загрузка...

РУССКИЙ ЯЗЫК ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ 9 класс К УМК Л. А. Тростенцовой - 2016 год

ОСНОВНЫЕ ГРУППЫ СЛОЖНОПОДЧИНЁННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

Уроки 32, 33. Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. Сложноподчинённые предложения с придаточными времени и места

Цели: закрепить знания о сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными и изъяснительными; дать общее представление о придаточных обстоятельственных, в том числе о придаточных времени и места; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки учащихся.

Планируемые результаты: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; знать основные группы сложноподчинённых предложений; уметь характеризовать придаточные обстоятельственные, в том числе придаточные времени и места; уметь различать союзы и союзные слова; уметь применять правила постановки знаков препинания в СПП; уметь объяснять языковые явления и процессы.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Лингвистическая разминка

В каких словах правописание приставки определяется её значением — «неполнота действия»?

1) приполз;                

2) привычный;

3) придумала;             

4) привстал.

2. Проверка домашнего задания

(Упр. 122 — выразительное чтение, обсуждение вопросов и заданий.)

III. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

(Чтение и обсуждение материала для самостоятельных наблюдений и теоретических сведений (§ 24, 25, с. 82—84).)

2. Слово учителя

Как отличить союзы от союзных слов?

• Союзные слова — члены придаточных предложений, их можно заменить указательными местоимениями или местоименными наречиями, а союзы не являются членами предложений, их нельзя заменить словами самостоятельных частей речи.

• На союзные слова может падать логическое ударение, а на союзы — не может.

• Союзное слово обычно можно изъять из предложения без потери смысла, а союз — нельзя.

• После союзного слова можно поставить частицы же, именно, а после союзов — нельзя.

Все эти критерии надо использовать в сочетаниях или в совокупности, отдельно они редко «работают».

Где, куда, откуда, кто, который, какой, чей, почему, зачем, сколько всегда являются союзными словами и не бывают союзами.

Когда является союзным словом в придаточном времени, если в главном предложении есть указательное слово тогда; в придаточном изъяснительном; в придаточном определительном.

Когда является союзом в придаточных времени, условия. Поставим вопросы, составим схемы, определим вид придаточных и средства связи; объясним постановку знаков препинания.

1) Мы прибежали на вокзал, когда поезд уже отправлялся.

[   ], (когда...). Прибежали (когда?). Придаточное обстоятельственное (значение времени). Когда — союз.

2) Скажите, когда отправляется поезд?

[   ], (когда ...). Скажите (что?). Придаточное изъяснительное. Когда — союзное слово.

3) Известны случаи, когда легенду создаёт определённое лицо.

[   ], (когда ...). Случаи (какие?). Придаточное определительное. Когда — союзное слово.

4) Когда откурлыкали журавли и в песне тетеревов поутихла ярость, тогда налетел второй селезень. (Ю. Коваль)

(Когда ...) и ( ), [тогда ...]. Налетел тогда (когда именно?). Однородные придаточные обстоятельственные (значение времени). Оба придаточных относятся к одному главному предложению, соединены сочинительным союзом и, поэтому запятая между ними не ставится. Когда — союзное слово.

5) И вот прошло пять веков, как умер художник, а творения его живы.

[  ], (как ...), а [   ]. Прошло (с каких пор?). Придаточное обстоятельственное (значение времени). Между первыми двумя предложениями и третьим — сочинительная связь, нужна запятая перед союзом а. Как — союз.

Определение придаточных предложений места обычно не вызывает затруднений. Они отвечают на вопросы где? куда? откуда? Сложности возникают с придаточными разного вида, у которых совпадает способ присоединения к главному предложению.

Определим вид придаточных предложений и составим схемы.

1) И нет величия там, где нет простоты, добра и правды. (Л. Толстой)

Придаточное места раскрывает содержание обстоятельства там в главном предложении, отвечает на вопрос где? [... там], (где ...).

2) Как-то ранней весной отец взял нас на пашню, где он собирался засеять уже вспаханную десятину пшеницей.

Придаточное определительное относится к существительному в главном предложении, отвечает на вопрос какую? [  ], (где ...).

3) Никогда не следует возвращаться туда, где был счастливым. (Д. Гранин)

Придаточное места раскрывает содержание обстоятельства туда в главном предложении, отвечает на вопрос куда? [... туда], (где...).

4) Дерево валят туда, куда оно нагнулось. (Пословица)

Придаточное места раскрывает содержание обстоятельства туда в главном предложении, отвечает на вопрос куда? [... туда], (куда...).

IV. Закрепление изученного материала

1. Работа с таблицей

— Заполните графы таблицы «Виды придаточных предложений», относящиеся к придаточным времени и места, подберите примеры предложений с придаточными времени и места.

2. Работа по учебнику

1. Упр. 124 — комментированное письмо.

2. Упр. 125 — обсуждение вопросов и заданий.

V. Подведение итогов урока

— На какие вопросы отвечают придаточные места, времени?

— С помощью каких средств связи они присоединяются к главному предложению и к чему они относятся в главном?

Домашнее задание

1. § 24, 25.

2. Упр. 126.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Лингвистическая разминка

— В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?

1) бесценные;            

2) ветреный;

3) напряжённо;          

4) замечена.

2. Проверка домашнего задания

(Упр. 126 — выразительное чтение, обсуждение заданий.)

III. Закрепление изученного материала

1. Анализ предложений

— Определите вид придаточных, сделайте синтаксический разбор, составьте схемы предложений; определите особенности глагола-сказуемого в односоставном предложении; подберите синонимы к фразеологическому выражению.

1) Тенистый сад, откуда тянуло прохладой, привлекал уставших от жары горожан.

(Примерный ответ. Придаточное определительное относится к существительному в главном предложении, отвечает на вопрос какой? [..., (откуда ...), ...]. Функцию сказуемого в предложенииоткуда тянуло прохладой выполняет личный глагол в роли безличного (тянуло).)

2) Сломя голову он кинулся туда, откуда доносился крик о помощи.

(Примерный ответ. Придаточное места раскрывает содержание обстоятельства туда в главном предложении, отвечает на вопрос куда? [... туда], (откуда ...). Синонимы к фразеологическому выражению сломя голову (кто больше): со всех ног, во весь дух, во весь опор, во всю мочь, живо, быстро, проворно, поспешно, спешно, стремительно, резво, опрометью.)

2. Работа по учебнику

1. Упр. 128 — комментированное письмо.

2. Упр. 127 — обсуждение вопросов и заданий, самостоятельная работа.

3. Упр. 129 — самостоятельная работа с последующим обсуждением.

3. Творческое задание: сочинение-миниатюра

— Опишите с помощью сложноподчинённых предложений с придаточными места географическое положение своего города (села).

IV. Подведение итогов урока

Чтение и обсуждение сочинений-миниатюр.

Домашнее задание

1. § 24, 25.

2. Упр. 130 (I или II часть по выбору учеников).





загрузка...

загрузка...