Развитие речи. Официально-деловой стиль речи. Автобиография - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ

Група в ViberГрупа в Facebook

Все уроки Русского языка 9 класс

Развитие речи. Официально-деловой стиль речи. Автобиография - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ

Цели: познакомить учащихся с автобиографией как деловым документом и художественным произведением, научить составлять автобиографию; совершенствовать навыки работы с документацией; воспитывать ответственное отношение к оформлению деловых бумаг.

Оборудование: схема, раздаточный материал.

Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Актуализация опорных знаний

1. Запишите и прокомментируйте высказывание известного русского лингвиста Л. В. Щербы

Язык законов требует прежде всего точности и невозможности каких-либо кривотолков.

2. Работа со схемой «Официально-деловой стиль»

• На какие две разновидности подразделяется официально-деловой стиль?

• Что входит в официально-деловой подстиль?

• Что содержит обиходно-деловой подстиль?


III. Постановка целей и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Прочитайте слова. Какие из них преимущественно употребляются в официально-деловом стиле? Что они обозначают? (Обращение к записи на доске.)

Удостоверять, взимать, лес, утро, нижеизложенный, красота, протокол, расследование, луг, инструкция, дирекция, травушка, резолюция, стихотворение, уведомление, учебник, аннулировать, солнце, конфискация.

Сегодня мы будем говорить о стиле, который получил название официально-деловой.

Данный стиль речи отличается от всех других стилей лексическими, морфологическими и синтаксическими особенностями и набором определённых оборотов речи, удобных для ведения деловых бумаг.


IV. Работа над культурой и развитием речи учащихся

1. Сообщение учителя

(ознакомление учащихся с деловыми бумагами)

(Слушая учителя, учащиеся составляют тезисы его сообщения.)

К деловым бумагам относятся: заявление, автобиография, расписка, доверенность, счёт, почтовый перевод, справка, удостоверение, докладная записка, протокол, резолюция, письменный отчет о работе.

Деловые бумаги составляют по определенной форме.

Слово автобиография греческого происхождения и состоит из трех частей авто-, био-, графо-. В современном русском языке употребляется в значении «описание своей жизни». Различают две разновидности автобиографии: автобиография — официальный документ и автобиография — литературное произведение.

В автобиографии — официальном документе — человек описывает свою жизнь и деятельность. Она составляется и подается обычно при поступлении в учебное заведении или на работу. Форма деловой автобиографии включает следующие элементы: наименование документа, текст автобиографии, дату написания, подпись составителя.

В тексте автобиографии указываются: фамилия, имя, отчество того, кто составляет автобиографию; основные факты из жизни: дата и место рождения, сведения об образовании, трудовой и общественной деятельности, награды (поощрения); краткие сведения о составе семьи (где и кем работают или учатся члены семьи); домашний адрес.

Пишется этот документ произвольно от имени первого лица. Пишущий основное внимание должен уделить фактам.

Все сведения в автобиографии располагаются в хронологическом порядке, чтобы можно было представить жизненный путь, деловую квалификацию и общественную деятельность человека.


2. Ознакомление с художественной автобиографией

Сейчас вы услышите автобиографии знакомых вам личностей, представленные в художественном стиле. По фактам, изложенным в них, определите, кому они принадлежат.

Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской области, в селе Константинове.

С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. Бабушка любила меня из всей своей мочи, и нежности её не было границ.

Так пролетело моё детство. Когда же я вырос, из меня захотели сделать сельского учителя и потому отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую я должен был поступить в Московский учительский институт.

Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам.

Я САМ

Я — поэт. Этим я интересен. Об этом и пишу...

Родился 7 июля 1894 года (или 93 — мнение мамы и послужного списка отца расходятся. Во всяком случае не раньше). Родина — село Багдади, Кутаисская губерния, Грузия...

Отец: Владимир Константинович (багдадский лесничий), умер в 1906 году.

Мать: Александра Алексеевна...

Сёстры: а) Люда.

б) Оля.

Лет семь... Отец стал брать меня в верховные объезды лесничества...

Учила мама и всякоюродные сёстры. Арифметика казалась неправдоподобной... Переехали. Из Багдад в Кутаис. Экзамен в гимназию. Выдержал...

Приготовительный, 1-й, 2-й. иду первым. Весь в пятерках. Читаю Жюля Верна. Вообще фантастическое. Какой-то бородач стал во мне обнаруживать способности художника. Учит даром...

Это была революция. Это было стихами. Стихи и революция как-то объединились в голове...

Не до учения. Пошли двойки. Пошли демонстрации и митинги. Я тоже пошел. Хорошо.


В чем различия в стиле, в манере письма С. Есенина и В. Маяковского?


3. Словарная работа

Прочитайте словосочетания и их толкования. Составьте предложения так, чтобы ясны были различия в их значении.

Социальное происхождение — это принадлежность по рождению к тому или иному классу, социальной группе. Определять социальное происхождение следует по отцу: из рабочих, из служащих, из крестьян.

Социальное положение — это место, роль кого-либо в общественной жизни: рабочий, служащий, крестьянин.


4. Ознакомление с деловой автобиографией

Помимо художественной биографии существует и деловая. Практически каждый человек с этим видом деловых бумаг встречается обычно в жизни неоднократно.

Если это автобиография не школьника, а взрослого человека, то она дополняется такими сведениями: семейное положение, состав семьи.

В официальных документах часто используют языковые штампы и стереотипы, так называемые клише, но это не в коей мере не является недостатком, ведь от документа не ждут, чтобы в нем появилась яркая индивидуальность автора. Учащиеся должны понять, что те же самые средства при разговоре на бытовую тему, в дружеском письме, в устном или письменном сочинении не употребляются — это не уместно и может вызвать смех.

Перед вами список наиболее необходимых языковых оборотов — клише, которые могут использоваться при написании автобиографии. Запишите их в тетради.

Запись на доске

• «В процессе обучения»;

• «ввиду переезда»;

• «в связи с желанием углубленно изучать»;

• «в течении последнего времени»;

• «прибыв в Крым»;

• «награжден как участник олимпиады (математического боя)»;

• «получил диплом. степени»;

• «является членом МАН, защищал честь г. Купянска»;

• «представляя общеобразовательную школу № 1, участвовал в областном конкурсе творческих работ «Молодая Слобожанщина»;

• «неоднократно выступал в Русском культурном центре»;

• «являясь кандидатом в мастера спорта, принимал участие»;

• «после окончания школы, по окончании школы».


5. Ознакомление с образцами автобиографии по учебнику или раздаточному материалу

Образец

АВТОБИОГРАФИЯ

Я, Шевченко Галина Анатольевна, родилась 21 октября 1990 года в г. Харькове в семье служащего.

В 1997 году поступила в первый класс гимназии № 3 г. Харькова, где учусь по сегодняшнее время.

В 1998 году поступила в первый класс детской музыкальной школы по классу фортепиано.

С 2000 года посещаю танцевальный кружок.

Принимала участие в художественной самодеятельности, школьных, районных и городских олимпиадах по математике, имею грамоты.

Отец, Шевченко Анатолий Николаевич, работает старшим инженером в научно-исследовательском институте биохимии.

Мать, Шевченко Наталья Андреевна, работает врачом районной поликлиники № 2 г. Харькова.

Брат, Шевченко Илья Анатольевич, учится в одиннадцатом классе гимназии № 3 г. Харькова.

Домашний адрес: г. Харьков, ул. Сумская, 2, кв. 11.

29 сентября 2004 г. Подпись Шевченко И. А.


АВТОБИОГРАФИЯ

Я, Фёдоров Артём Геннадьевич, родился 19 июля 1970 года в селе (название села, района, области) в семье колхозника.

Отец, Фёдоров Геннадий Кириллович, работает механиком колхоза; мать: Фёдорова Варвара Николаевна,— ветеринарный врач.

В 1977 году поступил в среднюю школу, которую окончил в 1987 году.

С сентября 1987 года работал грузчиком на зерносушильном складе.

В 1988 году поступил в Киевский институт инженеров гражданской авиации. В настоящее время учусь на 3 курсе.

22 июня 1990 г. Фёдоров А.


6. Самостоятельная работа по составлению автобиографий

(черновые варианты)


V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Беседа (прием «Микрофон»)

• Какие виды официально-деловых бумаг вы знаете?

• Каковы различия между автобиографией и биографией?

• Как составляется автобиография?


VI. Домашнее задание

Отредактировав черновой вариант, закончить работу по составлению автобиографии в тетради.






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.