Итоговое повторение. Синтаксис и пунктуация простого предложения - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ

Група в ViberГрупа в Facebook

Все уроки Русского языка 9 класс

Итоговое повторение. Синтаксис и пунктуация простого предложения - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ

Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме; закрепить навыки постановки знаков препинания внутри осложнённого простого предложения.

Оборудование: обобщающие таблицы, раздаточный материал.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Постановка целей и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Одна из важнейших задач школьного предмета «русский язык» — научить человека, с детства владеющим русским литературным языком в устной форме, грамотно, без орфографических и пунктуационных ошибок писать. Прежде всего — писать! Иначе, дано: все слова и предложения русского языка в устной форме. Требуется: уметь записать всё это по принятым в русском языке правилам орфографии и пунктуации (и исключениям из них).


III. Актуализация опорных знаний

Работа с обобщающими таблицами (с выполнением практических заданий)

а) Тире в простом предложении


Тире между подлежащим и сказуемым

Примечание. Тире ставится только при логическом ударении на подлежащем или сказуемом



• Пользуясь таблицей, сформулируйте основные правила употребления тире в простом предложении.

• Какие из этих случаев постановки тире встречаются наиболее часто?

• Придумайте или подберите предложения в соответствии со схемами; объясните постановку тире в этих предложениях.


б) Односоставные предложения


Вид односоставного предложения

Выражение сказуемого

Примеры

Определённо-личное

Глагол в форме 1-го или 2-го лица

1. Люблю тебя, моя Россия (С. Васильев).

2. Светись, светись, далёкая звезда (М. Лермонтов)

Неопределённо-личное

Глагол в форме 3-го лица мн. ч. наст. и буд. Времени.

Глагол мн. ч. в прош. времени

1. Дорожки каждое утро посыпают песком.

2. Лампы скоро зажгут.

3. Кричали где-то далеко

Безличное

Безличный глагол, личный глагол в безличной форме, неопределённая форма глагола и др.

1. Морозит. 2. Пахнет лесом. 3. Мне холодно. 4. Стоять на одном месте нельзя

Обобщённо-личное

Как в определённо-личных и неопределённо-личных предложениях

1. Чужим умом в люди не выйдешь.

2. В лес дров не возят (Пословицы)

Назывное

Сказуемого нет

Полярная ночь. Льды. Безмолвие


• Придумайте или подберите односоставные предложения.

• Определите, чем выражено сказуемое в этих предложениях. Назовите вид односоставных предложений.

• Назовите общие и отличительные признаки односоставных предложений.


в) Запятые между однородными членами


1. О,

О

2. О, а

О а, но, да (= но), однако, зато и др.

3. ни О, ни

О то-то, или-или, либо-либо, не то — не то и др.

4. как О, так и

О как, так и; не только, но и, и др.

5. О и

О и, или, либо, да(= и)


Примечание: 1. Она хорошо танцевала, да и пела неплохо.


2. Разбудили меня ни свет ни заря.

• Рассмотрите схемы и вспомните правила о постановке запятых между однородными членами.

• Укажите значение союзов в таблице (пункты 3, 4 и 5). Назовите другие союзы той же группы (союзы в этом случае заносятся на классную доску после ответа учащихся).

• Вспомните обобщённую формулировку правила о постановке запятых между однородными членами (запятые между однородными членами предложения ставятся всегда, кроме одного случая, когда они соединены одиночными союзами и, или, либо, да (=и)).

• Придумайте предложения с союзами да, и.

• Приведите примеры фразеологических оборотов, в которых не ставится запятая. Придумайте с этими оборотами предложения.

• Придумайте и запишите предложения с однородными членами, составьте схемы расстановки знаков препинания в этих предложениях.


IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Практическая работа

а) Прочитайте. Перепишите, расставляя знаки препинания и подчёркивая односоставные предложения. Укажите, к какому типу каждое относится. Определите стилистическую принадлежность связного текста. Аргументируйте свой ответ.

1) Манила свежесть тёплой прозрачной воды. Серёжу пот..нуло и..купаться. 2) В лесу тихо. 3) Где можно найти командира брон.. поезда? 4) Как солом..нку вышибло Павла из седла. 5) Как хоч.. тся пить. 6) Сегодня к нам из санитарного поезда пр..везли группу (тяжело)ран..ных. 7) Хлеб доставим ночью. 8) На этом пр..рываю записи. 9) В дверь постучали.

(Н. Островский)

б) Прочитайте, найдите однородные члены, обобщающие слова при них. Перепишите, расставляя знаки препинания. Какие значения вносят в предложения различные союзы при однородных членах? Составьте схемы 1, 3 и 5-го предложений.

1) Мы св..рнули п..латки взв..лили на себя рю..заки и пошли (К. Паустовский). 2) С востока наносило (н..)то ни..кие, чёрные тучи (н..)то холодный дым исполинского пожара (К. Паустовский). 3) На столе на полу на тесовой полочке всюду стояли и лежали книги (В. Солоухин). 4) Я (н..)вижу (н..)голубого неба (н..)синего моря. Шум холод и солёные брызги вот пока моя сфера! (И. Гончаров) 5) Иней подолгу лежал на скатах крыш и у колодца и на п..рилах б..лкона и на листве (А. Толстой).

2. Самостоятельная работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)


V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Беседа (коммуникативный прием «микрофон»)

• Для чего служит словосочетание? предложение?

• Каковы отличительные признаки простого предложения?

• Расскажите об употреблении тире в простом предложении.

• Дайте характеристику односоставных предложений.

• Что вы знаете о постановке знаков препинания при однородных членах предложения?


VI. Домашнее задание

1. Повторить теоретический материал по теме урока.

2. Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя.






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.