загрузка...

РУССКИЙ ЯЗЫК ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ 9 класс К УМК Л. А. Тростенцовой - 2016 год

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

Урок 9. Понятие о сложном предложении

Цели: учить отличать простое предложение от сложного, составлять схемы сложных предложений; закрепить навык постановки запятой в сложном предложении; развивать грамотность, устную речь; воспитывать любовь к языку.

Планируемые результаты: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; знать признаки предложения; уметь отличать простые предложения от сложных; объяснять языковые явления и процессы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

— Что такое предложение?

— Какие предложения называются простыми, а какие — сложными?

— Как связываются между собой простые предложения в составе сложного?

— Назовите сочинительные и подчинительные союзы.

III. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

(Чтение и обсуждение теоретических сведений и материала для самостоятельных наблюдений (с. 24).)

Комментарии

Уточним значение слова предикативный, встретившегося в определении сложного предложения (с. 24). Предикативный — значит «отнесённый к действительности», который сообщает что-либо. То, что сообщается, предстаёт в определённом времени: прошедшем, настоящем или будущем. Предикативность — ключевой признак предложения. Она проявляется в наклонении: сообщается о реально осуществляемом в определённом времени (изъявительное), о требуемом (повелительное), о желаемом, возможном (условное).

2. Выполнение задания

— В тексте диктанта, который вы писали на предыдущем уроке, найдите сложные предложения; определите их вид и способ соединения.

(Примерный ответ:

В течение нескольких минут мы колебались, но потом решительно вошли в лодку, отпихнулись от берега, и лодка поплыла по течению — сложносочинённое; простые предложения (оба полные, двусоставные) в составе сложного соединяются с помощью интонации и союза и.

Сначала было жутко ехать незнакомой рекой, но постепенно мы освоились и уже смело смотрели вперёд — сложносочинённое

(оба полные, 1-е — односоставное безличное, 2-е — двусоставное); предложения соединяются с помощью интонации и союза но.

Где-то защёлкал соловей, за ним другой — бессоюзное (оба двусоставные; 1-е — полное, 2-е — неполное); предложения соединяются только с помощью интонации.

Вдруг она, натолкнувшись на что-то, опрокинулась, и мы очутились по пояс в воде — сложносочинённое (оба полные, двусоставные); предложения соединяются с помощью интонации и союза и.)

IV. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

1. Упр. 41 — устно.

2. Упр. 42 — выразительное чтение, обсуждение вопросов и заданий, письменное выполнение.

3. Упр. 43 (работа по пяти вариантам) — выразительное чтение, самостоятельное выполнение с последующим обсуждением.

4. Упр. 45 — запись текста под диктовку; самостоятельное выполнение задания.

V. Подведение итогов урока

— Какое предложение называется сложным?

— Что объединяет простые предложения в сложное?

Домашнее задание

1. § 7.

2. Упр. 44.





загрузка...

загрузка...