Итоговое повторение. Лексика. Фразеология - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ

Група в ViberГрупа в Facebook

Все уроки Русского языка 9 класс

Итоговое повторение. Лексика. Фразеология - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ

Цели: повторить и обобщить теоретические сведения по теме «Лексика»; с помощью тренировочных упражнений проверить уровень усвоения данной темы; совершенствовать языковые умения и навыки учащихся.

Оборудование: обобщающие таблицы, лингвистические словари.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Постановка целей и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Жизнь общества, вся история человечества, история науки, техники и культуры отражаются в словарях. «Для всего, что существует в природе,— воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав,— в русском языке есть великое множество хороших слов и названий» (К. Паустовский).

Чем больше слов знает человек, тем богаче его речь, тем точнее он может выразить свои мысли. Особенно обогащает речь чтение. Если при чтении встретились новые слова, нужно выяснить их значение и постараться запомнить.

Словарный состав языка постоянно изменяется: какие-то слова исчезают, потому что перестает существовать то, что этими словами обозначалось; какие-то слова появляются, чтобы обозначить (назвать) новые предметы, их действия, признаки и т. д.

Словарное богатство русского языка создается не только большим количеством слов, но и тем, что в нем много слов, близких по значению (синонимов); слов, противоположных по значению (антонимов); устойчивых сочетаний, пословиц и поговорок.


III. Актуализация опорных знаний

1. Беседа

• Что такое лексика?

• Что изучает лексикология?

• Какова функция слова в лексике?

• Что называется фразеологическим оборотом?

2. Работа с обобщающими таблицами

(таблицы расположены на доске)


Характеристика слова как единицы лексики


1. Характеристика лексического значения слова

• Однозначное или многозначное слово;

• употреблено в прямом или переносном значении;

• имеются ли в языке синонимы и антонимы

2. Характеристика слова по употребительности

• Общеупотребительное или ограниченного употребления.

• Если ограниченного употребления:

а) профессиональное;

б) диалектное

3. Стилистическая характеристика слова

Стилистически нейтральное, книжное или разговорное

4. Характеристика слова по происхождению

Исконно русское или заимствованное

5. Характеристика слова по времени появления в языке

Является ли слово устаревшим или неологизмом


Беседа

• Дайте характеристику слов кеды и джинсы, используя таблицу.

• Приведите примеры профессиональных и диалектных слов. Почему они так называются? Какие пометы имеют эти слова в толковых словарях?

• Назовите несколько заимствованных слов. По словарю иностранных слов установите их происхождение.

• Составьте коллективно список неологизмов, которые только что появились в языке. Постепенно дополняйте его новыми образованиями.


Изменения в словарном составе языка



Появление новых слов (неологизмов), образованных разными способами от имеющихся корней: прилуниться, луноход


Появление слов, заимствованных из других языков: экскаватор, оптимист, силуэт

Словарный состав языка

Появление новых значений у слов: дать разумный совет; Совет старшеклассников


Превращение общеупотребительных слов в устаревшие: ямщик, полицмейстер



• Назовите, пользуясь таблицей, те процессы в языке, которые свидетельствуют о постоянном развитии лексики русского языка.


Фразеологизмы


Роль в языке

Как и слова, называют предметы, признаки, действия

Строение

• Состоят из двух и более самостоятельных слов;

• по значению, в отличие от словосочетания, равны одному слову

Синтаксическая роль

В предложении выступают в роли одного члена предложения

Для чего используются

Для выразительности речи



Помните!

Используя фразеологизмы, не нарушайте их цельности: принимать участие (НЕ: брать участие)

Беседа

• Какова роль фразеологизмов в языке?

• Каковы структурные особенности фразеологизмов?

• Какие бывают фразеологизмы по стилистической окраске?


IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Практическая работа (с использованием различных лингвистических словарей)

а) Перепишите, раскрывая скобки и расставляя знаки препинания. Объясните лексические значения слов.

Было раннее утро. Накрапывал дождь. Телега в..ехала в в..ковой сосновый лес. В траве (на) обочине дороги что(то) б..лело. Я соскочил с телеги нагнулся и увид..л дощечку заро..шую в..юнком. На ней была на..пись черной краской. Я отвел мокрые стебли в..юнка и прочел почти забытые слова. В разные годы под вашу сень Михайловские рощи являлся я.

(К. Паустовский)

б) Образуйте словосочетания с прилагательными золотой, красный, серебряный, черный, прямой, левый, правый, низкий, высокий, сильный, слабый, лёгкий, тяжёлый. Составьте и запишите предложения, в состав которых входили бы данные словосочетания, употреблённые в прямом и переносном значениях.

в) Пользуясь толковыми словарями или словарями синонимов, определите значения каждого слова из предложенных синонимических пар и составьте предложения, в которых каждый из синонимов был бы уместен; укажите различие в сфере употребления данных слов.

Флора — растительность, последний — финальный, имитировать — подражать, локальный — местный, кормить — питать, внезапно — скоропостижно, вырастить — взлелеять, жизнь — бытие, повар — кок.

г) С помощью фразеологического словаря попробуйте раскрыть неясные или забытые значения слов, входящих в фразеологизмы, а также объясните устаревшие грамматические формы. Прочитать от доски до доски, втирать очки, не всякое лыко в строку, тянуть канитель, поставить точки над «и», азов не знать, с красной строки, заострить перо, семи пядей во лбу, беречь как зеницу ока, притча во языцех, денно и нощно.

2. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)


V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Беседа (коммуникативный прием «Микрофон»)

• Почему лексический состав языка с течением времени претерпевает изменения?

• Расскажите о типах лингвистических словарей русского языка. Какими словарями вы пользуетесь?

• Почему в настоящие время активизировалось взаимодействие русского и украинского языков в области лексики и фразеологии? В чем выражается это взаимодействие?


VI. Домашнее задание

1. Повторить теоретический материал по теме урока.

2. Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя.






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.