи, беседки, но всякий раз непременно взглядывал на парадный его партер.

Он тянется к красивой двухэтажной оранжерее и обрамлён рядами старых лип. Газоны и цветники разграничиваются песчаными дорожками и мраморными античными скульптурами.

В центре партера стоит белый пирамидальный обелиск, а за ним высятся две огромные сибирские лиственницы. За двести лет одна из них вытянулась, другая пошла вширь. Нижнее ответвление её так велико, что десяток фотографирующихся садится рядком на его пологом изгибе.

До наших дней таится в партере Кусково одно совершенно исключительное качество. Творец парка дал небольшой уклон всей плоскости и искусно замаскировал свой секрет окружающими посадками.

Особенно хорош партер в солнечный день, когда он расстилается перед тобой разноцветным радостным видением.

(По В. Чивилихину)

(110 слов)

Задание

Выпишите из текста сложносочинённое предложение и предложение с однородными членами, графически объясните в них постановку знаков препинания.

***

Толстой обладал удивительной, по-видимому врождённой, способностью различать в запутанных и многосложных проявлениях жизни глубинную сущность правды, а его грандиозный талант превращал её в непременного героя его художественной прозы. Наверно, однако, и для Толстого это было непросто, иначе он не написал бы однажды, что, “как ни странно это сказать, а художество требует ещё гораздо больше точности... чем наука”. Несколько парадоксально звучат в наш век НТР и покорения космоса эти его слова, но вещий их смысл не может не разделить каждый сколько-нибудь серьёзный писатель или думающий читатель.

Мы должны задуматься и о том, откуда у этого барина, в течение почти всей жизни ведшего замкнутый, “усадебный” образ жизни, откуда у него такое глубокое понимание народа, знание потаённой человеческой сущности? Дело, наверно, все-таки не в образе жизни, а во врождённом свойстве души — степени человеческой сопричастности к другим, себе-подобным, способности к сопереживанию, к осознанию чужой боли как своей собственной, чем в огромнейшей мере был наделён Лев Толстой. Это нам теперь видна ограниченность некоторых его́ духовных исканий, и мы с уверенностью можем судить о его ошибках. Но большое видится на расстоянии, а для него был важен главнейший из исповедуемых им жизненных принципов: “Чтоб жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость”.

Вся его жизнь — непрестанные поиски: сначала самого себя в этом мире, затем смысла и цели всей жизни.

(По В. Быкову)

(234 слова)

Задание

Обведите союзы, соединяющие простые предложения в сложносочинённое.

Надпишите значение союза.

Выпишите все вводные слова.

***

Мальчики бросились бежать врассыпную, спотыкаясь о корни деревьев и путаясь в диком винограде. Взбесившийся ветер с неистовым воем пронёсся в лесу, и всё заголосило вслед за ним. Ослепительные молнии одна за другой сверкали почти непрерывно, а раскаты грома не смолкали ни на миг.

Хлынул сильный ливень, и нараставший ураган гнал его над землёй сплошным водопадом.

Мальчики что-то кричали друг другу, но воющий ветер и громовые раскаты совсем заглушали их крик. Вскоре они один за другим кое-как добрались до палатки и забились под неё.

Гроза бушевала в течение часа. Мальчики схватились за руки и, поминутно спотыкаясь и набивая себе синяки, бросились бежать под защиту дуба, стоявшего на берегу. При непрерывном сверкании молний мало-помалу всё вырисовывалось с необычайной ясностью, отчётливо: гнущиеся деревья, бушующая река, смутные очертания утёсов, видневшихся сквозь гущу тумана.

(129 слов)

Задание

В сложносочинённых предложениях подчеркните грамматические основы.

Иван-да-Марья

В стародавние времена жили в деревне парень Иван и девушка Марья. С детства они любили друг друга и были неразлучны. Когда пришло время, решили они пожениться. Однако родители Марьи стали возражать. Был Иван и красив, и трудолюбив, но беден. Не получив родительского благословения, заплакала Марья, затосковал и Иван. Объявили они, что никто не сможет их разлучить. После таких слов родители Марьи запретили им встречаться. А тут и сваты приехали от богатого жениха из соседней деревни.

Стали одевать Марью в голубое платье, косы заплетать, а Марья плачет, об Иване тоскует. Почувствовал Иван недоброе, подбежал к окну и кличет Марью: “Убежим в лес, спрячемся и будем там жить”.

И побежали они, взявшись за руки, через ручей по цветущему лугу, к лесу. А родители и гости бросились за ними в погоню. Видят Иван да Марья, что не дадут им люди быть вместе, обратились они к лугу с просьбой укрыть их. Упали на траву и превратились в цветок. С тех пор они неразлучны. И люди их имена при виде цветка называют вместе Иван-да-Марья. Иван-да-Марья — цветок беспредельной любви и верности.

(По С. Маслову)

(166 слов)

Задание

Графически объясните постановку знаков препинания в выделенном предложении.

Разберите по членам последнее предложение.