загрузка...

РУССКИЙ ЯЗЫК ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ 9 класс К УМК Л. А. Тростенцовой - 2016 год

ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-8 КЛАССАХ

Урок 3. Развитие речи. Стили речи

Цели: научить различать стили речи, употреблять лексику, характерную для каждого стиля; развивать речь учащихся; воспитывать культуру речи; развивать навыки работы в группах.

Планируемые результаты: уметь самостоятельно искать и выделять необходимую информацию; знать основные стили речи, характерные для них языковые средства; уметь соотносить стили речи и жанры, в которых они реализуются; уметь работать в группе.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания

(Упр. 14 — рассуждения и их обсуждение.)

2. Объяснительный словарный диктант

Сдача, нянчить, отрежьте, гигантский, сменщик, январский, фальшь, лестница, фотосъёмка, вечный, невтерпёж, исподлобья, сверхъестественный, сельдь, сбрить, прилечь, мачта, мощность, мужчина, женщина, вскрикнуть, взлететь, сжечь, просьба.

(Дополнительное задание — подчеркнуть слова, в которых количество звуков не совпадает с количеством букв.)

III. Работа по теме урока

Работа по учебнику

1. Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений (с. 13).

2. Заполнение схемы «Стили литературного языка» (упр. 16).

3. Чтение теоретических сведений (с. 13—14).

4. Чтение и обсуждение материалов для самостоятельных наблюдений (с. 15, 17).

Комментарии

Основные черты стилей

1) Разговорный — неофициальность, преобладание устной формы, неподготовленность речи, эмоциональность, непосредственность, широкое использование разговорной лексики.

2) Научный — официальность, преобладание письменной формы, подготовленность речи, обобщённость, логичность, смысловая точность, объективность, широкое использование специальной лексики.

3) Официально-деловой — официальность, преобладание письменной формы, стандартизация текстов, точность, строгость, безличность, неэмоциональность, широкое использование официально-деловой лексики.

4) Художественный — эстетичность, образность, использование всех средств языка, индивидуальность стиля, стилистическая окрашенность лексики, использование тропов (эпитетов, метафор, гипербол, сравнений и др.) и фигур речи (анафоры, антитезы, градации, инверсии и т. д.), использование фонетических особенностей языка (звукопись).

Основные жанры стилей

1) Разговорный — беседа, телефонный разговор, частная переписка, дневниковые записи.

2) Научный — монография, статья, доклад, лекция, рецензия, тезисы, учебное пособие, научно-популярное произведение.

3) Официально-деловой — устав, закон, инструкция, акт, приказ, заявление, доверенность, резюме, характеристика, справка, протокол.

4) Художественный — эпические: рассказ, очерк, повесть, роман; лирические: ода, стихотворение, песня, послание; драматические: трагедия, комедия, драма, водевиль, мелодрама, трагикомедия.

IV. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

1. Работа в группах — упр. 17, 18, 19, 20, 21 готовят группы, а затем выполнение обсуждается в классе.

2. Упр. 23 — письменно.

3. Упр. 24 — чтение и обсуждение задания.

2. Словарная работа

— Запишите в словарик слова из рамки (с. 17).

— Составьте с ними предложения.

3. Работа по учебнику

(Упр. 26, 27 — письменное выполнение с последующим обсуждением.)

V. Подведение итогов урока

— Назовите стили речи.

— Что характерно для каждого из стилей речи?

— Расскажите о взаимодействии стилей речи.

— Что такое жаргонизмы? В каких случаях уместно их употребление?

Домашнее задание

Упр. 22.





загрузка...

загрузка...