Итоговое повторение. Фонетика. Графика. Орфография - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ

Група в ViberГрупа в Facebook

Все уроки Русского языка 9 класс

Итоговое повторение. Фонетика. Графика. Орфография - ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5-9 КЛАССАХ

Цели: обобщить и систематизировать основные теоретические сведения по теме; повторить правила орфографии, связанные с фонетическим принципом написания; совершенствовать правописные умения и навыки.

Оборудование: запись на доске, обобщающие таблицы.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Актуализация опорных знаний

Беседа повторительно-обобщающего характера

• Что изучает фонетика?

• На какие две группы делятся звуки речи?

• В чём отличие в образовании гласных и согласных звуков?

• Чем отличаются гласные звуки от согласных?

• Сколько в русском языке гласных звуков и гласных букв?

• Назовите гласные звуки и гласные буквы.

• Когда буквы е, ё, ю, я обозначают один звук? Приведите примеры. В каких случаях эти же буквы обозначают по два звука? Приведите примеры.

• Сколько в русском языке согласных звуков и согласных букв?

• На какие группы делятся согласные звуки?

По ходу беседы один из учащихся заполняет на доске таблицу, остальные учащиеся — в тетрадях.


Звуки речи


Гласные звуки (6)

Согласные звуки (36)

звонкие

глухие

твердые

мягкие







III. Постановка целей и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Сейчас между нами произойдет самая обыденная и самая непонятная вещь. Мы начнем разговаривать. Он с помощью звуков разной высоты и силы будет выражать в условной форме свои мысли, а я буду воспринимать эти звуковые колебания и разгадывать их условное значение, и его мысли станут моими мыслями.

О! как непонятны для нас, как таинственны, как странны самые простые жизненные явления (А. Куприн).


IV. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Повторение правил правописания, связанных с разделом «Фонетика»

Используются обобщающие таблицы.

а) Правописание гласных в корнях слов



Ударные и безударные гласные после шипящих и ц

1. Буквы ё — о после шипящих: жёлудь; крыжовник; шоссе

2. Буквы а, у, и после шипящих: участники, чудовище, животное, брошюра

3. Буквы и — ы после ц: цифры, цыган


Беседа

• Назовите три вида орфограмм, относящихся к написанию безударной гласной в корне.

• Приведите примеры на каждую орфограмму. Одному или разным правилам они подчиняются?

• Как определяются непроверяемые безударные гласные в корне?

• Какому правилу подчиняется написание проверяемых гласных в корне?

• Как проверяются чередующиеся гласные в корне?

• Назовите три группы корней с чередующимися гласными, различные по способу проверки.

• Сформулируйте правила правописания ударных и безударных гласных после шипящих и ц. Объясните примеры, данные в таблице.


б) Правописание согласных в корне слова


Проверяемые глухие и звонкие согласные

просьба — просить

ползти — ползу

труд — труды

Проверяемые непроизносимые согласные

поздний — опоздать

но: ужасный — ужас

Непроверяемые согласные

футбол

чувствовать

коммуна


• Почему глухие и звонкие согласные в корне часто являются орфограммами?

• В каких случаях это бывает? Приведите примеры.

• Что называется непроизносимой согласной?

• Почему возникает эта орфографическая трудность? Приведите примеры.


3. Повторение обозначения мягкости согласных на письме

а) Беседа

• Что значит твердость и мягкость согласных?

• Как обозначаются мягкие согласные на письме?

• Когда мягкость согласных не обозначается специальными буквами?

• Почему в сочетании букв чк, чн, чт, щн, нч, нщ, рщ не пишется мягкий знак?

б) Фонетико-орфографический комментарий

• Найдите в стихотворении О. Высотской «Мягкий знак» фонетические неточности (текст записан на доске).

Он очень вежлив, мягкий знак!

Не любит споров он и драк:

Он всем старается помочь!

Он в слове «мать» и в слове «дочь»,

Он в тихом лунном слове «ночь».

Чтоб никого не огорчить,

Он все старается смягчить:

Отрежь — отрежьте!

Поешь — поешьте!

Исправь — исправьте!

Оставь — оставьте! —

Так мягко просит мягкий знак,

Что отказать нельзя никак.

• Выпишите слова с мягким знаком в такой последовательности:

1) обозначение мягкости согласных: мать, огорчить и т. д.;

2) обозначение грамматических форм слов: помочь, дочь, ночь, отрежь и т. д.

• О какой роли мягкого знака вы еще знаете? (ь разделительный) Запишите примеры.

• В чем сходство и в чем различия в употреблении разделительных ъ и ь? Докажите на примерах.


4. Практическая работа

а) Спишите словосочетания, распределив их по четырём группам в зависимости от вида корня с чередующейся гласной в корне.

Прит..жательное прил..гательное, пров..сти к..сательную, (не)лепое предп..л..жение, разг..ревше..ся пламя, возл..гать надежды, выб..рать пр..зидиум, пр..кл..няться перед авт..ритетом, бл..стательное достижение, пор..внят(?)ся с к..ло(н,нн)ой, сопр..к..сновение проводов, (тёмно)зелёные водор..сли, ср..щение костей, беспр..дельная р..внина, полыха.. т з..рница, пов..лительное накл..нение, (не)принуждё(н, нн)о покл..нит(?)ся, (чисто)кров- ный ск..кун, (не)пром..каем.. (плащ)пальто, расст..ла..щаяся пустыня, зар..сли бур(?)яна, ра(с, сс)ч..тать конструкцию.

б) Продолжите запись, приводя по два-три своих примера.

1) Существительные 3-го склонения: мышь, чушь, ... .

2) Глаголы: беречь — беречь(ся); режь — режьте, ...; несёшь — несёшься, ... .

3) Наречия: прочь, ... .

4) Частицы: ишь, ... .

Глядя на запись, письменно ответьте, в словах каких частей речи употребляется ь после шипящих в конце слов. Приведите примеры.

Примечание для учителя

Исключения среди наречий — уж, замуж, невтерпёж — оговорите.


5. Самостоятельная работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)


V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Обращение к записи на доске. Расскажите о правописании гласных в корнях слов, пользуясь таблицей и дополняя её своими примерами.


Орфограммы

Примеры

1) Проверяемые безударные гласные

2) Непроверяемые безударные гласные

3) Корни с чередованием гласных

4) о-ё после шипящих в корнях слов



Заполнив таблицу данными словами, расскажите о правилах употребления букв ы — и после ц.


Пишется и

в корнях слов

в словах на -ция


Пишется ы

в окончаниях

в словах-исключениях


Демонстрация, революц..я, ц..тата, ц..фры, страниц(ы,и), акац..я, отличниц(ы,и), ц..ркуль, сестриц.., репетиц..я, ц..рк, ц..ганский, ц..плёнок.


VI. Домашнее задание

1. Повторить теоретический материал по теме урока.

2. Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя.






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.