загрузка...

РУССКИЙ ЯЗЫК ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ 9 класс К УМК Л. А. Тростенцовой - 2016 год

БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Урок 47. Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении

Цели: познакомить с бессоюзными сложными предложениями со значением перечисления; формировать умения правильно ставить запятые и точку с запятой в бессоюзном сложном предложении, составлять бессоюзные сложные предложения, между частями которых необходимо ставить точку с запятой; развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, память, речь учащихся.

Планируемые результаты: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; знать признаки бессоюзного сложного предложения; уметь разбираться в смысловых отношениях между частями бессоюзного сложного предложения со значением перечисления; владеть навыками выразительного чтения; уметь объяснять языковые явления и процессы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Чтение предложений на каждый случай постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.)

III. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

(Чтение теоретических сведений (§ 33, с. 128—129).)

2. Слово учителя

Рассмотрим знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях при перечислении фактов. Внимания заслуживает постановка точки с запятой. Этот знак ставится обязательно, если хотя бы одна из частей бессоюзного сложного предложения осложнена однородными членами, обособленными обстоятельствами и определениями, сравнительными оборотами, обращением и т. д. Точка с запятой может стоять и в том случае, если бессоюзное сложное предложение не содержит осложнений. Это чаще всего случаи постановки авторских знаков: автор хочет подчеркнуть паузы между частями предложения, отделить их друг от друга. Много подобных примеров в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина:

1) Театр уж полон; ложи блещут;

Партер и кресла, всё кипит...

2) Нет: рано чувства в нём остыли;

Ему наскучил света шум;

Красавицы недолго были

Предмет его привычных дум;

Измены утомить успели;

Друзья и дружба надоели...

3) Огонь потух; едва золою

Подёрнут уголь золотой...

4) Татьяна в лес; медведь за нею;

Снег рыхлый по колено ей...

5) Под грудь он был навылет ранен;

Дымясь, из раны кровь текла.

Мы видим, что лишь в пятом примере точка с запятой обоснована осложнением второго предложения, в котором выделено деепричастие. Остальные случаи точки с запятой определены самим автором; означают более длительные паузы, неторопливый тон повествования.

Есть случаи, когда в бессоюзном сложном предложении необходима именно точка с запятой:

Теплоход шёл, бесшумно разрезая волны; развлекая пассажиров, над палубой летали чайки.

Попробуем заменить точку с запятой одной запятой. В таком случае появляется двусмысленность: непонятно, то ли теплоход развлекал пассажиров, то ли это делали чайки.

IV. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

1. Упр. 191 — комментированное письмо, обсуждение задания.

2. Упр. 192 — устно.

3. Упр. 193 — самостоятельная работа по двум вариантам с последующим обсуждением.

V. Подведение итогов урока

— В каких случаях в бессоюзных сложных предложениях со значением перечисления между частями ставится запятая, а в каких — точка с запятой?

Домашнее задание

1. § 33.

2. Упр. 194.





загрузка...
загрузка...