Понятие о сложносочинённом предложении. Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях - СЛОЖНОСОЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Русский язык поурочные разработки 9 класс к УМК Л. А. Тростенцовой - 2016 год

Понятие о сложносочинённом предложении. Смысловые отношения в сложносочинённых предложениях - СЛОЖНОСОЧИНЁННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Цели: дать понятие о сложносочинённом предложении; формировать умения различать простые и сложные предложения, находить сложносочинённые предложения, определять разновидности смысловых отношений между частями сложносочинённого предложения (одновременность, последовательность, чередование, противопоставление); развивать орфографическую зоркость; воспитывать аккуратность в работе, внимательность.

Планируемые результаты: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; знать признаки сложносочинённого предложения; уметь разбираться в смысловых отношениях между частями сложносочинённого предложения; уметь объяснять языковые явления и процессы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Лингвистическая разминка

— Запишите предложение под диктовку, сделайте его синтаксический разбор, укажите функции знаков препинания, определите художественные средства создания образа в поэтическом фрагменте.

Полночный троллейбус, по улице мчи,

Верши по бульварам круженье,

Чтоб всех подобрать, потерпевших в ночи

Крушенье, крушенье.

Б. Окуджава

2. Проверка домашнего задания

(Чтение и анализ сочинений.)

III. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

(Чтение и обсуждение теоретических сведений и материалов для самостоятельных наблюдений (с. 36—37).)

2. Работа с таблицей

— Перенесите таблицу в тетрадь, придумайте свои примеры.

Группы сложносочинённых предложений

С соединительными союзами

С разделительными союзами

С противительными союзами

и, да = и, ни — ни, тоже, также

(одновременные или следующие друг за другом явления)

Но жизнь не зря зовут борьбой, и рано нам трубить отбой. (Я. Добронравов)

или, либо, то — то, не то — не то

(чередование или выбор явлений)

Не то вдалеке был пожар, не то это закат пламенел.

а, но, да = но, однако, зато, же

(противопоставление явлений)

Ураган прошёл, однако связи с городом ещё не было.

3. Работа по учебнику

(Чтение и обсуждение теоретических сведений и материала для самостоятельных наблюдений (с. 37—38).)

IV. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

1. Упр. 60 — самостоятельное выполнение с последующим обсуждением.

2. Упр. 62 — обсуждение вопросов и заданий, письменное выполнение; составление схем предложений на доске и в тетрадях.

2. Объяснительный диктант

— Запишите предложения в таблицу, подчеркните грамматические основы, охарактеризуйте смысловые отношения между частями предложений и укажите вид союзов. Объясните постановку знаков препинания.

(В скобках даны номера колонок.)

1) Было уже часов десять, и над садом светила полная луна. (1)

2) Челкаш, всегда весёлый и едкий, был сегодня, очевидно, не в духе и отвечал на расспросы отрывисто и резко. (М. Горький) (Простое предложение.)

3) Старший брат долго не брал меня с собой, мне же хотелось хоть одним глазком посмотреть на его тренировки. (3)

4) То ли врачи ошиблись, то ли рана сама собой заросла. (Ю. Трифонов) (2)

V. Подведение итогов урока

— Какие предложения называются сложными?

— Какое предложение называют сложносочинённым?

— Чем отличаются сложносочинённые предложения от сложноподчинённых?

— Назовите смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. (Одновременность, последовательность, причина, чередование, взаимоисключение, сопоставление, противопоставление.)

Домашнее задание

1. § 11, 12.

2. Упр. 61.