загрузка...

РУССКИЙ ЯЗЫК ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ 9 класс К УМК Л. А. Тростенцовой - 2016 год

Урок 1. Международное значение русского языка

Цели: показать роль русского языка в современном мире и объяснить причины его авторитета; убедить в необходимости постоянного изучения родного языка; сформировать стартовую мотивацию к изучению предмета.

Планируемые результаты: уметь самостоятельно искать и выделять необходимую информацию; понимать международное значение русского языка; сознавать, что владение русским языком — важнейший показатель культуры человека.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель поздравляет учащихся с началом учебного года, делает перекличку и знакомит с общей структурой курса 9 класса: два урока в неделю.)

II. Работа по теме урока

1. Введение в тему

В 9 классе мы завершаем общий курс русского языка, однако вы понимаете, что это лишь начало. Опираясь на полученную в школе основу, каждый будет строить свои отношения с родным языком всю жизнь. Это необходимое условие вашего успеха в обществе, семье, работе и других областях жизни.

После школы можно продолжить образование, выбрав отправной точкой любой школьный предмет. Особая роль русского языка в том, что без постоянного совершенствования в нём невозможно глубоко изучить ни одну из научных дисциплин — и гуманитарных, и естественных, и технических.

Курс 9 класса завершается обязательным выпускным экзаменом — государственной итоговой аттестацией (ГИА), которая проводится в форме основного государственного экзамена — ОГЭ (ГИА—9). В структуру контрольно-измерительных материалов ОГЭ входит сжатое изложение. Кроме того, на основе прочитанного текста, который даётся в КИМах, выпускники должны выполнить задания с выбором ответа и с кратким ответом, а также написать небольшое сочинение-рассуждение.

Одна из основных наших задач на этот год — серьёзная подготовка к ОГЭ. Кстати, на экзамене можно пользоваться орфографическими словарями, но для эффективной работы с ними необходим хороший навык. Поэтому на уроках и дома мы будем в этом году часто обращаться к помощи словарей. Для постоянной работы каждому ученику необходимо завести небольшой рабочий блокнот-словарик, в который следует заносить незнакомые слова и термины, слова с орфограммами.

Помимо традиционного изучения программы 9 класса, мы будем работать с тестами, аналогичными контрольно-измерительным материалам ОГЭ. Это поможет не только успешно сдать выпускной экзамен в 9 классе, но и основательно подготовиться к ЕГЭ. Экзамен по русскому языку обязателен для всех выпускников 9 и 11 классов.

Результаты ЕГЭ принимаются во всех вузах, средних специальных учебных заведениях. Таким образом, какую бы специальность вы ни выбрали, экзамен по русскому языку сдавать придётся.

Всё это касается прикладного значения русского языка как необходимого инструмента общения, образования, карьеры. В современном мире возрастает необходимость знать, кроме родного, хотя бы ещё один язык. Особенно распространён в мире, как язык международного общения, английский. Но важно понимать, что овладение иностранным языком невозможно без хорошего знания языка родного.

2. Знакомство с учебником*

Программа по русскому языку в 8 и 9 классах включает одну большую тему — «Синтаксис и пунктуация». В этом году, выпускном в общеобразовательной школе, мы будем заниматься синтаксисом сложных предложений и, конечно, повторением изученного. Так мы подходим от изучения наименьшей единицы языка — фонемы — к изучению самой крупной единицы языка — текста.

Для уроков нам прежде всего необходим учебник. Перелистаем его страницы. Обратим внимание на форзацы, условные обозначения (с. 3), оглавление: бегло определим, что нам предстоит изучить за год. Особо остановимся на приложениях, в которых содержатся подсказки: как делать различные виды лингвистического разбора, как правильно писать и произносить слова (словарики).

Кто авторы учебника? В чем вы видите отличия внешнего вида и оформления учебника по сравнению с учебниками прошлых лет?

3. Беседа

Каково же место русского языка в мировом сообществе? От чего зависит это место? В чём особенности русского языка в сравнении с другими языками мира? Попробуем ответить на эти и другие вопросы вместе.

Комментарии

Эту часть урока можно построить как лекцию. Однако более эмоциональным — для лучшего восприятия материала учащимися — будет разговор, обмен мнениями, который отразит представления учеников о месте родного языка в мире, расширит эти представления, заставит детей задуматься, даст импульс патриотическому чувству. Желательно избегать набора хвалебных высказываний о русском языке, обычно они не затрагивают учеников: вне контекста, вне жизненного опыта детей эти фразы порой звучат слишком претенциозно, напыщенно. Лучше оттолкнуться от какого-то одного высказывания и прокомментировать его, обсудить, устроить небольшую дискуссию.

Например, можно обратиться к лирическому отступлению в конце пятой главы поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души», тем более что это произведение входит в программу 9 класса по литературе. К тому же это лирическое отступление может прояснить авторское определение произведения как поэмы. Хорошо, если на каждой парте будет распечатка с фрагментом «Мёртвых душ».

Фрагмент поэмы Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

Как несметное множество церквей, монастырей с куполами, главами, крестами рассыпано на святой благочестивой Руси, так несметное множество племён, поколений, народов толпится, пестреет и мечется по лицу земли. И всякий народ, носящий в себе залог сил, полный творящих способностей души, своей яркой особенности и других даров Бога, своеобразно отличился каждый своим собственным словом, которым, выражая какой ни есть предмет, отражает в выраженье его часть собственного своего характера. Сердцеведением и мудрым познанием жизни отзовётся слово британца; лёгким щёголем блеснёт и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает своё, не всякому доступное, умно-худощавое слово немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.

(Учитель предлагает ученикам выделить ключевые мысли этого фрагмента.)

Комментарии

Во-первых, Русь — «святая, благочестивая» страна. Это утверждается сопоставлением «несметного множества церквей, монастырей» Руси с «несметным множеством» племён и народов, населяющих землю. Причём в качестве несомненного образца для сравнения берутся именно русские церкви, объединяющие людей, наставляющие их на путь истинный. В то же время Гоголь признаёт за любым народом «творящие способности души», одарённость от Бога. Главные же отличительные черты характера каждого народа проявляются в слове и через слово — это великий божественный дар.

В последнем предложении этого фрагмента тоже содержится сопоставление, через которое утверждается исключительность русского слова среди других великих языков. Исключительность — в необычайной энергии слова, в его непосредственности, искренности, естественности.

Да и слово самого Гоголя несёт эти яркие черты русского языка. Силу и выразительность гоголевской фразе придают меткие, неповторимые эпитеты, олицетворения, метафоры. Чего только стоит определение немецкого слова как «умно-худощавого»!

Одним эпитетом обрисованы облик и характер народа, его творческие возможности. Этот эпитет служит в то же время олицетворением, одухотворяющим слово, подчёркивающим его определяющую роль в жизни народов.

4. Слово учителя

В мире насчитывается более двух с половиной тысяч языков. Русский — в числе самых распространённых, это один из шести официальных языков ООН (Организации Объединённых Наций), а значит, он используется для написания различных международных соглашений, договоров, деклараций.

Мировое значение русского языка обусловлено богатством и выразительностью его лексики, звукового строя, словообразования, синтаксиса.

Международный авторитет русского языка во многом определяется политическими причинами. После распада Советского Союза число изучающих русский язык в мире, особенно в бывших республиках СССР, резко снизилось. Однако стабилизация политической ситуации в стране, новой России, вызвала очередной всплеск интереса к русскому языку. Вновь стала очевидной необходимость в нём как в средстве межнационального и межгосударственного общения.

Непререкаемый авторитет русского языка прежде всего объясняется выдающимся вкладом классической русской литературы в мировую художественную культуру. Достижения учёных в различных областях науки и техники, опубликованные на русском языке, также получили международное признание.

Информация для учителя

1. Официальными языками ООН являются: английский, французский, испанский, китайский, арабский и русский.

2. Сегодня примерно 300 млн человек по всему миру в той или иной мере владеют русским языком — это ставит его на 5-е место по распространённости. Родным русский язык считают 160 млн человек (7-е место в мире).

III. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

1. Упр. 2 — чтение, обсуждение вопросов.

Запись вывода: роль русского языка в мире определяется общечеловеческой значимостью культуры, созданной на этом языке.

2. Упр. 3 — чтение, обсуждение заданий, выработка навыков сокращения текста, сжатый пересказ.

3. Упр. 5 — чтение, выполнение письменного задания, обсуждение изложений.

IV. Подведение итогов урока

— Что вы думаете о роли слова, роли языка в жизни человека?

— Какова, по-вашему, роль русского языка? В чём она заключается?

— Каковы причины распространения русского языка?

— Какие факты подтверждают важное международное значение русского языка?

— В каких сферах жизни и деятельности мирового общества значение русского языка особенно велико?

— Какие примеры, доводы вы можете привести для подтверждения своих мыслей?

Домашнее задание

1. Познакомиться с учебником русского языка для 9 класса: с его условными обозначениями и структурой.

2. Выполнить упр. 4, 6 (по выбору).

_______________________________

* Русский язык. 9 класс: Учебник для общеобразовательных организаций / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова; науч. ред. Н. М. Шанский. М.: Просвещение, 2014.





загрузка...

загрузка...