Развитие речи. Слушание-понимание текстов разных типов и стилей на общественные темы (о выборе профессии) - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ

Група в ViberГрупа в Facebook

Все уроки Русского языка 9 класс

Развитие речи. Слушание-понимание текстов разных типов и стилей на общественные темы (о выборе профессии) - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ

Цели: совершенствование навыков слушания-понимания текстов разных типов и стилей; формирование умений по составлению проблемного конспекта, диалогов полемического характера на общественные темы

Оборудование: учебные тексты, раздаточный материал

Тип урока: урок применения знаний и формирования умений

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания


III. Постановка целей и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Задумывались ли вы над тем, что такое счастливый труд? Прежде всего, это труд, максимально соответствующий способностям человека, его интересам и склонностям. А как узнать свои склонности к определённой профессиональной деятельности? На помощь приходят учёные-психологи, психологическая служба системы профориентации.


IV. Работа над культурой и развитием речи учащихся

1. Практическая работа с текстом

(составление проблемного конспекта)

Послушайте текст. В ходе слушания выпишите новую для вас информацию. Составьте конспект текста.

ВЫБОР ПРОФЕССИИ ПО УМУ И СЕРДЦУ

О чём думают старшеклассники, выбирая профессию? Если не принимать в расчёт наставления родителей, руководствуются они желанием или приобретёнными навыками к какому-нибудь труду. Оба эти пути могут вывести на большую дорогу жизни, но и на том и на другом можно ошибиться. Ибо навыки к труду ещё не профессия. А желание часто основывается на внешней привлекательности той или иной профессии, то есть мотивах чисто случайных.

Нелегко найти единственную, свою профессию. Общественное разделение труда, специализация народного хозяйства, научно-техническая революция породили массу новых профессий. В общей сложности их насчитывается более 30 тысяч. Найти свою, кажется, всё равно что найти иголку в сене. Обнажить суть профессии, исследовать склонности, способности, возможности молодого человека, дать совет, но ни в коем случае не подсказывать готовое решение — вот задачи психологической службы. Существуют разные специальные методики профессиональной ориентации. Одна из них разработана профессором Е. Климовым. Суть её вот в чём.

Все профессии Е. Климов сгруппировал по предмету, целям, средствам и условиям труда. Предметом труда могут быть земля и происходящие в ней процессы, машины, люди, формулы, холсты... Принимая за основу характер деятельности, Е. Климов выделяет следующие основные группы профессий:

человек — техника

человек — человек

человек — природа

человек — знаковая система

человек — художественное творчество.

При выборе профессий важно знать следующее о своей будущей профессиональной деятельности:

• какова общественная значимость будущей профессии;

• где находят применение выпускники вуза, куда вы будете поступать;

• индивидуальная или групповая ваша будущая работа, готовы ли вы к профессиональному содружеству;

• требуются ли навыки работы с людьми в сфере вашей предполагаемой деятельности;

• каких личностных качеств требует ваша деятельность, обладаете ли вы этими качествами;

• нет ли у вас медицинских противопоказаний к избранной профессии.

Нет двух одинаковых людей по уровню развития физических и умственных способностей. Нет одинаковых профессий и одинаковых требований к профессиональным качествам. Одни хорошо справляются с работой, которая требует высокой точности, быстрой реакции, другие, наоборот, испытывают удовольствие от работы с людьми.

Специалисты по профориентации составили вопросник, который позволяет дифференцировать профессиональную пригодность. Предположим, вы можете выполнять любую работу. Однако если бы пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли:

• Помогать больным, лечить их или составлять программы вычислительной машины?

• Настраивать пианино или управлять подъёмным краном?

• Разбирать ссоры, убеждать, разъяснять, беседовать или проверять схемы, чертежи?

Двадцать вопросов и двадцать ответов, которые поведают специалисту о ваших интересах и пристрастиях, в то время как для самого человека эти интересы порой за семью замками.

Конечно, ни одна таблица не скажет: вот ваше дело, занимайтесь только им. Рекомендации психологов лишь подсказывают, направляют мысль в нужное русло, заставляют задуматься.

(По А. Воробьёву)

Какие проблемы, поднятые в тексте, вас больше всего заинтересовали? Прокомментируйте свой конспект. Используйте при этом следующую лексику:

«Считаю исключительно интересными, перспективными, многообещающими проблемы, вопросы, идеи...»;

«Мне показался новым подход...»;

«Меня больше всего заинтересовало...»;

«Я бы хотел поближе познакомится с...».


2. Практическая работа с текстом

(создание проблемной ситуации)

Как вам известно, склонности и интересы проверяются в практической деятельности. Прочитайте текст. Выскажите своё отношение к созданию клубов по профессиональным интересам.

Человек учится в 9-м классе. Взрослый он или ребёнок? Наташа Тихонова в свои пятнадцать лет самостоятельно, по-взрослому пытается ответить на очень важный вопрос: кем быть? Она уже поняла, что специальность программиста, которую осваивают ребята из их математической школы, лично ей не подходит. Лично ей хочется стать врачом. Но где же проверить, есть ли необходимые для будущей профессии качества? И вот Наташа узнаёт, что в отряд «Юный медик» набирают новичков.

Говорят, Казань — город студентов. Согласившись с этим, надо признать, что один из самых популярных здесь вузов — медицинский. желающих поступить сюда — тьма, а конкурс, пожалуй, поострее будет, чем в именитые московские «меды». Именно здесь, в Казанском медицинском, пять лет назад возникла любопытная идея создать отряд старшеклассников для работы в больницах и поликлиниках города: обязанности нянечек ребятам вполне по силам. Цель преследовалась простая: помочь школьникам в выборе профессии, ещё до поступления в вуз познакомить их с не слишком привлекательными её сторонами. Чтобы меньше потом было разочарований.

Идея воплотилась в трудовой отряд школьников, получивший название «Юный медик».

Сегодня в «Юном медике» около пятисот человек. Трудоустройство ведётся по строгому плану. Ещё весной студенты медицинского выясняют, какая поликлиника или больница сколько ребят способна принять. И когда заканчивается последняя учебная четверть, каждый из юных медиков, пройдя соответствующий инструктаж, получает на руки путёвку.

Профессиональная ориентация школьников. Она и в том, чтобы направить на путь истинный, и в том, чтобы уберечь от ошибки. Прикидываем — и получается, что лишь пятая часть тех, кто прошёл через «Юный медик», сохраняет желание стать врачом. Четверо из пятерых, познакомившись с реальной работой, меняют своё решение. Хорошо это или плохо? Думаю, что хорошо, потому что многим будущим пациентам удастся избежать встречи с плохим врачом, по ошибке окончившим медицинский.

Что, на ваш взгляд, дают клубы по профессиям?

а) Помогают разобраться в профессиональной готовности, утвердиться в правильности выбора профессии;

б) определяют профессиональную пригодность;

в) выявляют наличие у человека нужных для данной профессии качеств;

г) отсеивают случайно попавших в данную сферу деятельности;

д) оберегают от ошибок в выборе профессии.


3. Творческая работа в группах

Послушайте текст. Выскажите своё отношение к поднятым проблемам. Составьте прогноз будущих профессий учеников вашего класса. Сравните свой прогноз с прогнозами остальных групп.

ЕСЛИ ДЕЛО ПО ДУШЕ

Последний аккорд школьной жизни: всем классом они отправились в парк и там, под старой вербой, зарыли бутылку, куда «заточили» множество записок, адресованных... самим себе.

Каждый одноклассник составлял как бы краткий прогноз своего будущего, предсказывал, кем он станет, где и в чём найдёт себя. Договорились: через десять лет снова соберёмся и сверим.

При сверке выяснилось: немало «прямых попаданий». Особенно когда речь — о будущей специальности. Один выпускник сквозь толщу десятилетия разглядел даже сразу две профессии, которые освоил одну за другой. Он знал, чего хотел. И удача его была явной, всем понятной. У других были и менее понятные. У первой красавицы класса не получилась семейная жизнь, хотя и вышла замуж по любви. «Неудачная любовь»,— вздохнул кто-то. Но как же воспротивилась этому сама бывшая одноклассница: «Да не бывает, поймите, неудачной любви. Полюбить — это само по себе такая удача!»

Слесарь, обещавший в расписке стать артистом балета, не став им, тоже неудачником себя не признал. «Честное слово, я ни о чём не жалею. Мне как-то хорошо на моём месте».

Вместе думали о том, а в чём же она, ценность мечты? Не во внешней же привлекательности. В том, прежде всего, чтобы помогала, а не мешала, не провоцировала на бессмысленную трату сил. Спорили: что же считать удачей? Потому что вдруг открылось, что понятие это — очень личное. Много внимания обращаем мы на резервы производства, но главный-то такой резерв — в человеке, в его умении и желании работать, в том, чтобы душа у него лежала к тому делу, которым он занят.


4. Составление диалогов полемического характера на общественные темы (о выборе профессии)

• Ваш товарищ из Киева считает, что профессия педагога доступна всем. Вы придерживаетесь другого мнения. Поспорьте с товарищем.

• Ваши товарищи считают, что вы прирождённый юрист, вы сами находите, что у вас нет необходимых для юриста качеств. Поспорьте с товарищами.

• Ваши друзья считают, что вы должны пойти по стопам родителей, то есть стать врачом. Вы, однако, считаете, что не имеете склонности к профессии врача. Поспорьте с друзьями.


IV. Рефлексия. Подведение итогов урока

Выполнение интерактивного упражнения «Мозговой штурм»

Выскажите своё отношение к поднятым проблемам.

• Только в продолжительной трудовой деятельности складывается и повышается пригодность к конкретной профессии.

• К вопросу «кем ты будешь?» надо бы всегда добавлять вопрос «кто ты уже есть?».


V. Домашнее задание

Творческое задание

Вам предстоит встреча с психологом из кабинета профориентации. Какие вопросы вы бы ему задали? Подумайте и запишите свои вопросы.






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.