Развитие речи. Сочинение на общественно важную тему (экологическую) - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ

Все уроки Русского языка 9 класс

Развитие речи. Сочинение на общественно важную тему (экологическую) - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ

Цели: формировать умение писать сочинение на общественно важную тему; показать особенности языковых средств публицистического стиля; воспитывать бережное отношение к природе, активную жизненную позицию.

Оборудование: запись на доске, учебные тексты, слайды, фотографии картин природы.

Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа

• Что такое публицистическая тема?

• Что такое публицистический стиль речи?

• Какого его назначение?

• Каковы языковые средства, характеризующие публицистический стиль?

2. Оформление записи на доске по ходу ответов учащихся


Языковые средства публицистического стиля


Синтаксические

Лексические

Морфологические

• Обращения;

• риторические вопросы;

• восклицания;

• побудительные предложения

• Торжественная лексика;

• образные выражения;

• фразеологизмы

Местоимения ты, твой, тебя в обобщенном значении


III. Постановка целей и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Единство человека и природы. Всегда ли мы осознаем; как тесно связаны с природой, как зависим от нее? Природа дает нам не только средства труда, продукты питания, здоровье, но и обогащает нас духовно, доставляет своей красотой радость и является источником творческого вдохновения. «Перед человеком,— писал В. Сухомлинский,— открылась радость жизни потому, что он услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков, жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели за окном, ласковое плескание волны и торжественную тишину ночи.». Не всем раскрывается эта красота, а только тем, кто может не просто смотреть и слушать, а умеет видеть и слышать, кто пытливо вглядывается в мир, наблюдает и вдумчиво исследует гармонию форм, красок и звуков природы.

Вот так видят природу те, кто ее любит, внимательно наблюдает, изучает и оберегает.

(Демонстрируются цветные слайды, фотографии картин природы.)

«Я сорвал цветок — и он увял. Я поймал мотылька — и он умер у меня на ладони. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем». Это строчки со щита у дороги, экологической тропы, организованной учениками одной из школ. Для эстетически развитого и нравственно воспитанного человека важно не только уметь видеть, чувствовать красоту цветка, ветки, животного, но и оберегать эту красоту.


IV. Работа над культурой и развитием речи учащихся

1. Чтение учителем отрывка из произведений В. Астафьева

Ныне совсем уж редко поднимаюсь я по горной тропе на второй увал, еще реже хожу на Черную гору, подножье которой исполосовано тракторными гусеницами. Горы — с чудовищными удавками на шее — линиями электропередач, что нагло вознесли над миром свои опоры. Идут они уверенно по широкой реке-просеке, и все перед ними расступаются. Под опорами — россыпью дачные дома причудливых форм, расцветок, с оградками из струганного штакетника. Бегут люди из задымленных городов на свежий воздух, к земляной работе: своя растет ягода, цветочки-ноготки. Вот и все, чего достиг трудящийся, тут все его богатство, светлое будущее в яви и в натуре. Ради него разорены села, порублены леса, искорежены, с места стронуты горы.

(В. Астафьев)


2. Беседа

• В какой мере справедливо утверждение писателя?

• Вы согласны, что вопрос поставлен остро? Чем вызвана такая острая постановка вопроса?

• Кто согласен с В. Астафьевым? Кто не согласен с писателем?


3. Чтение и анализ публицистического текста, предложенного учителем, с целью выявления остроты экологической проблемы

ОГЛЯНИСЬ, ЧЕЛОВЕК! ЗЕМЛЯ В БЕДЕ!

Земля в беде! В беде реки и озера, моря и океаны — вся земля. Но беды природы — это прежде всего наши беды. Мы, люди, дети природы.

Ученые с тревогой говорят о сложных проблемах охраны природы от хозяйственной деятельности человека. Такие проблемы называют экологическими (греч. ойкос — «жилище», логос — «наука, знание»). Экология — наука о взаимоотношениях живого и неживого на нашей планете.

Ученые предупреждают об опасности гибели всего живого на планете Земля и призывают к активной борьбе человека против бездумного отношения к природе. Судьба людей в их руках. Для этого нужны знание, добрая воля и целеустремленный труд.

(По Н. Реймерсу)

Беседа

• В чем заключается тревога ученого?

• Что помогает нам понять, что тревога велика и обоснованна? (Земля, природа — в беде.) Каковы языковые средства выражения актуальной мысли?

• Отчего происходит беда?

• К кому обращается ученый? Кто, на его взгляд, может помочь в беде?


4. Разъяснение учебной ситуации

• А теперь давайте подумаем над тем, кому вы, ребята, адресуете свои суждения? (Товарищам, одноклассникам, ведь каждый из нас должен написать сочинение на общественно важную тему)

• Как вы обратитесь к сверстникам, говоря о любви к природе и необходимости беречь ее? («Дорогой друг! Мой дорогой одноклассник!»)

• Да, форма единственного числа более приемлема, чем множественного числа, но допустимо последнее: «Дорогие одноклассники! Друзья!»


5. Работа над вступлением к сочинению, от которого зависит, в какой мере удастся привлечь внимание к проблеме

С каким вопросом можно обратиться, чтобы начать работу?

(— Любишь ли ты природу?

— Знаешь ли ты, как чудесно, как прекрасна природа родного края, природа Земли?

— Приходилось ли тебе задумываться над тем, как прекрасна земля и ее природа?)


6. Высказывания учащихся по вопросу: «Охраняй природу. Что можно и нужно сделать во имя охраны природы?»

Поиск нужных синтаксических конструкций в соответствии с вопросами учителя.

• С каким призывом вы обратитесь к своим ровесникам?

• Какой конкретный материал из близкой вам школьной жизни найдет отражение в заметке?

• С каким предложением вы выступите?

• Как назовете свою работу?

Комментарий для учителя

Выводы по уроку могут быть примерно такими:

• Стань другом и защитником природы.

• Прояви чувство ответственности во взаимоотношениях с природой, и тогда наша планета будет жить.

• Помни: невежество в отношении к природе ненормально.

В ходе беседы по содержанию работы делается на доске запись структуры сочинения-рассуждения публицистического характера.

1) Тезис, отвечающий первой части темы.

2) Аргументы.

3) Тезис, отвечающий второй части темы.

4) Аргументы.

5) Тезис, отвечающий условию рассказать об отношении к природе на материале жизни класса, школы.

6) Аргументы.

7) Выводы.


7. Самостоятельная работа учащихся над составлением сочинения-рассуждения на общественно важную тему (черновые варианты)


V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя

Красота мира принадлежит всем людям. Запечатлеть красоту в душе, запомнить ее, носить в сердце — это и есть высшее проявление культуры человека.

Однако эстетическое отношение к природе не должно быть пассивным. Отправляясь на природу, надо быть не только потребителями ее красоты и даров, но и активными помощниками в сохранении и умножении этой красоты. Увидели родничок — укрепите начавшийся размыв, заметили рану на березе — залечите ее. Развести зимой кормушки для птиц, подумайте о подкормке животных.

Помните слова М. Пришвина, обращенные к вам: «Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы... Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу — значить охранять родину».


VI. Домашнее задание

Отредактировать черновой вариант сочинения, закончить творческую работу в тетради.