загрузка...

РУССКИЙ ЯЗЫК ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ 9 класс К УМК Л. А. Тростенцовой - 2016 год

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1. Материалы для консультаций к экзаменам

1. Общие положения

В 2015 г. в структуру и содержание контрольно-измерительных материалов для проведения ОГЭ по русскому языку внесены следующие изменения:

• количество заданий в экзаменационной работе сократилось с 18 до 15;

• максимальный балл за выполнение работы уменьшен с 42 до 39;

• задания в варианте представлены в режиме сквозной нумерации без буквенных обозначений А, В, С;

• изменена форма записи ответа на каждое из заданий 2— 14: требуется записывать цифру, соответствующую номеру правильного ответа;

• добавлены два альтернативных задания: 15.2 и 15.3 (сочинение-рассуждение).

Тест ОГЭ состоит из трёх частей:

• часть 1 — написание краткого (сжатого) изложения по прослушанному тексту;

• часть 2—13 заданий по прочитанному тексту (2—14): ответами являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы;

• часть 3 — краткое сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (надо выполнить одно из трёх заданий: 15.1, 15.2 или 15.3);

Объём изложения должен составлять не менее 70 слов, объём сочинения должен составлять тоже не менее 70 слов.

Время проведения экзамена — 3 часа 55 минут.

Разрешённые материалы — орфографический словарь, которым можно пользоваться при выполнении всех частей работы.

Выполнять задания лучше в том порядке, в котором они даны.

2. Система оценивания заданий и экзаменационной работы в целом

Ответ на задание первой части работы (сжатое изложение) оценивается по специально разработанным критериям.

Максимальное количество баллов за сжатое изложение — 7.

За верное выполнение каждого задания второй части работы (задания 2 — 14) выпускник получает 1 балл. За неверный ответ или его отсутствие — 0 баллов.

Максимальное количество баллов за выполнение заданий второй части работы — 13.

Оценка ответа на задание третьей части работы осуществляется по специально разработанным критериям.

Максимальное количество баллов за сочинение-рассуждение (альтернативное задание) — 9.

Оценка практической грамотности экзаменуемого и фактической точности его письменной речи производится на основании проверки изложения и сочинения в целом и составляет 10 баллов.

Максимальное количество баллов за выполнение всей экзаменационной работы — 39.

Минимальное количество баллов, необходимых для сдачи экзамена (соответствует тройке) — 15.

3. Как проводится изложение

После получения пакета экзаменационных материалов и необходимых организационных действий приступаем непосредственно к экзамену.

Сначала экзаменуемые прослушивают исходный текст (2,5—3 минуты). При этом организатор включает аудиозапись или текст читает учитель-словесник, не работающий с экзаменуемыми. Текст читается в среднем темпе, с паузами, которые необходимы для понимания логики текста. В то время как учитель читает текст, ученикам разрешается делать записи в черновике. После второго прослушивания текста (2,5—3 минуты) экзаменуемые приступают к написанию сжатого изложения. Между прочтениями делается пауза в 3—4 минуты, во время которой можно работать с черновиками.

При выполнении всех частей работы выпускники могут пользоваться орфографическими словарями.

На написание сжатого изложения, включая прослушивание исходного текста, отводится примерно 90 минут.

4. Как слушать текст изложения (советы для учащихся)

При первом чтении текста важно не просто слушать, а слышать текст, понять тему (о чём он), уловить главную мысль (идею: с какой целью автор это написал, что хотел сказать), определить функциональный стиль и тип речи (описание, повествование, рассуждение). Чтобы не отвлекаться, можно слушать с закрытыми глазами. Если это описание, постарайтесь вслед за автором представить предмет описания, мысленно увидеть картину, «фотографию», о которой идёт речь. Если текст повествует о чём-либо, зафиксируйте во время чтения последовательность действий, событий, запишите на «киноплёнку» памяти. В случае рассуждения постарайтесь уловить его логику, последовательность, определить тезис, аргументы, вывод. Во всех случаях необходимо почувствовать особенности авторского стиля, чтобы частично передать их в своей работе.

Можно зафиксировать в черновике первые слова каждой микротемы (абзацы). Переходы от одной микротемы к другой будут понятны по более продолжительным паузам между предложениями, по особой интонации.

После первого прослушивания набросайте на черновике план, запишите к нему запомнившиеся ключевые слова. Учтите, что план не надо переписывать в чистовик, он нужен только для предварительной работы над изложением для восстановления в памяти содержания текста, его последовательности, структуры, для правильного распределения вашего текста по микротемам. План может состоять из ключевых слов, из вопросов, из авторских выражений, из кратких подзаголовков.

Во время второго прослушивания текста работайте с планом: вносите уточнения, добавляйте пропущенные детали, отмечайте особенности авторского стиля, изобразительно-выразительные средства, которые использует автор.

После второго прослушивания приступайте непосредственно к изложению (на черновике).

Пишите на черновике свободно, не экономьте место: так легче будет скорректировать ваши записи после второго прослушивания текста.

Полезно записать первое и последнее предложения текста.

Имейте в виду, что для сжатого изложения, кроме внимательности, необходимо умение отбирать главное, существенное, обобщать услышанное, упрощать сложные синтаксические конструкции. Необходимо передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Сжатый вариант изложения допускает изменение лица (особенно если речь в исходном тексте идёт от первого лица).

5.  Как и когда работать со словарями

По ходу работы с черновиком подчёркивайте слова, в написании которых вы сомневаетесь. После окончания черновой работы перечитайте, что у вас получилось, подсчитайте примерное количество слов, включая предлоги, союзы, частицы. Если вы явно укладываетесь в необходимый объём (не менее 70 слов), приступайте к дальнейшей работе: отредактируйте, уточните, какие слова вызывают затруднения.

После этого поработайте с орфографическим словарём. Имейте в виду, что в некоторых орфографических словарях во вступительной или заключительной статьях приводятся правила пунктуации, которые могут вам пригодиться. Не старайтесь хвататься за словари сразу: это отвлечёт вас от работы. Лучше выделить для проверки минут 10—15, когда работа уже написана на черновике.

6.  Как выполнять вторую часть работы

После написания изложения познакомьтесь с текстом для чтения. Вам необходимо выполнить задания, связанные с содержательным и лингвистическим анализом прочитанного текста.

Ответами к каждому из 13 заданий по прочитанному тексту (2—14) являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

В заданиях с выбором ответа даны 4 варианта ответа, из которых только один верный.

Ответы к остальным заданиям вы должны сформулировать самостоятельно. Записывайте ответы на эти задания в экзаменационной работе в отведённом для этого месте словами или цифрами.

Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы останется время, можно вернуться к пропущенным заданиям.

На чтение текста и выполнение тестовых заданий отводится примерно 85 минут.

7.  Как выполнять третью часть работы

Третья часть выполняется на основе того же текста, который помещён во второй части. Вам надо выбрать одно из трёх предложенных заданий (15.1, 15.2 или 15.3) и дать письменный развёрнутый аргументированный ответ в виде сочинения-рассуждения, собственного высказывания на основе прочитанного текста. Этой частью экзаменационной работы проверяется умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

При выборе задания 15.1 надо раскрыть тему на лингвистическом материале, написав сочинение-рассуждение в научном или публицистическом стиле. Необходимо привести два аргумента — примеры из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

При выборе задания 15.2 надо написать сочинение-рассуждение, отталкиваясь от содержания данного текста, приведя при этом два подтверждающих рассуждения аргумента из этого же прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

При выборе задания 15.3 надо раскрыть значение какого-либо (данного в задании) понятия, сформулировать и прокомментировать данное вами определение. Написать сочинение-рассуждение, взяв в качестве тезиса данное вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из вашего жизненного опыта.

Задание выполняется на отдельном листе. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы.

Старайтесь избегать штампов, пустых фраз: «Пушкин — это наше всё»; «Рассказ произвёл на меня неизгладимое впечатление»; «Автор хорошо справился с описанием чувств героя» и т. п.

Не стремитесь делать своё сочинение большим, не создавайте его объём искусственно с помощью размашистого почерка или пространных цитат.

При выполнении заданий 15.1, 15.2 или 15.3 важно аргументированно выразить свою точку зрения.

На написание сочинения отводится примерно 60 минут.

За 10 минут до окончания времени, рекомендуемого для выполнения каждой из частей КИМов, ответственный организатор сообщает участникам о количестве оставшегося времени.

8. Как оцениваются изложение и сочинение

Не надо думать, что хорошо пишет изложения только тот, у кого хорошая память. Идеально воспроизвести текст может и магнитофон. Важно не столько изложить текст слово в слово, сколько сделать изложение осознанным. Это значит понять, о чём и с какой целью автор написал текст, какой функциональный тип речи при этом использовал (повествование, описание, рассуждение), каковы особенности авторского стиля.

Главным критерием оценки является не объём, а качество работы. При оценивании изложения учитывается ваше умение адекватно воспринимать авторский замысел, вычленять главное в информации, сокращать текст разными способами, правильно, лаконично и точно излагать содержание текста. А при оценивании сочинения — точность, выразительность речи, умение понять авторскую идею, умение анализировать текст и выражать собственные мысли, аргументировать свою точку зрения.

Типы ошибок:

1) ошибки в содержании: логические (например, несоответствие теме, нарушение последовательности), фактические (нарушение достоверности);

2) речевые ошибки и недочёты;

3) грамматические;

4) орфографические;

5) пунктуационные.

9. Рекомендации напоследок

План на черновике лучше писать, делая промежутки, достаточные для дальнейших поправок, доработок. Переносить план в чистовик не нужно.

В черновике достаточно обозначений первыми буквами. Если речь идёт о герое Гоголя Чичикове, достаточно обозначить его одной буквой «Ч», о городе Москве — буквой «М». Пользуйтесь и другими сокращениями: «!» — «обратить внимание», «?» — «уточнить» и т. п.

Если вы не поняли какое-нибудь слово или выражение, постарайтесь обойтись без него, передайте смысл другими словами. Если вы сомневаетесь в пунктуации, перестройте предложение.

Необходимо оставить время для переписывания на чистовик и параллельной проверки написанного с помощью словаря.

Не забывайте соблюдать красные строки (абзацы).

Оставьте время для общей проверки. Важно правильно рассчитать время и иметь его в запасе, чтобы переписать работу чисто, аккуратно и разборчиво. Хороший, понятный почерк и минимальное количество исправлений вызывает у экзаменаторов положительные эмоции.

Да, и не забудьте запасную ручку!





загрузка...
загрузка...