Итоговое повторение. Морфология современного русского языка - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ

Група в ViberГрупа в Facebook

Все уроки Русского языка 9 класс

Итоговое повторение. Морфология современного русского языка - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ

Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Морфология»; совершенствовать правописные умения и навыки.

Оборудование: обобщающие таблицы, раздаточный материал.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Постановка целей и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Морфология — это раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи. В школе при изучении морфологии одновременно изучается и правописание слов, т. е. орфография.

Слов в языке много. Они отличаются друг от друга лексическим значением. Однако все слова можно объединить в группы, которые называются частями речи.

Каждая часть речи имеет признаки, которые можно объединить в три группы: 1) общее грамматическое значение; 2) морфологические признаки; 3) синтаксические признаки.


III. Актуализация опорных знаний

1. Работа в группах (3 группы)

Опираясь на материал обобщающих таблиц, подготовить сообщение о том, по каким основным признакам распределяются слова по частям речи (таблицы раздаются каждой группе).


I группа. Таблица значений частей речи


Часть речи

Что обозначает (какое значение имеет)

На какой вопрос отвечает

Имя существительное

Предмет

кто? что?

Имя прилагательное

Признак предмета

какой? чей?

Имя числительное

Количество предметов; порядок предметов

сколько? какой? который?

Местоимение

Указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их

кто? что? какой? чей? сколько? который?

Глагол

Действие или состояние предмета

что делать? что сделать?

Причастие

Признак предмета по действию

какой? какая? какое?

Деепричастие

Добавочное действие

что делая? что сделав?

Наречие

Признак действия или признак признака и предмета

как? где? когда? почему? в какой степени? и другие


II группа. Таблица морфологических признаков частей речи


Часть речи

Постоянные признаки

Непостоянные признаки

Имя существительное

• Одушевленные — неодушевленное;

• собственное — нарицательное;

• род;

• склонение

• Падеж;

• число

Имя прилагательное

• Качественное, относительное или притяжательное;

• полное или краткое (у качественных);

• степень сравнения (у качественных)

• Падеж;

• число;

• род

Имя числительное

• Простое, составное или сложное;

• количественное или порядковое;

• обозначает целое, дробное число или собирательное (у количественных)

• Падеж;

• число (у порядковых);

• род (у порядковых)

Местоимение

• Разряд по значению: личное, возвратное, вопросительное, относительное, неопределенное, отрицательное, притяжательное, указательное, определительное;

• лицо (у личных)

• Падеж;

• число, род (имеют не все местоимения)

Глагол

• Вид;

• переходность;

• спряжение

• Наклонение;

• время;

• число;

• лицо или род

Причастие

• Действительное;

• время;

• вид

• Полная или краткая форма (у страдательных);

• падеж;

• число;

• род

Деепричастие

• Неизменяемость


Наречие

• Неизменяемость



III группа. Таблица синтаксических функций частей речи


Часть речи

Типичная синтаксическая функция

1. Имя существительное

Подлежащее, дополнение, а также любой член предложения и обращение

2. Имя прилагательное

Определение, сказуемое

3. Имя числительное

• Любой член предложения;

• порядковые — определения

4. Местоимение

Любой член предложения

5. Глагол

• Личные формы — сказуемое;

• неопределенная форма — любой член предложения

6. Наречие

• Причастие — определение, сказуемое;

• деепричастие — обстоятельство;

• обстоятельство


2. Презентация лингвистических сообщений представителями групп


IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Практическая работа с языковым материалом (работа в парах)

Прочитайте. Заполните таблицу словами, выписанными в исходной форме. Сделайте вывод об употреблении в тексте слов различных частей речи.

Но даже сквозь мутную, зыбкую сетку дождя можно было увидеть: в три грани изломалась плоская гора (четвертая грань, вероятно, позади). А в котловине — влажная россыпь огней. Богатая россыпь. Легко повисли цепи уличных фонарей. Разноцветье окон: оранжевых, зеленых, желтых — жилые дома. Замысловатое нагромождение всевозможного света — заводы. Там же полыхает мгновеньями тонкая голубизна электросварки. Могучее зарево встает над котлованом. Город. От этого зарева и душе и ногам теплее.


Самостоятельные слова

Служебные слова

Имена существительные


Предлоги


Имена прилагательные




Имена числительные


Союзы


Местоимения




Глаголы


Частицы


Наречия





2. Тренировочные упражнения

а) Спишите текст, расставляя знаки препинания. Устно разберите выделенные слова как части речи.

Свободный труд нужен человеку сам по себе для развития и поддержания в нем чувства человеческого достоинства. Материальные плоды трудов составляют человеческое достояние но только внутренняя духовная животворная сила труда служит источником человеческого достоинства нравственности и счастья. Труд истинный и непременно свободный потому что другого труда нет и быть не может имеет такое значение для жизни человека что без него она теряет свою цену.

(По К. Ушинскому)

б) Спишите, раскрывая скобки. На какую тему подобраны пословицы? Подчеркните именные части речи как члены предложения.

Только кукушка своего гнезда не в..ет. Хозяин добр — и дом хорош, хозяин худ — и в доме то(ж). Дом вести — не лапти пл..сти. Дом (не)велик, да лежать (не) велит. Дома — как хочу, а в людях — как велят. Домом не управил — так и волост.. ю не управить.

в) Составьте предложения, в которых данные слова выступали бы в роли разных членов предложения.

Инженер — в роли подлежащего, сказуемого, дополнения. Учиться — в роли сказуемого, подлежащего.

Мужественный — в роли определения, сказуемого.

г) Выразительно прочитайте отрывок. Спишите его, подчеркните слова, относящиеся к служебным частям речи. Какова их роль в речи? Объясните постановку знаков препинания и орфограммы на месте пропусков.

Какое стра..ое и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! И как чудесна сама эта дорога: ясный день, осе..ие листья, холодный воздух.. покрепче в дорожную шинель, шапку на уши, тесней и уютней пр..жмемся в углу!.. А ночь! Небесные силы! Какая ночь свершае..ся в вышине! А воздух, а небо, далекое, высокое, там, в недоступной глубине своей, так необ..ятно, звучно и ясно ра..кинувшееся!..

(Н. Гоголь)


3. Интерактивный прием «Мозговой штурм»

Два ученика затеяли спор. Один утверждал, что слова тепло, лихо, зло, подряд — существительные, а другой доказывал, что это наречия. Каково ваше мнение?


V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Беседа (прием «Микрофон»)

• Сколько частей речи в русском языке?

• Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?

• Чем отличаются наречие от других самостоятельных частей речи?

• В чем особенности междометия как части речи?


VI. Домашнее задание

1. Повторить теоретический материал по теме «Морфология».

2. Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя.

3. Индивидуальное творческое задание (2-3 учащихся): подготовить вопросы к лингвистической викторине «Части речи в русском языке».






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.