Стилистические возможности лексических средств - ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ

Група в ViberГрупа в Facebook

Все уроки Русского языка 9 класс

Стилистические возможности лексических средств - ЛЕКСИКОЛОГИЯ. ФРАЗЕОЛОГИЯ

Цели: показать учащимся стилистические возможности лексических средств; совершенствовать умение правильно определять лексические значения слов; активизировать словарный запас учащихся

Оборудование: учебные тексты, таблица, словарь синонимов, толковый словарь

Тип урока: урок изучения нового материла

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Актуализация опорных знаний

Проверка домашнего задания

Слушание 2-3 творческих работ учеников.


III. Мотивация учебной деятельности

Предметы и явления, лица и события обладают не одним, а несколькими признаками. Каждый из них может лечь в основу наименования предмета. любой человек, наблюдая свою речь и речь окружающих, может легко заметить, что один и тот же предмет, одно и то же лицо в разных ситуациях, называются разными словами, указывающими на разные стороны предметов и лиц.

По-разному трудятся синонимы, делая нашу речь точной и выразительной. Одни передают тонкие оттенки значений (это видно при разборе значений слов силач и геркулес), другие виды синонимов позволяют нам говорить возвышенно или грубо-пренебрежительно (очи — зенки), доброжелательно или иронично (бабуля — старушенция), официально или неофициально (отбыть — уехать) и т. д. Слово мальчик можно употребить в любом случае, не выражая своего отношения, а слово пацан — только в непринуждённом, фамильярном разговоре.


IV. Изучение нового материала

1. Объяснение учителя

Вы уже знаете, что существует стилистическая шкала, на которой можно разместить все средства языка. Она состоит из трёх зон: высокий (или строгий) стиль, нейтральный и сниженный. Основным является нейтральный. Нейтральное наименование у какой-либо вещи или у понятия есть всегда (или почти всегда), а высокие, торжественные и, с другой стороны, сниженные стилистические соответствия менее регулярны. И действительно, если изобразить отношения между высоким, нейтральным и сниженным стилями, то они будут выглядеть как таблица с не полностью заполненными строками (обращение к таблице, расположенной на доске):


Высокий стиль

Нейтральный стиль

Сниженный стиль

почивать

спать

дрыхнуть

вкушать

есть

жрать

лик

лицо

морда (о человеке)

скончаться

умереть

дать дуба, загнуться

лошадь

кляча

бить

лупить

грядущий

будущий

внимать

слушать

читать

воин

боец

вояка

очи

глаза

гляделки, мигалки

скорбеть

горевать

тужить

дешёвый

копеечный

ведать

знать

кашлять

дохать, бухать

местный

здешний

одеяние

одежда

одежка

вакуум

пустота


Помещая то или иное слово в один из трёх столбцов, мы основываемся на его эмоциональном значении, или эмоциональной окраске: почивать, вкушать, лик, скончаться и др.— это слова с высоким эмоциональным значением; дрыхнуть, жрать, морда, дать дуба и др.— слова со сниженным эмоциональным значением, а у слов спать, есть, лицо, умереть, лошадь и др. эмоциональное значение равно нулю.

2. Ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока


V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Практическая работа творческого характера

Объясните, какие погрешности в стилевом отношении допустили авторы записок.

1) Уважаемые родители! Поскольку ваш сын опять схватил пару, а в табеле у него то пара, то кол, он, несомненно, срежется на экзамене и я вынужден буду выставить его из школы. Директор В. Петров.

2) Настоящим довожу до вашего сведения, что мною, учеником 9 класса Петровым Сергеем Ивановичем, проживающем в 45 квартире дома № 12 по улице Садовой, сегодня, 20 мая 2008 года, произведена закупка пищевых продуктов в магазине № 21 горпродторга на сумму 200 (двести) руб. 30 коп. Переделайте эти записки так, чтобы они соответствовали социальным ролям пишущих (директор школы — родителям ученика, сын — родителям).


2. Чтение-понимание (молча) художественного текста (с дополнительным заданием)

Тексты разложены на каждой парте.

Прочитайте рассказ С. Львова и скажите, сколько раз в этом рассказе Серёжа менял стилистическую тональность.

ПРЕВЗОШЛО САМЫЕ СМЕЛЫЕ ОЖИДАНИЯ

...Как-то мне попалась книга «Что нужно знать будущему писателю». Она заворожила меня. Не советом заносить в общую тетрадь оригинальные мысли — чужие и свои, если придут в голову. До этого я уже додумался. И не указанием — прежде, чем что-нибудь писать, обдумать план. Нет, книжка взволновала меня рассуждением о различных стилях речи. Оказывается, есть слова, которые значат почти одно и то же, но различаются окраской и придают речи особые оттенки. Приводился красноречивый пример: есть, лопать, шамать, трескать, питаться, кушать. Как можно испортить текст глухотой к звучанию слова, доказывалось цитатой из забытого исторического романа: «Юный князь могучей дланью напряг узды гордого скакуна своего и шлёпнулся мордой в грязь». Впоследствии я догадался, что эту цитату составитель пособия изобрёл сам.

Словом, ещё не зная, страдаю ли я глухотой к слову, я вознамерился принять против неё меры заранее, а для того совершенствоваться в употреблении слов и оборотов, придающих речи возвышенный, торжественный или, наоборот, сниженный и грубый оттенок. А также добиваться экспрессивности слога... Кроме того, я решил упражняться в применении идиом, крылатых слов и выражений и прочих фразеологических оборотов.

Утром, когда мама спросила меня, понравилась ли мне кинокартина, которую мы накануне смотрели всем классом, я ответил:

— Превзошла самые смелые ожидания!

Мама, несколько удивившись, спросила, чем именно.

— Всколыхнула лучшие чувства! — ответствовал я.

— Странно ты сегодня разговариваешь! — обиделась мама.— Говори по-человечески!

— Не премину! — пообещал я. Больше мама со мной до вечера вообще не беседовала. Сердилась.

В школе мои попытки говорить экспрессивным слогом обернулись серьёзнее. На уроке мы поспорили с соседом по парте.

— Что у вас там происходит? — спросила Анна Васильевна.

— Ничего, что заслуживало бы внимания,— ответил я.— Буря в стакане воды!

Брови Анны Васильевны изумлённо поползли вверх.

— Ты себя плохо чувствуешь? — заботливо спросила она.

— Отнюдь! Не имею никаких оснований для жалоб! — прозвучал мой ответ. Меня отправили к врачу.

— Ну, так какие у вас жалобы? — справилась добрейшая Елизавета Матвеевна.

— Самочувствие не оставляет желать лучшего! — доложил я.

Стилистический слог, который я выбрал с утра, оказался прилипчивым. Я уже сам был бы рад освободиться от него, не получалось.

— Открой рот, покажи горло, скажи: а-а-а!

— Почту за честь! — воскликнул я, хотя терпеть не мог этой процедуры. А когда Елизавета Матвеевна сообщила мне, что горло чистое, я заметил, что не испытывал ни малейших сомнений на сей предмет. Тут она велела мне смерить температуру. Температура оказалась нормальной, о чём Елизавета Матвеевна сказала с явным удивлением.

— Основанием для тревоги нет и в помине! — прокомментировал я.— Будет ли мне позволено вернуться на урок?

— Ступай-ка ты лучше домой! — сказала Елизавета Матвеевна.— Я тебе освобождение напишу. Посиди денёк-другой дома. Отдохни. А главное — ничего не читай! Я слышала, ты много читаешь.

— Это обстоятельство имеет место! — сказал я, чувствуя, что впадаю в иную стилистическую тональность, с несколько канцелярским оттенком. Я вышел из кабинета врача с запиской об освобождении в руках, размышляя о превратностях судьбы того, кто собирается стать писателем. Едва начнёшь упражняться в применении разнообразно окрашенных слов и оборотов, как тебя сочтут больным.

...Я пересёк улицу Горького напротив музея Революции, немного не дойдя до перекрёстка.

«Интересно, кому это свистят?» — с любопытством подумал я. Оказалось, мне. Милиционер своей волшебной палочкой проделал пас, который означал, что я должен вернуться на тот тротуар, с которого сошёл, и подойти к нему. Я загипнотизированно поплёлся туда, куда указывала палочка.

Когда я приблизился к милиционеру, он, слегка наклонившись ко мне, приложил руку к шлему и спросил скорее благожелательно, чем грозно:

— Нарушаем?

И я с ужасом услышал свой ответ:

— Имело место! — Канцелярская стилистическая волна захватила меня и не отпускала.

— Что? — переспросил милиционер.

— Нелёгкая попутала!* — сказал я, стремясь сделать свою речь не столько официальной, сколько выразительной.

— Ты как со старшими разговариваешь?! — возмутился милиционер, на что я неожиданно для себя ответил:

— Далёк я был от мысли вас обидеть! — с изумлением чувствуя, что говорю ритмической прозой.

— Так! И нарушаем, и ещё издеваемся! — воскликнул милиционер.

— Помилуйте! — в свою очередь вскричал я.— Чем повод дал я вам для этих подозрений?!

— ...Всегда так говоришь? — с изумлением спросил он.

Я отрицательно помотал головой.

— Ну, скажи что-нибудь попросту!

— Желанье ваше мне закон!

— Господи! — охнул милиционер.— Ну, чеши домой!

И от этих его слов во мне что-то словно щёлкнуло. «Чешу домой!» — подумал я с облегчением. Когда мне дверь открыла мама с обычным вопросом, что в школе и почему я так рано, я выпалил:

— Меня милиционер задержал! Во-о! Дал духу! Потом отпустил! Я — драла! Задал лапаты!**

— Что ты говоришь? Как ты говоришь?! — простонала мама.

— Неужели непонятно: дал стрекача! Я рано потому, что доктор отпустил. Я говорю: есть такое дело и, не будь дурак, домой во весь дух.

Мама слабым голосом спросила:

— Что с тобой?

Потом она тоже смотрела мне горло, мерила температуру, собиралась идти в школу, чтобы поговорить с Анной Васильевной. А я, как мог, её успокаивал:

— Куда, за семь верст киселя хлебать!*** Всё это ерунда на постном масле.****

...Когда со службы вернулся папа, мама, не давая ему раздеться, задержала в коридоре и что-то долго и взволновано сообщала ему.

— О тебе говорят! — преданно доложил мне младший брат Юра.

— Да,— промолвил я многозначительно,— зашёл я далеко! Что ни скажу теперь, нет веры мне. Всё звук пустой!

Юрка восхитился. А меня даже не позвали ужинать, а отправили в постель, предварительно дав валерьянки. Не знаю, чем кончилась бы эта история, если бы я, проснувшись утром, не сказал громко:

— Есть как хочется!

И услышал радостный Юрин возглас:

— Серёжа выздоровел!

• Как вы думаете, почему окружающие восприняли Серёжин рассказ либо как признак начинающейся болезни, либо как издевательство над старшими?

• Инсценируйте диалоги между следующими собеседниками: Серёжа — его мама, Серёжа — школьный врач, Серёжа — милиционер:

а) Мама с Серёжей говорят о просмотренном фильме;

б) Серёжа на приёме у школьного врача;

в) Серёжу, который перешёл улицу в неположенном месте, останавливает милиционер.

• Какой эпизод, по-вашему, воспринимался наиболее комично?

• Какой вывод можно сделать из этого рассказа?


3. Практическая работа с использованием толкового словаря и словаря синонимов

а) Докажите синонимичность приведенных слов (учтите возможность синонимии в одном из значений). Определите по словарям синонимов или толковым словарям стилистическую окраску слов.

Смотреть, взирать, пялиться, глазеть. Преграда, препятствие, препона. Манера, повадка, ухватка. Лохмотья, отрепье, рубище. Множество, обилие, масса, тьма, пропасть, уйма, прорва. Пища, снедь, харчи, шамовка. Лихой, злобный, мстительный, злой. Ярко, лучезарно, ослепительно. Истратить, извести, промотать, спустить, издержать, растранжирить, ухлопать.

б) Исправьте стилистические ошибки в приведенных предложениях, изъяв избыточные, ненужные слова, уже входящие в значение заимствованных слов.

Школьники преподнесли старым ветеранам цветы. Мы попросили продавца показать нам прейскурант цен на товары. Сегодня в театре полный аншлаг. Художник нарисовал свой автопортрет. Гостям на встрече вручили памятные сувениры. В нашей стране промышленная индустрия достигла высокого развития. Это был первый дебют молодого пианиста.


4. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)


VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

Фронтальная беседа с использованием интерактивного приема «Мозговой штурм»

• Что изучает стилистика?

• Что вам известно о стилистической шкале?

• Какова роль синонимов в нашей речи?


VII. Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал учебника по теме урока.

2. Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя.


* Нелёгкая попутала (кого?) — кто-либо поддался соблазну сделать что-либо;

** задавать (задать) лапаты — стремительно, поспешно убегать; удирать;

*** за семь верст киселя хлебать — далеко и понапрасну идти, ехать куда- либо;

**** ерунда на постном масле — то, что не заслуживает внимания, пустяк.






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.