загрузка...

РУССКИЙ ЯЗЫК ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ 9 класс К УМК Л. А. Тростенцовой - 2016 год

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Урок 12. Разделительные и выделительные знаки препинания между частями сложного предложения

Цели: познакомить с назначением (функциями разделения и выделения) знаков препинания в сложном предложении; научить разграничивать употребление знаков препинания в разных функциях между частями сложного предложения (сложносочинённого, бессоюзного, сложноподчинённого); развивать навыки работы с тестами.

Планируемые результаты: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; понимать функции знаков препинания в сложном предложении; уметь объяснять языковые явления и процессы; уметь работать с тестами.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Чтение и анализ сочинений

2. Словарный диктант

— Подберите синонимы к каждому фразеологизму, графически объясните орфограммы.

Работать спустя рукава (работать кое-как); остаться в недоумении (удивиться); сказать наобум (сказать не подумав); ни рыба ни мясо (неопределённый); положа руку на сердце (откровенно, искренне); на злобу дня (актуально, злободневно); вносить свою лепту (вносить посильный вклад, участвовать); вернуться на круги своя (вернуться к началу); одержать победу (победить); попасть как кур в ощип (попасть в неприятное, сложное положение).

III. Работа по теме урока

1. Чтение и обсуждение теоретических сведений и материала для самостоятельных наблюдений (с. 30—31).

2. Упр. 53 — работа с таблицей «Знаки препинания в сложных предложениях».

3. Чтение и обсуждение теоретических сведений (с. 31—32).

IV. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

(Упр. 54 — чтение, обсуждение вопросов и заданий, устное выполнение.)

2. Синтаксический разбор предложения

Тюлевая занавеска шевелилась, легко надувалась ветром над столом, касаясь рукописей, сквозь эту занавесь точками проступали огни над чёрными Чистыми прудами. {Ю. Нагибин)

— Определите функции знаков препинания в предложении.

3. Творческий диктант с грамматическим заданием

— Составьте из простых предложений сложные разных видов. Дополните одно из предложений обособленным второстепенным членом. Определите функции знаков препинания.

1) В дверь позвонили. Я никого не ждал и не хотел открывать. 2) Щавель хорошо растёт при любых неблагоприятных условиях. Он неприхотлив. 3) Спортивный бальзам поможет быстро избавиться от последствий травм, ушибов, вывихов. Экстракты растений снимут боль, ускорят заживление.

4. Тест

1) В каком предложении сочинительный союз и соединяет части сложного предложения?

а) Хочу поздравить вас от всей души и пожелать здоровья и благополучия.

б) К утру буря утихла и потеплело.

в) Триумфальная арка, окаймлённая высокими зданиями, не теряет своей величественности и доминирует в окружающем её пространстве.

г) В случае опасности и забор не препятствие.

2) Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Мобильный телефон был разряжен_ и мне не удалось позвонить.

а) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна.

б) Сложное предложение, перед союзом и запятая не нужна.

в) Сложное предложение, перед союзом и нужна запятая.

г) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая.

V. Подведение итогов урока

— Для чего нужны знаки препинания в сложном предложении? (Чтобы передать на письме особенности смысловых отношений между частями сложного предложения, особенности его строения и интонацию.)

— Что такое авторская пунктуация? Для чего она служит?

Домашнее задание

1. § 9

2. Упр. 55.





загрузка...
загрузка...