Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении - БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Група в ViberГрупа в Facebook

Все уроки Русского языка 9 класс

Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении - БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Цели: ознакомить с правилом постановки запятой и точки с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Оборудование: учебник, учебные тексты.

Тип урока: комбинированный.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап


II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа

• Какое предложение называется сложным?

• Чем отличаются союзные и бессоюзные сложные предложения?

• На какие две группы делятся союзные сложные предложения?

• Приведите пример сложносочинённого предложения.

• Приведите пример сложноподчинённого предложения.

• Дайте определение бессоюзного сложного предложения.

• Приведите пример бессоюзного сложного предложения.

2. Распределительный диктант

Запишите предложения, распределив их по двум группам:

а) предложения, в которых перечисляются явления, происходящие одновременно;

б) предложения, в которых перечисляются действия или явления, совершающиеся последовательно.

1) За селом синел далёкий лес, рожь качалась, колос созревал. 2) Жёлтые листья роняет осень, красные листья летят по лесам (С. Щипачёв). 3) Блеснули лиловые глаза, выскочил кот (А. Толстой). 4) Иртыш кипел, в крутых берегах вздымались седые волны (К. Рылеев). 5) На этом острове стоит тесно несколько ёлок, под ними я сел отдохнуть (М. Пришвин). 6) На лётном поле Внуково тяжело катился гул моторов, в небо то и дело поднимались с невидимой взлётной полосы самолёты (В. Лидин).

3. Индивидуальное творческое задание (3—4 учащихся)

Составить 2-3 предложения об осенней природе, выразив значение одновременности или последовательности событий или явлений.


III. Постановка целей и задач урока.

Мотивация учебной деятельности

Границы между частями в бессоюзном сложном предложения обозначаются разными знаками: запятой, точкой с запятой, двоеточием и тире. Выбор знака определяется смысловыми отношениями между его частями и интонацией.

Задача нашего урока — ознакомиться с правилом постановки запятой и точки с запятой в бессоюзном сложном предложении, чтобы избегать ошибок, связанных с постановкой точки с запятой, особенно в замене этого знака запятой в бессоюзных сложных предложениях, части которых являются нераспространёнными предложениями или предложениями с небольшим количеством второстепенных членов.


IV. Изучение нового материала. Объяснение учителя

Запятая между предложениями, входящими в состав сложного бессоюзного, ставится в том случае, если части сложного предложения перечисляют явления и между ними можно поставить союз и, например: В глазах у меня потемнело, голова закружилась. (М. Лермонтов). (Ср.: В глазах у меня потемнело, и голова закружилась.)

Вместо запятой между предложениями, входящими в состав бессоюзного сложного, ставится точка с запятой, если предложения более распространены (когда, например, внутри предложений есть уже запятые): Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережёт их (М. Горький). Перед точкой с запятой голос понижается и делается небольшая пауза.


V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. Наблюдение над языковым материалом

Прочитайте вслух и объясните употребление запятой и точки с запятой между предложениями в бессоюзных сложных предложениях.

1) Недавно вставшее солнце затопляло всю чашу сильным, хотя и неярким светом; везде блестели росинки, кой-где внезапно загорались и рдели крупные капли; всё дышало свежестью, жизнью и той невинной торжественностью первых мгновений утра, когда всё уже так светло и так безмолвно. От мокрой земли пахло здоровым, крепким запахом; чистый, лёгкий воздух переливался прохладными струями (Л. Толстой). 2) Вдруг над самой головой Егорушки со страшным, оглушительным треском разломалось небо; он нагнулся и притаил дыхание, ожидая, когда на его затылок и спину посыплются обломки (А. Чехов).

2. Практическая работа

Соедините соседние предложения, образуя бессоюзные сложные; прочитайте образованные вами предложения вслух. Перепишите их, расставляя запятые и точки с запятой.

1) Ярко светит солнце. Блестит речка. Благоухают цветы. 2) жужжат пчёлы. Пахнет цветущей липой. С поля доносится шум трактора. 3) Было тихо. Только вода всё говорила о чём-то, журча и звеня. Временами казалось, что этот говор ослабевает и вот-вот стихнет. 4) Поезд ушёл быстро. Его огни скоро исчезли в темноте. Через минуту уже не было слышно шума. Опять над маленькой станцией воцарилась тишина. 5) Всё вокруг застыло в крепком осеннем сне. Сквозь сероватую мглу, которая нависла над землёй, чуть видны под горою широкие луга. Они разрезаны Волгой, перекинулись через неё и расплылись, растаяли в туманах. 6) Прокатились по небу сильные, оглушительные удары грома. Гроза, надвинувшаяся с запада, разразилась. 7) Один холм сменялся другим. Поля тянулись за полями. Ветер волнами пробегал по созревшей пшенице.

3. Творческое списывание

Распространите простые предложения, входящие в состав бессоюзного сложного, однородными и обособленными членами, данными в скобках. Расставьте знаки препинания.

Жёлтые листья спали с деревьев (и усеяли берег) зелень полиняла (засохла) река приняла холодный (свинцовый) цвет.

С небольшими перерывами дождь продолжался весь день в лесу стало сыро и холодно (как в погребе). Крупные капли дождя сыпались с шумом (точно алмазы) трава (ещё недавно взволнованная ветром) не шевелилась.

4. Работа с упражнениями учебника (по выбору учителя)


VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

Составление алгоритма (работа в парах)

Чтобы правильно поставить знак препинания между простыми предложениями, входящими в состав бессоюзного сложного, нужно:

1) разбить данное сложное предложение на простые,

2) определить смысловые отношения между простыми, входящими в состав сложного:


image25


VII. Домашнее задание

1. Выучить теоретический материал по теме урока.

2. Напишите сочинение-миниатюру на тему «Один из вечеров моей семьи», употребив бессоюзные сложные предложения со значением перечисления и последовательности (с запятой и точкой с запятой между частями).






Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Все материалы доступны по лицензии Creative Commons — «Attribution-NonCommercial»

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

© 2014-2019 Все права на дизайн сайта принадлежат С.Є.А.