Развитие речи. Выборочное изложение текста публицистического стиля (с творческим заданием) - СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

Група в ViberГрупа в Facebook

Все уроки Русского языка 9 класс

Развитие речи. Выборочное изложение текста публицистического стиля (с творческим заданием) - СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ С РАЗНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ

Цели: проверить уровень сформированности коммуникативных и нормативных умений и навыков; совершенствовать умение писать изложение; обучать учащихся составлению небольших письменных высказываний на основе личного опыта.

Оборудование: текст изложения, текст стихотворения Д. Павлычко, учебные тексты.

Тип урока: урок применения знаний и формирования умений.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа

• Любите ли вы читать?

• Что вас привлекает в чтении книг?

• Назовите ваши любимые книги. Мотивируйте свой ответ.

2. Работа с текстом

а) Послушайте стихотворение Дмитрия Павлычко на украинском языке. Определите его тему и основную мысль.

У книги люди, наче бджоли в соти,

Знесли духовний, чародійний мед.

Сліпцеві очі їм потри, і вмент

Побачить сонце й голубі висоти,

Відчує мислі найстрімкіший лет,

Збагне людські страждання і турботи,

Поможе іншим темряву збороти,

Рвучи з очей пов’язки чорних лент!

Благословенна та ясна година,

Коли буквар до рук бере дитина,

Коли читає «Кобзаря» юнак,

Коли Франка «огромнії сонети»

Підносять дух, коли говорять Гете,

Шекспір, Міцкевич, Лермонтов, Бальзак.

• С чем сравнивает поэт собранное людьми в книгах?

• О какой слепоте говорит автор? Только ли о физической?

• Передайте содержание стихотворения на русском языке. При пересказе попытайтесь сохранить яркие авторские образы.


III. Постановка целей и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Литература дает вам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание — понимание жизни и всех её сложностей. Она служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей, одним словом, делает вас мудрым.

У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку, то посмешить, то просто выразить свое отношение к происшедшему с вами или кем- либо другим.

Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все — она модная. Умейте читать с интересом и не торопясь.

Почему телевизор вытесняет сейчас книгу? Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало. Он вас отвлекает от забот, он вам диктует, как смотреть и что смотреть. Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи.

(По Д. Лихачеву)


IV. Работа над культурой и развитием речи учащихся

1. Вступительное слово учителя

Текст, который предлагается вам для выборочного изложения с творческим заданием, представляет собой публицистическое рассуждение на тему «Любимая книга». По сути, в нем содержится четыре отзыва о книгах, по разным причинам близких сердцу автора, человека неравнодушного, влюбленного в литературу и хорошо представляющего себе значение книги для формирования духовного мира человека. В единое высказывание их (отзывы) объединяет общая коммуникативная установка автора — обосновать свой выбор, объяснить, почему из великого множества любимых книг он выбирает именно эти.


2. Чтение текста учителем

Послушайте текст. Определите его тему и основную мысль. Подумайте, заголовок отражает тему или основную мысль текста.

КНИГИ, БЕЗ КОТОРЫХ Я НЕ МОГУ ОБОЙТИСЬ

Если бы книгам угрожал всемирный потоп, я бы поспешил построить ковчег, в который попытался бы захватить всех своих любимцев. Само собой разумеется, что чем меньше был бы ковчег, тем мне было бы трудней и печальней. Если бы можно было взять с собою сотню книг, затруднения мои были бы не так велики, как если бы выбор был ограничен десяткой. И уж невыносимо трудно было бы мне, если бы десятку сократили до трех-четырех.

А все-таки. Какие же из миллионов книг вошли бы в число заветных?

Первая книга — это, конечно же, стихи Александра Пушкина. Ничто не имело и не имеет для духовной жизни моей, для жизни в прекрасном того значении, которое имел и имеет Пушкин. Он пришел ко мне с колыбели, он останется со мной до конца. Он был всегда со мной — и в дни радости, и в дни печали, и в часы труда, и в годы войны. Это была единственная книга в моем военном багаже.

Но разговор о Пушкине без самого Пушкина невозможен. А посему вот хотя бы одно пушкинское стихотворение — то, что мне всех милей и дороже:

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

Я не знаю ничего лучше в мировой лирической поэзии. Я не знаю ничего более чистого, ясного и благородного. Это сама Поэзия, само Сердце. И то и другое необходимы мне всегда. Без них я жить не могу.

Вторая книга — это «Война и мир» Льва Толстого. Это книга глубочайшего проникновения в человеческий материал. Никто не умел и не умеет так глядеть в человека, так понимать, так раскрывать, так любить и жалеть его. Этой гигантской книге обязаны, в той или иной мере, почти все писатели, писавшие после Толстого.

Третья книга — это «Мертвые души» Николая Гоголя. Гоголь — явление чрезвычайное. Мне кажется, никто не писал смелее и доказательнее. Образы «Мертвых душ» невозможно оспорить. Страшная сказка, рассказанная им, прекрасна и беспощадна одновременно. Другой такой никто придумать и рассказать пока не смог. При этом никто не смог быть столь прекрасным и столь живописным в описании уродливого.

Четвертая книга — это стихи Владимира Маяковского. Я не люблю Маяковского, и поэтому мне нелегко решиться взять его с собой. Он слишком много якает. Он бесцеремонен, груб и излишне часто пускает в ход локти, форсируя к тому же свою лужёную глотку. Он постоянно наступает всем на ноги и не считает нужным извиниться. Но я почел за благо примириться. Я глубоко благодарен Маяковскому, много потрудившемуся над уничтожением всяческих культов всяческих личностей. Он самый современный из современных писателей. Он современен весь, целиком, с головы до пят, стихом, душой, материалом, манерой, хваткой, темпераментом, неуравновешенностью, словарем, отношением к прошлому, настоящему и будущему. Он боец — всегда и во всем. Он первооткрыватель и первопроходчик. Он профессиональный Колумб. Это его призвание и специальность. Прекрасная и ни с чем не сравнимая специальность.

(По И. Бражнину)


3. Беседа

• Определите стиль текста и тип речи.

• Сколько частей можно выделить в тексте?

• Как строятся четыре рассуждения-доказательства?

Пояснение учителя

В тексте хорошо проявляется ведущая функция публицистического стиля — функция эмоционального воздействия на чувства и разум читателя. Выбранный автором тип речи также полностью соответствует коммуникативной задаче высказывания — рассуждение позволяет привести доказательства в защиту своей точки зрения, убедить примером.

Текст имеет простую и ясную композицию: он состоит из вводной части, где говорится о трудностях выбора, а точнее, о нежелании ограничить круг чтения, и основной части, распадающейся на четыре микротекста. Каждый из них по типу речи представляет собой рассуждение с обоснованием тезиса, содержащего оценку. В данном случае план текста и схема его строения совпадают.

Примерный план текста

1) О трудностях выбора.

2) Стихи Пушкина.

3) «Война и мир» Толстого.

4) «Мёртвые души» Гоголя.

5) Стихи Маяковского.

Схема строения текста

Рассуждение-объяснение

1-е рассуждение-доказательство

2-е рассуждение-доказательство

3-е рассуждение-доказательство

4-е рассуждение-доказательство


4. Повторное чтение текста учителем


5. Написание изложения (черновые варианты) с творческим заданием

Задание

• Напишите выборочное изложение.

• Сделайте самостоятельный отбор произведений, руководствуясь своим вкусом, своими склонностями и интересами и расскажите о них и о своём отношении к ним в композиционной форме, аналогичной данному тексту, его строению.


V. Рефлексия. Подведение итогов урока

Заключительное слово учителя

Читайте же больше и читайте с величайшим выбором! Обретите сами этот свой выбор и никому не подчиняйтесь в выборе чтения, кроме той силы, которую приобрела в истории человеческой культуры книга классическая. Классическое произведение — то, которое выдержало испытание временем. С ним вы не потеряете своего времени. Но классика не может ответить вам на все вопросы сегодняшнего дня. Поэтому надо читать и современную литературу. Не бросайтесь на каждую модную книгу! Не будьте суетны! Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, которым он обладает,— своё время.

(По Д. Лихачёву)


VI. Домашнее задание

Отредактировав черновые варианты изложения и дополнив его своими рассуждениями, закончить творческую работу в тетрадях.






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.