Итоговое повторение. Состав слова. Словообразование. Орфография - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ

Група в ViberГрупа в Facebook

Все уроки Русского языка 9 класс

Итоговое повторение. Состав слова. Словообразование. Орфография - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ

Цели: обобщить и систематизировать изученный учащимися материал о составе слова и способах словообразования, о правописании гласных и согласных в корнях, приставках и суффиксах; закрепить навыки морфемного и словообразовательного разбора слов; совершенствовать правописные умения и навыки

Оборудование: обобщающие таблицы, раздаточный материал

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Постановка целей и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Умение видеть строение слова и понимать значение ее частей помогает правильно писать слова. Слова состоят из значимых частей (морфем): приставок, корней, суффиксов и окончаний. Они образуют морфемный состав слова. Каждая морфема в слове имеет своё значение.

Для того, чтобы грамотно писать, надо уметь быстро выделять морфемы и применять нужные правила.


III. Актуализация опорных знаний

1. Беседа с опорой на обобщающие таблицы

(таблицы расположены на доске или распечатаны в виде раздаточного материала)

а) Морфемы (значимые части слова)


Роль в языке

служат для образования новых слов и форм слова

Виды морфем

приставка

корень

суффикс

окончание

В какой части слова находится

перед корнем


после корня


Что обозначает (выражает)

Вносит в образованное слово новое значение

Выражает общее значение всех однокоренных слов

Вносит в образованное слово новое значение

Выражает разные грамматические значения (род, число, падеж, лицо)


Беседа

• Какова роль морфем в языке?

• На какие виды делятся морфемы?

• В какой части слова находится приставка и суффикс?

• Что выражает каждая из значимых частей слова?

• На какие две части делится изменяемое слово? Из каких частей состоит основа слова?

• Чем отличаются формы слова и однокоренные слова?


б) Основные способы образования слов в русском языке


Способ образования

Примеры

1. С помощью приставок

нечерноземье — черноземье

дезинформировать — информировать

2. С помощью суффиксов

человечный — человек

3. Одновременное присоединение приставки и суффикса

безделушка — дело

размечтаться — мечтать

4. Бессуфиксальный способ

переход — переходить

5. Сложение:

а) целых слов;

б) двух слов;

в) частей основы с целым словом;

г) частей основ

летчик-космонавт

картофелесажалка

сельхозтехника

1) супермаркет

2) ВДНХ

3) вуз


• Назовите основные способы образования слов в русском языке. В каждом примере таблицы назовите основу слова и ту ее часть, с помощью которой оно образовалось.

• Вспомните правила, относящиеся к правописанию сложных слов: правописание соединительных гласных; сложных прилагательных; сложных слов с первой частью пол-; слов, образованных путем повтора слов или основ.


в) Самостоятельная работа с таблицей «Проверка безударных гласных» (с тезированием основных положений)


Проверка безударных гласных


В приставке

В корне

В суффиксе

В окончании

1. Выделением приставки (для приставок с неизменяемой гласной: за-, от-, про-, ои др.): закрыл, открыл, прошел, описал.

2. Ударением (для приставок раз-(рас-) — роз-(рос-): розвальни — развалины, роспись — расписание.

3. Определением значения приставок (для приставок пре- и при-): приехать, приделать, присесть, предобрый, преобразовать.

4. По словарю (для трудных случаев): пренебрежение, аморальный, алогичный

1. Ударением (найти проверочное слово): часовой — час, тяжелый — тяжесть.

2. Сопоставлением корней с полногласием и неполногласием: -оро- — -ра-: ворота — вратарь, -оло- — -ле-: молоко — млекопитающие.

3. Применением правил чередования гласных (для корней с чередующимися гласными): заря — зори, соберу — собирать, росли — растения, промокнуть — обмакнуть.

4. Выделением международных словообразовательных элементов: аквариум (от аква- — вода), телефон (от теле- — далеко).

5. По словарю (для слов с трудно проверяемым и непроверяемым написанием): сапог, стакан, базар

1. Выделением суффикса (для словообразовательных и прилагательных): беготня, высота, возвышенность, свежесть, содружество, старина, новизна, задумчивость, талантливый

2. Применением особых правил:

а) для суффиксов существительных -ик, -ек: горошек — горошка (но столбик — столбика);

б) для суффиксов глаголов -ова- — -ева-, -ыва- — -ива-: командовать — командую, разглядывать — разглядываю;

в) для суффиксов наречий — о, -а: досуха (сухой) — досрочно (досрочный).

3. Выделением производящей основы (для причастий): посеять — посеянный, разбудить — разбуженный

1. Определением склонения и падежа (для существительных): по дороге, на лошади, в здании.

2. Подстановкой падежного вопроса (для полных прилагательных и причастий): в синем небе (в каком?), у строящегося здания (у какого?).

3. Определением спряжения (по суффиксу неопределенной формы, кроме глаголов- исключений): борется (бороться), строишь (строить)


IV. Обобщение систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Практическая работа

а) Определите состав слова, обозначая его графически, и способ словообразования. Выясните значение суффиксов и приставок, их стилистическую окраску.

Имён существительных и глаголов. Славные имена у жучишек: точильщики, пилильщики, бомбардиры. Усачи, долгоносики, карапузики. Или тот вон: скакун полевой! Скакун так скакун: ты ладошкой его, а он — хоп! И подскочил. И в траве затерялся: попробуй разгляди зелёного на зелёном! Лучше не ищи, только зря глаза проглядишь.

(Н. Сладков)


Имён прилагательных и причастий. Объясните правописание прилагательных. Обычно мумию фараона укладывали в гроб из чистого золота, украшенный самоцветами, затем этот гроб вставляли последовательно в два деревянных, обитых листовым золотом и тоже украшенных вставками из самоцветов и ярких стеклянных паст, а потом опускали в каменный гроб с тяжёлой массивной крышкой. Кругом расставляли драгоценные светильники, статуи божеств, а кладовые наполняли красивыми ларцами с тонкими одеждами, ценным оружием, ожерельями, браслетами, перстнями.

(Из журнала)


Наречий и деепричастий. Море дышало влажным солёным ароматом и ласково звучало, плескалось о борта судов, чуть-чуть покачивая лодку Челкаша. Лодка быстро поплыла по скользкой воде. Впереди плотов сияло чистое, ясное небо, и солнце, ещё холодное по-утреннему, но яркое, по-весеннему, важно и красиво всходило всё выше и выше в голубую пустыню неба.

(М. Горький)


б) По следующим схемам подберите по несколько слов из разных частей речи.



2. Осложнённое списывание

Спишите, расставляя пропущенные знаки препинания. Устно объясните выбор всех пропущенных орфограмм.

В дни тр..гической гибели Пушкина Россия услышала голос молодого поэта которому суждено было стать пр..емником Пушкина в ос..ротевшей русской литературе. Это был двадцат..двух(летний) корнет квитировавшего в Царском Селе лейб-гвардии гусарского полка Михаил Юрьевич Лермонтов написавший стихи на смерть Пушкина скорбные гневные обличительные.

Не только пр..зренного иностранца чья рука не дрогнула выстр.. лить в Пушкина обл..чил он в этих стихах. Он обв..нял злобных кл..ветников которые преследовали Пушкина при жизни и направляли руку Дантеса. Он указал на них это в..ликосветская знать потомки пр..дворных холопов прославившихся своей подлост..ю.

В этом стихотворении Лермонтов говорил то что думал что чу..твовал в те дни каждый кому дорога была честь и слава России кому дорого было русское слово и в..ликое имя поэта.

(И. Андроников)


3. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)


V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Беседа (интерактивный прием «Микрофон»)

• Из каких значимых частей состоят слова?

• Перечислите основные способы словообразования.

• Расскажите о правописании гласных (проверяемых и непроверяемых) в корне слова.

• От чего зависит выбор безударной гласной в приставках, суффиксах, окончаниях?


VI. Домашнее задание

1. Подготовить устные сообщения на лингвистическую тему:

I вариант — «Исторические изменения в составе слова».

II вариант — «Правописание гласных и согласных в приставках».

III вариант — «Правописание гласных и согласных в корне слова».

2. Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя.






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.