загрузка...

РУССКИЙ ЯЗЫК ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ 9 класс К УМК Л. А. Тростенцовой - 2016 год

ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Уроки 41, 42. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них

Цели: дать понятие о сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными; формировать умение определять виды подчинительной связи в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными: соподчинение (однородное и неоднородное) и последовательное подчинение; составлять схемы сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными; развивать умение правильно ставить знаки препинания между частями сложноподчинённых предложений.

Планируемые результаты: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; знать основные группы сложноподчинённых предложений; уметь характеризовать СПП с несколькими придаточными; уметь применять правила постановки знаков препинания в СПП; уметь объяснять языковые явления и процессы.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Чтение и обсуждение сочинений.)

III. Анализ контрольной работы

IV. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

(Обсуждение теоретических сведений и материала для самостоятельных наблюдений (§ 28, с. 105—107, 109).)

— Какие предложения называются многочленными?

— Какие виды подчинительной связи бывают в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными? (Соподчинение, последовательное подчинение.)

— Каким бывает соподчинение? (Однородным и неоднородным.)

— Какое подчинение называется последовательным? (Такое, при котором придаточные предложения зависят одно от другого.)

2. Анализ предложений

Проанализируем сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными, записанные на доске.

1) Я хорошо помню, как мы шли по тропинке, как она постепенно стала петлять, как я нашёл грибное место и отстал от друзей.

Все три придаточных (изъяснительных) относятся к главному предложению, они аналогичны однородным дополнениям, отвечают на один и тот же вопрос: помню (что?).

Такое соподчинение называется однородным (сравним с однородными членами предложения).

2) Когда Нарцисс захотел пить, он нагнулся к ручью, в водах которого увидел своё отражение.

Оба придаточных относятся к главному предложению, стоящему между ними, отвечают на разные вопросы, относятся к разным членам главного предложения: нагнулся (когда?) — придаточное времени; к ручью (какому?) — придаточное определительное. Придаточные не связаны друг с другом, независимы, неоднородны.

Такое соподчинение называется неоднородным. В некоторых учебниках оно называется параллельным.

Заметим, что при таком соподчинении придаточные могут относиться как к разным членам главного предложения, так и к одному (см. далее).

3) Было уже совсем темно, когда мы добрались до лагеря, чтобы переночевать и утром двинуться дальше.

Первое придаточное (времени) относится к главному предложению: было темно (когда?), а второе (цели) — к первому придаточному: добрались до лагеря (с какой целью?).

Выстраивается определённая последовательность, цепочка. Такое подчинение называется последовательным.

3. Составление схем

(Ученики самостоятельно создают схемы только что разобранных сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными, а затем один из учащихся записывает схемы на доске.)

Схемы

1) [   ], (как...), (как...), (как...).

2) (Когда ...), [     ], (... которого ...).

3) [   ], (1 когда ...), (2 чтобы ...).

(Цифрой 1 обозначено придаточное первой степени, цифрой 2 — второй.)

Комментарии

При последовательном подчинении придаточное, которое относится к главному предложению, называется придаточным первой степени. Придаточное, которое относится к первому придаточному, называется придаточным второй степени. В принципе, число степеней придаточных не ограничено.

Как пример можно привести перевод английской народной песенки — всем с детства известное стихотворение С. Я. Маршака, которое начинается сложноподчинённым предложением с одним придаточным: Вот дом, который построил Джек, — а заканчивается сложноподчинённым предложением с восемью придаточными, то есть последнее из них — восьмой степени:

Вот два петуха,

Которые будят того пастуха,

Который бранится с коровницей строгою,

Которая доит корову безрогую,

Лягнувшую старого пса без хвоста,

Который за шиворот треплет кота,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в тёмном чулане хранится

В доме,

Который построил Джек.

Разумеется, бывают случаи более сложных комбинаций придаточных.

4. Анализ предложений

Сопоставим два предложения.

1) Бывает, что, если не повезло с утра, не везёт весь день.

[   ], (что, (если ...),...). Придаточное первой степени — не везёт весь день, второй степени — не повезло с утра. Придаточное второй степени можно мысленно исключить из предложения:Бывает, что не везёт весь день.

2) Бывает, что если не повезло с утра, то не везёт весь день.

[   ], (что (если ...), то ...). В предложении появилось слово то, «отменившее» запятую на стыке двух союзов. Попробуем на этот раз мысленно исключить из предложения придаточное второй степени: Бывает, что то не везёт весь день. Мы видим, что исключение придаточного привело к абсурду.

Прислушаемся к интонации: в первом примере на стыке двух союзов небольшая пауза, во втором примере союзы произносятся слитно.

Аналогичная картина наблюдается, если заменить слово то словом так: в данном случае они синонимичны.

Итак, когда в сложноподчинённом предложении с последовательным подчинением придаточных подчинительные союзы (что и если, что и когда, так что и хотя) оказываются рядом, надо обратить внимание на следующее предложение: если оно начинается со слов то, тем или так, запятая на стыке подчинительных союзов не ставится. Доверимся также своей речи: произношение подскажет, нужна ли запятая.

Рассмотрим несколько примеров.

1) Хорошо быть уверенным, что, если нужно, тебе помогут.

[   ], (что, (если ...), ...). То отсутствует — запятая ставится.

2) Я возражал ей, что если для неё и нет опасности, то она велика для меня. (А.-Ф. Прево)

[    ], (что (если ...), то ...). В предложении далее следует то —

запятая не ставится.

3) Было очевидно, что, когда противник ослабеет, справиться с ним будет легко.

[    ], (что, (когда ...), ...). То отсутствует — запятая ставится.

4) Мне стало ясно, что когда я выйду из себя, то сдержаться не смогу.

[    ], (что (когда...), то ...). В предложении далее следует то — запятая не ставится.

Если при однородном подчинении используются сочинительные союзы, знаки препинания ставятся так же, как при однородных членах предложения:

Он был рад, что весело провёл время и что все довольны.

[   ], (что ...) и (что ...).

V. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

1. Упр. 167 — комментированное письмо, составление схем на доске и в тетрадях.

2. Упр. 168 — устно.

3. Упр. 169 — самостоятельная работа с последующим обсуждением.

VI. Подведение итогов урока

— Какие сложноподчинённые предложения называются многочленными?

— Назовите виды подчинительной связи. (Соподчинение, последовательное подчинение.)

— Что такое однородное и неоднородное соподчинение?

Домашнее задание

1. § 28.

2. Упр. 170.

3. Работа над ошибками контрольной работы.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Лингвистическая разминка

— Замените словосочетание кольцо из серебра, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

2. Проверка домашнего задания

(Упр. 170 — чтение, пояснение постановки знаков препинания, составление схемы на доске.)

III. Закрепление изученного материала

1. Анализ предложений

— Расставьте знаки препинания, составьте схемы, определите виды придаточных и виды подчинения.

1) Его (Брюса) почитали чем-то вроде российского доктора Фауста и говорили, что он столь учён потому, что давно уже продал душу дьяволу. (В. Балязин)

(Примерный ответ. [    ], (что ... потому), (что ...). Подчинение последовательное. Придаточное первой степени изъяснительное, придаточное второй степени — причины. Логическое ударение падает на указательное слово потому, следовательно, запятая ставится после него.)

2) Когда ночная роса и горный ветер освежили мою горящую голову и мысли пришли в обычный порядок, то я понял, что гнаться за погибшим счастием бесполезно и безрассудно. (М. Лермонтов)

(Примерный ответ. (Когда ...) и ( ), [то ...], (что ...). Подчинение неоднородное и однородное. Первые два придаточных — времени, однородные, соединены сочинительным союзом и, поэтому запятой не разделяются; второй союз когда опущен. Третье придаточное — изъяснительное.)

Дополнительные задания ко 2-му предложению

— Найдите слова с омонимичными корнями. (Горный, горящую.)

— Найдите приставки с чередованием согласных. (Бесполезно, безрассудно.)

3) Очень хорош храм на Нерли летом, когда косари выходят на пойму, когда замолкают кукушки и на зелени появляются солнечные подпалины. (Е. Осетров)

(Примерный ответ. [    ], (когда ...), (когда ...) и (  ). Соподчинение однородное. Придаточные времени, в третьем придаточном союз когда опущен.)

4) Многим покажется странным, что ешё каких-нибудь сто лет назад в России не было ни одного доступного народу музея, если не считать Эрмитажа, где русских картин было немного.

(Примерный ответ. [    ], (что ...), (если ...), (где ...). Подчинение последовательное. Придаточное первой степени — изъяснительное, придаточное второй степени — условное, третьей степени — определительное.)

2. Работа по учебнику

1. Упр. 171 — выразительное чтение, обсуждение заданий, письменное выполнение.

2. Упр. 172 — выразительное чтение, письменное выполнение 1-го абзаца.

3. Упр. 173 — самостоятельная работа с последующим обсуждением.

4. Упр. 174 — выразительное чтение, обсуждение вопросов и заданий.

3. Тест по теме урока

(См.: КИМы, тест 12.)

IV. Подведение итогов урока

— Расскажите о знаках препинания в сложноподчинённых предложениях на стыке двух союзов.

— Что общего в постановке знаков препинания при однородных членах и при однородном подчинении придаточных?

Домашнее задание

1. § 28.

2. Упр. 175.





загрузка...
загрузка...