загрузка...

РУССКИЙ ЯЗЫК ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ 9 класс К УМК Л. А. Тростенцовой - 2016 год

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

Урок 57. Подготовка к контрольной работе по теме «Сложное предложение»

Цели: повторить пройденный материал по теме «Сложное предложение»; закрепить знания и умения по данной теме; отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки.

Планируемые результаты: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; знать особенности сложных предложений; владеть навыками постановки знаков препинания в сложных предложениях; уметь объяснять языковые явления и процессы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Анализ выполнения теста

III. Проверка домашнего задания

(Упр. 225 — чтение и обсуждение сочинений.)

IV. Закрепление изученного материала

1. Словарный диктант

Колонка главного редактора, реактивный самолёт, прообраз героя, программа электрификации, колонна из мрамора, вступает в реакцию, подлинник документа, посвящён тысячелетию России, массовые коммуникации, рассматривать репродукцию, перспективное планирование, совершеннейшая нелепость, афиша консерватории, кооперативная собственность, оригинально оформить подарок, панорамная фотография, совершенно бесплатно.

— Определите тип подчинительной связи в словосочетаниях.

2. Анализ предложений

— Расставьте знаки препинания, составьте схемы, определите виды связи предложений.

1) И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М. Лермонтов)

(Примерный ответ. [    ], (как ...). Сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.)

2) Толстой сказал о вдохновении, пожалуй, проще всех: «Вдохновение состоит в том, что вдруг открывается то, что можно сделать. Чем ярче вдохновение, тем больше должно быть кропотливой работы для его исполнения». (К. Паустовский)

(Примерный ответ. [    ]: «[... в том], (что ... то), (что ...). (Чем ...), [тем ...]».

Предложение с прямой речью: слова автора осложнены вводным словом. Первое предложение прямой речи — сложноподчинённое, имеет последовательное подчинение придаточных: придаточные и первой, и второй степени — изъяснительные. Обратим внимание на омонимичные слова: в первом случае что — союз, во втором — союзное слово.

Второе предложение прямой речи — сложноподчинённое, с придаточным сравнительным.)

3) Со мною вот что происходит: ко мне мой старый друг не ходит, а ходят в праздной суете разнообразные не те. (Е. Евтушенко)

(Примерный ответ. [   ]: [   ], а [   ]. Сложное предложение с сочинительной и бессоюзной связью. Второе предложение имеет значение пояснения к первому, перед двоеточием можно вставитьа именно. Третье предложение соединяется со вторым с помощью сочинительного союза а.)

4) Не можешь — научим, не хочешь — заставим.

(Примерный ответ. [   ] — [   ], [   ] — [   ]. Это предложение с бессоюзной связью интересно тем, что, при своей лаконичности, оно состоит из четырёх простых предложений, построено по принципу синтаксического параллелизма. Все предложения — односоставные, определённо-личные. Между первым и вторым, а также между третьим и четвёртым предложениями ставится тире (значение условия). Эти две пары предложений имеют значение перечисления.)

(Предложения можно дать нескольким ученикам в качестве индивидуальных заданий, которые те выполняют на доске. В это время остальные делают самостоятельную работу. После выполнения заданий учитель организует проверку и обсуждение сделанной работы.)

3. Самостоятельная работа

— Выпишите из учебников физики, химии, математики, географии и др. сложные предложения разных видов, составьте их схемы.

V. Подведение итогов урока. Рефлексия

— Какой раздел темы «Сложные предложения» вам показался трудным?

— Какой раздел не представляет для вас трудности?

— Что из изученного в теме «Сложные предложения» вам кажется интересным?

Домашнее задание

§ 7—39 (подготовка к контрольной работе).





загрузка...

загрузка...