загрузка...

РУССКИЙ ЯЗЫК ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ 9 класс К УМК Л. А. Тростенцовой - 2016 год

ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Уроки 34-36. Сложноподчинённые предложения с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия

Цели: дать понятие о сложноподчинённых предложениях с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия; формировать умения определять средства связи придаточного предложения с главным, место придаточного предложения по отношению к главному, составлять схемы предложений; формировать пунктуационные навыки; развивать грамотность; воспитывать любовь к языку.

Планируемые результаты: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; знать основные группы сложноподчинённых предложений; уметь характеризовать придаточные обстоятельственные, в том числе придаточные цели, причины, условия, уступки, следствия; уметь применять правила постановки знаков препинания в СПП; уметь объяснять языковые явления и процессы.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Упр. 130 — выразительное чтение, обсуждение заданий.)

III. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

(Чтение и обсуждение теоретических сведений и материала для самостоятельных наблюдений (§ 26, с. 87—88, 90).)

2. Слово учителя

Почему в связи с рассматриваемыми придаточными мы говорим об их общем значении обусловленности?

Причина — явление, действие которой влечёт за собой следствие. Следствие зависит от условий. При одинаковых условиях одинаковые причины повлекут одинаковые следствия. При разных условиях одни и те же причины приведут к разным следствиям. Однако бывает так, что, несмотря на разные условия, одни и те же причины приведут к одним и тем же следствиям. Любое действие производится для достижения какого-либо результата, то есть имеет цель.

Предположим, вы выучили урок. Цель была — получить хорошую оценку (повысить свою самооценку, порадовать родителей и т. д.). Причина (выученный урок, потраченные усилия) повлекла за собой следствие — хороший ответ на уроке и соответствующую оценку. Возможно, это случилось при благоприятных условиях: вы выспались, были уверены в себе, учитель был доброжелателен к вам и т. д. Но вероятно и другое: вы неважно себя чувствовали, волновались, вас невнимательно слушали, но, несмотря на это, вопреки неблагоприятным условиям всё же достигли цели.

На этом примере мы показали связь между целью, причиной, следствием, условиями. Поэтому мы и говорим об общем значении обусловленности.

О причинно-следственных связях говорят пословицы и афоризмы, например:

• Что посеешь, то и пожнёшь.

• Посеявший ветер пожнёт бурю.

• Как аукнется, так и откликнется.

• Единожды солгавший, кто тебе поверит?

IV. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

1. Упр. 131 — комментированное письмо.

2. Упр. 132 — обсуждение вопросов и заданий, самостоятельная работа.

3. Упр. 135, 136 — самостоятельная работа по двум вариантам с последующим обсуждением.

4. Упр. 137 — самостоятельная работа с последующим обсуждением.

2. Работа с таблицей

— Заполните графы таблицы «Виды придаточных предложений», относящиеся к придаточным причины и следствия; подберите примеры предложений.

V. Подведение итогов урока

— Какое общее значение имеют сложноподчинённые предложения с придаточными цели, причины, условия, уступки, следствия?

— На какие вопросы отвечают придаточные причины?

— Каким способом они присоединяются к главному предложению?

— На какие вопросы отвечают придаточные следствия?

— Каким способом они присоединяются к главному предложению?

— Как ставятся знаки препинания при составных союзах?

— Для каких стилей речи характерны союзы потому что, оттого что, так как, из-за того что, благодаря тому что, в связи с тем что, вследствие того что, ибо?

Домашнее задание

1. § 26.

2. Упр. 133, 134.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

1. Упр. 133 — обсуждение заданий.

2. Упр. 134 — чтение и обсуждение сочинений.

III. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

(Чтение и обсуждение теоретических сведений и материала для самостоятельных наблюдений (§ 26, с. 91-92, 94, 97).)

2. Слово учителя

Придаточные условные присоединяются к главным предложениям с помощью союзов, а не союзных слов. Самый распространённый из них — союз если. Остальные союзы синонимичны ему:раз, когда, устаревшее слово коли (коль). Подставив вместо этих союзов если, проясним значение придаточного в сомнительных случаях. Этот же приём можно применять в случаях с придаточными предложениями других видов, да и не только с придаточными: подбирать к союзам и союзным словам синонимы, очевидно проясняющие значение. Например, при сравнениях все союзы: словно, как, будто, как будто, что, точно — синонимичны союзу как (как будто).

Разберём два предложения.

1) Если мы хотим понять настоящее, надо изучать прошлое.

(Если ...), [  ]. Надо изучать (при каком условии?). Придаточное условное.

2) Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда...

А. Ахматова

[  ], (из какого ...). Предложение с союзом когда, синонимичным союзу если, в сочетании с частицей бы в данном случае является не придаточным, а главным, выражает пожелание. Знали (что?). Придаточное изъяснительное.

В сложноподчинённых предложениях с придаточным уступительным сопоставляются два факта, один из которых противоречит другому, но не оказывает на него влияния; действие происходит вопреки тому, что заявлено в придаточном предложении.

Рассмотрим примеры.

1) И хоть бесчувственному телу

Равно повсюду истлевать,

Но ближе к милому пределу

Мне всё б хотелось почивать.

А. Пушкин

(И хоть ...), но [   ].

2) Мы прекрасно провели время, несмотря на то что лето выдалось дождливое.

[  ], (несмотря на то что ...). Отметим написание составного производного союза, отсутствие запятой между его частями.

3) Сколько ни говори «халва, халва», во рту слаще не станет. (Восточная пословица)

(Сколько ни ...), [  ].

4) А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь. (И. Крылов)

[..., (как ни ...), ... ].

Отметим свободное положение придаточного предложения по отношению к главному: после него, перед ним, внутри него. Обратим внимание учащихся на способы присоединения придаточных уступительных (союзы пускай, хотя (хоть), несмотря на то что; союзные слова сколько, как с усилительной частицей ни); поставим вопросы от главных предложений к придаточным (несмотря на что?).

IV. Закрепление изученного материала

1. Работа с таблицей

— Заполните графы таблицы «Виды придаточных предложений», относящиеся к придаточным условия и уступки; подберите примеры предложений.

2. Работа по учебнику

1. Упр. 138 — комментированное письмо.

2. Упр. 139, 140 — устно.

3. Упр. 141 — обсуждение заданий, самостоятельная работа.

4. Упр. 143 — выразительное чтение, письменное выполнение.

5. Упр. 144 — комментированное письмо.

6. Упр. 146, 147 — устно.

7. Упр. 149 — работа по трём вариантам с последующим обсуждением.

V. Подведение итогов урока

— На какие вопросы отвечают придаточные условия?

— Каким способом они присоединяются к главному предложению?

— На какие вопросы отвечают придаточные уступки?

— Каким способом они присоединяются к главному предложению?

Домашнее задание

1. § 26.

2. Упр. 142; 145 или 148 (по выбору учеников).

Ход урока 3

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Проверка домашнего задания

1. Упр. 142 — чтение и анализ выписанных предложений.

2. Упр. 145, 148 — чтение и обсуждение сочинений.

2. Закрепление темы «Сложноподчинённые предложения с придаточными условными».

— Запишите фрагмент стихотворения и сделайте синтаксический разбор. Укажите функции знаков препинания и средства выразительности.

(Фрагмент заранее написан на доске и закрыт. Учитель диктует, а затем организует самопроверку.)

Если шёл за тобой, как в бой,

На вершине стоял крутой,

Значит, как на себя самого,

Положись на него.

В. Высоцкий

(Примерный ответ. (Если ...), [      ]. Придаточное условное. Запятыми выделяются сравнительные обороты и вводное слово; отделяется придаточное предложение. Средства выразительности — сравнения.)

3. Закрепление темы «Сложноподчинённые предложения с придаточными уступительными».

1. Упр. 150 — выполнение по четырём вариантам с последующим обсуждением.

2. Упр. 151 — диктант с грамматическим заданием.

III. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

(Чтение и обсуждение теоретических сведений (§ 26, с. 97).)

2. Анализ предложений и составление схем

— Определите значение и особенности придаточных предложений цели, составьте схемы.

1) Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать. (А. Пушкин)

[   ], (чтоб ...).

2) И пришлось ей стать осторожней, чтоб свободу свою спасти.

[  ], (чтоб...).

3) Для того чтобы выучиться говорить правду людям, надо научиться говорить её самому себе. (Л. Толстой)

(Для того чтобы ...), [   ]. Части составного союза не разделяются запятой.

4) Чтобы добиться прочности, дымковскую глиняную игрушку обжигают в печи.

(Чтобы ...), [  ].

5) Медведица напала на охотника не со зла, а для того, чтобы защитить своих медвежат.

[... для того], (чтобы ...).

IV. Закрепление изученного материала

1. Работа с таблицей

— Заполните графы таблицы «Виды придаточных предложений», относящиеся к придаточным цели; запишите примеры.

2. Работа по учебнику

1. Упр. 152 — обсуждение заданий, составление схем.

2. Упр. 155 — комментированное письмо.

3. Упр. 153 — самостоятельная работа.

3. Словарная работа

— Запишите в словарик слова из рамки (с. 89, 91).

— Составьте с ними словосочетания.

— Запишите в орфоэпический словарик слова из рамки (с. 93).

— Составьте с ними словосочетания.

V. Подведение итогов урока

— На какие вопросы отвечают придаточные цели?

— Каким способом они присоединяются к главному предложению?

Домашнее задание

1. § 26.

2. Упр. 154.





загрузка...

загрузка...